О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сучок"

За 20 лет спортивной жизни "сучок", как его называют спортсмены, забрал столько золотых медалей, что даже его создатели сбились со счета

За 20 лет спортивной жизни "сучок", как его называют спортсмены, забрал столько золотых медалей, что даже его создатели сбились со счета. Он сам признан произведением искусства - его создателям Владимир Путин лично вручил Госпремию вместе с художниками, писателями и театральными режиссерами. И что удивительно - за все это время нигде в мире не было создано ничего подобного.

Те, кто летает на большой технике, частенько с пренебрежением относятся к таким "блохам". Однажды вместе с Евгением Фроловым, летчиком-спортсменом, полетел профессионал-истребитель. Аса хватило ровно на полчаса: из кабины пилот реактивного самолета вывалился совсем зеленый. И больше никогда не относился к "пилотажкам" свысока.

Этот самолет проектировали люди, делающие самые совершенные истребители в мире. Его учили летать испытатели в звании Героев России. Решения, которые воплотились в этой спортивной машине, еще не появились даже в боевой авиации.

...Для сборной СССР по высшему пилотажу 1983 год начался трагично. Подряд четыре катастрофы, и у всех - одинаковая причина: разрушение конструкции в воздухе. Новые самолеты, предшественники Су-26, налетавшие всего несколько десятков часов, вдруг стали рассыпаться на сложных фигурах, унося с собой жизни летчиков экстра-класса. Но дефектов конструкции комиссия не нашла. Самолеты честно сражались с перегрузками, на которые были рассчитаны, но конструкция все равно разрушалась.

Вспоминает Виктор Смолин, сегодня главный тренер сборной России, а тогда - капитан команды: "Естественно, после катастроф полеты закрыли, и нам не на чем стало летать. И Семен Ильич Харламов, "командующий авиацией ДОСААФ", как его называли в шутку, то есть зампредседателя ЦК ДОСААФ по авиации, спросил: есть хороший конструктор, который может сделать новый самолет для сборной?

Мы говорим - есть. Вячеслав Кондратьев, работает в КБ Яковлева.

Харламов взял Кондратьева и пошел с ним к своему приятелю Симонову, в ОКБ Сухого. "Михаил Петрович, - сказал Харламов. - Нужен самолет - спортивный, хороший. Давай сделаем!"

- Знаешь, - ответил Симонов, - я такой никогда не делал, это вроде не наше дело... Но если с этого будет какой-то прок, если мы отработаем кое-какие технологии по композитам и заодно воспитаем молодых конструкторов - давай!

Началось с того, что Кондратьев приехал к нам на сборы, стал слушать команду и рисовать. Поскольку у нас 90 процентов летчиков с хорошим инженерным образованием, ребята не просто языком болтали. Мы высказывали ему наши соображения утром и уходили летать. А вечером собирались - у него уже был эскиз, который мы нещадно правили, каждый своим карандашом. Он мирно выслушивал нас, а на следующее утро появлялся новый эскиз, и так - день за днем. А потом Кондратьев скрылся за стенами КБ и не выходил оттуда, пока самолет не был готов. Было нормально звонить ему в 11 вечера на работу - все еще были на месте.

А через 9 месяцев появился новый самолет. Так что мы его практически родили..."

В первый полет новая машина ушла 20 июня 1984 года. Поднимал ее тогда еще совсем молодой Женя Фролов, только-только пришедший из сборной в отряд испытателей. Сегодня Герой России Евгений Фролов хорошо помнит тот полет.

- Нет, мы не сразу взлетели. Порулили, побегали на разных скоростях, сделали пару отрывов. После этого наука долго мучила: насколько самолет устойчивый? Хорошо ли управляется? И только после этого дали разрешение на первый взлет.

Оторвались без каких-то эксцессов. Единственное, что "сучок" показался мне сложнее, чем те самолеты, на которых я летал до него, - он оказался статически неустойчив. Попробовал на средних скоростях как он управляется. Очень вертлявый! В принципе, характер самолета уже на подлетах чувствуется, его можно оценить. И на всех этапах полета он повел себя очень "культурно".

Почти сразу после заводских испытаний машины поехали на чемпионат в Венгрию. Тогда ничего хорошего привезти не удалось - самолет был еще очень "сырой". Да и у соперников стали появляться новые машины. После этого за "Су" взялся Борис Ракитин, заместитель главного конструктора ОКБ. И вскоре самолет стало просто не узнать. Спортсмены начали вытворять невероятные вещи: за короткий комплекс, например, крутили по 90 "бочек".

- Характер у машины получился сговорчивый, - вспоминает Смолин. - Самолет строгий и не прощает многих ошибок, но очень прочный. Рамон Алонсо шмякнул его в Турции о дорогу так здорово, что у него разогнулись шасси - аж винтом цепанул. Но летчик - без царапины, а самолет отремонтировали, и он летал опять. Юра Вощук рухнул метров с 30 на взлете. Самолет весь развалился - летчику хоть бы хны. Саша Кротов влетел в бетонную стену - смотреть было страшно, скорость больше 300 километров в час. Все развалилось - кабина цела, летчик жив, а через какое-то время был и здоров.

После этого наших было уже не остановить: русская команда действительно летала на лучшем самолете в мире. Только за первые два года - 156 медалей, из них - 59 золотых. Такого не делал до них никто. Соперники сначала пытались конкурировать. Но немецкая "Экстра", хоть и летала практически так же, но каждые два года требовала очень дорогого ремонта. "Сучок" же эксплуатировался годами и не имел "усталостных деформаций". "Экстра" требовала теплого ангара - Су-26 на улице, под дождем становился чуть ли не прочнее! Двигатели западных машин просились на переборку после каждого чемпионата. А наш - работал и работал.

Поняв, что конкурировать бесполезно, соперники стали "сучок" просто покупать. В США, где своя авиапромышленность готова выпускать хоть "стелс", машины отправляли сотнями. Сегодня в США "сучков" больше, чем на родине. Кстати, и абсолютный чемпион Европы-2002 Рамон Алонсо летает тоже на "Су".

Российская сборная по высшему пилотажу по-прежнему выигрывает все, что можно выиграть. С прошлого чемпионата мира - кстати, все в тех же США - домой уехало 19 медалей из 24, с летнего европейского - 22 из 24 разыгранных. (!) Новые модификации машины приводят в полный восторг - конкурировать этой машине просто не с кем.

А Евгений Фролов, посвятивший в дальнейшем свою жизнь большим реактивным машинам, вспоминает о "сучке" с теплотой:

- Конечно, у реактивного больше скорость, он стремительнее. В современном истребителе 25 тонн, а крутится он достаточно легко, подчиняется тебе. Да и ощущение того, что у тебя в руке 20 тонн тяги, определенный адреналин в кровь добавляет. Но на "спортсмене" ты вытворяешь в небе все, что хочешь, что тебе в голову взбредет. И реактивная машина такого никогда не позволит. Ведь пилотажники - это отдельная каста: если ты освоил спортивный самолет, сможешь летать на чем угодно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Огонек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка