Газета
30 сентября 2004, 18:08
Топ-менеджеров приземлили
Американские авиакомпании ищут любые способы избежать банкротства. US Airways и Delta сокращают зарплаты своим топ-менеджерам
Две крупные американские авиакомпании, находящиеся на грани банкротства - Delta Air Lines и US Airways, - вынуждены прибегнуть к крайней мере для сокращения издержек.
US Airways вчера заявила о сокращении зарплаты руководства на 20-25%. План предусматривает сокращение зарплат и премиальных 3 тысячам менеджеров компании, а также упразднение некоторых постов. По словам главного вице-президента US Airways Кристофера Чеймса, зарплата руководству будет сокращена на 45 миллионов долларов из ежегодно выплачиваемых 201 миллиона долларов. Напомним, что на прошлой неделе US Airways обратилась в суд по банкротствам с просьбой ввести временное сокращение зарплаты и прочих выплат своим работникам, предупредив, что имеющихся средств хватит лишь до января. За US Airways последовала Delta Air Lines - третий по величине американский перевозчик. Авиакомпания заявляет о том, что намерена снизить зарплаты на 10%, и не только рядовым сотрудникам, но и топ-менеджерам. К примеру, председатель правления, который зарабатывает не один миллион долларов в год, будет вовсе лишен зарплаты до конца 2004 года.
Проблема банкротства пока не стоит перед крупными российскими перевозчиками. Хотя предпосылки к этому есть. Пассажиропоток, упавший после августовских терактов на Ту-154 и Ту-134 на 5-7%, так и не восстановился. Убытки перевозчиков уже перевалили за 10 млн. долларов. Эксперты уверены, что, если тенденция снижения пассажиропотока сохранится до конца года, перевозчики недосчитаются уже 100 млн. долларов. И тогда им придется серьезно задуматься о других способах снижения затрат, кроме повышения цен на авиабилеты (ежемесячно рост цен на авиабилеты в России составляет 1-2%. - Газета). Однако в профсоюзах российских авиакомпаний уверены, что заработную плату руководство сокращать все равно не будет. "Мы не сможем заставить их это сделать", - говорит президент ассоциации профсоюзов ОАО "Аэрофлот" Владимир Дьячковский. "Правовые системы США, где профсоюзы играют первостепенную роль, и России просто нельзя ставить на одну доску. Правила, прописанные в нашем Трудовом кодексе, не соблюдаются. Система оплаты труда согласовывается с нами формально". В том же "Аэрофлоте" только в 2003 году на поощрение сотрудников было выделено около 8 млн. долларов. Как говорят в профсоюзе, в основном эти деньги ушли на премии именно топ-менеджерам. "Зарплаты руководства и рядовых сотрудников отличаются не сильно, а вот премии - на порядок. Причем эти цифры находятся за семью замками", - говорит член совета профсоюзов авиационных специалистов ОАО "Аэрофлот" Виктор Клещенков.
Как рассказали Газете в одном из крупных московских рекрутинговых агентств, "зарплаты топ-менеджеров в том же "Аэрофлоте" сейчас составляют от 50 до 100 тыс. долларов в год, а ежегодный доход гендиректора авиакомпании Валерия Окулова с учетом бонусов может достигать 1 млн. долларов". Между тем, по словам заместителя гендиректора авиакомпании "Сибирь" Михаила Кошмана, зарплатный уровень топ-менеджеров американских авиакомпаний несравнимо больше, чем в России. "Вряд ли сокращение зарплаты наших руководителей сильно повлияет на финансовые результаты. Хотя после дефолта 1998 года "Сибири" пришлось прибегнуть именно к такому методу", - говорит он.
Антикризисные меры
Непрекращающийся рост цен на нефть неизбежно ведет к удорожанию авиакеросина. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), только в этом году авиакомпании во всем мире потратят на заправку своих самолетов на 10 млрд. долларов больше, чем обычно. И это при том, что многие из них до сих пор не пришли в себя после тяжелейших ударов - терактов 11 сентября в Нью-Йорке, вспышки атипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии и войны в Ираке. Попав в сложную ситуацию, перевозчики уже испробовали практически все антикризисные способы. К примеру, французская Air France и голландская KLM, чтобы минимизировать издержки, решили объединиться. Таким образом, в мире появился второй по величине перевозчик с 540 самолетами, перевозящими 60 млн. пассажиров ежегодно. Но слияние - самый мирный способ противостоять кризису. Другие перевозчики, чтобы избежать банкротства, безжалостно сокращают штат своих сотрудников. А некоторые просто отыгрываются на пассажирах. Пропорционально росту цен они, не стесняясь, повышают стоимость авиабилетов. К примеру, с 11 августа авиакомпания British Airways увеличила "топливную надбавку" с 4 до 10 долларов. Еще раньше, в мае, Air France, KLM, Spanair увеличили стоимость билетов на 4 евро. Австралийская авиакомпания Qantas - на 4-10 долларов. Наиболее существенное повышение - у компании Swiss: стоимость билетов возросла на 3%. Немецкая Lufthansa ввела в России и других странах СНГ "топливную надбавку", которая увеличила стоимость билетов на 4-18 долларов в зависимости от направления....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции