Российское военное обозрение
30 сентября 2004, 20:48
Полет из века в век
В этом году по-особому широко и масштабно отмечался День ВВС. В Монино проводилась выставка "Летающие легенды", в Жуковском проходил Международный фестиваль пилотажных групп
Раритетам - почтение, новичкам - восхищение
Гул поршневых авиационных двигателей сходен с ревом мощных тракторов, вспахивающих целину. Именно такое ощущение возникло у меня, когда над военным аэродромом Чкаловский появилась группа из четырех самолетов времен Второй мировой войны. Американский бомбардировщик Б-25 "Митчелл" (в годы Великой Отечественной они по ленд-лизу поставлялись в СССР), учебно-тренировочные самолеты АТ-6"Тексан" и Т-28 "Троян" (США), истребитель Як-11 (у нас в стране его начали производить сразу после войны) стали первой группой летающих раритетов, прибывших на авиашоу. Позже их число возросло, хотя и выяснилось, что добраться до Чкаловского удалось далеко не всем приглашенным. Вылетевший из Германии самолет Як-3 был вынужден вернуться обратно из-за проблем с двигателем. По разным причинам, в основном техническим, не прилетели еще несколько действующих раритетов. К сожалению, авиатехника середины прошлого века, даже очень старательно восстановленная, "имеет право" на отказы.
Как заявил заместитель председателя оргкомитета выставки Владимир Бер, прилет раритетов долгое время был вообще под большим вопросом. Ретросамолеты в мире буквально на вес золота. Их восстановление, содержание и эксплуатация обходятся очень дорого. Владельцы реликвий до последнего момента колебались. Ведь нужно проявить волю и мужество, чтобы решиться преодолеть тысячи километров на самолетах, не предназначенных для полетов на столь дальние дистанции. Крейсерская скорость некоторых машин составляет всего 120-160 км/ ч, а эшелон пилотирования - 500-1500 м. Для дозаправки топливом некоторым типам самолетов пришлось совершить до пяти посадок.
Несмотря на то, что все машины поддерживаются в хорошем техническом состоянии и имеют современное навигационное оборудование, летать они могут только в светлое время суток.
Поэтому перелету раритетов помогали российские летчики из авиации сопровождения -вертолет-лидировщик Ми-8 и самолет-ретранслятор Ан-26РТ, обеспечивавший устойчивую радиосвязь.
12 августа 18 раритетных самолетов времен Второй мировой войны стояли в почетном строю на взлетно-посадочной полосе бывшего фронтового аэродрома. Гостями в Монино были также российские действующие раритеты По-2, Ла-5ФН и Ш-2, а также послевоенный самолет Як-12.
Авиацию бывшего противника представляли реплики (заново построенные): пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-87", доставленный из Украины, и стилизованный "Мессершмит-109", поступивший из российского города Иваново.
Вместе с действующими моделями боевых машин были представлены также экспонаты Центрального музея ВВС: истребитель Ла-5ФН, на котором летал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, пикирующие бомбардировщики Ту-2 и Пе-2, легендарный истребитель И-15бис. Всего - более 80 образцов авиатехники.
Конечно, коллекция представляла далеко не все самолеты, которые были произведены в СССР в годы войны. Как с сожалением отметил главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, некоторые модели периода Великой Отечественной войны в России утрачены: "Это связано с тем, что в стране было неправильное отношение к нашему прошлому, а ведь эти машины - и история военной авиации России, и история страны". Главнокомандующий ВВС заверил, что ситуация будет исправляться. На это направляются как ресурсы Военно-воздушных сил, так и спонсорская помощь.
Один из сделанных уже шагов по воссозданию исторических реалий - любовно и точно отреставрированный в Монино силами инженерного батальона ВВС действующий полевой аэродром времен Великой Отечественной войны. Сооружены все его составные элементы: грунтовая взлетно-посадочная полоса, макеты самолетов, командный пункт, медсанбат, позиции и средства ПВО.
Но вернемся к самому шоу. Его открывали Герой Российской Федерации главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов и дважды Герой Советского Союза бывший главнокомандующий ВВС СССР маршал авиации Александр Ефимов. В присутствии целого ряда прославленных летчиков-ветеранов и ныне действующих российских асов они разрезали красную ленточку, и летный парад боевых "летающих легенд" начался.
Конечно же, ветеранам-фронтовикам на этом празднике отводилась роль почетных гостей и зрителей. Самому старшему из тех, кто в Монино должен был поднимать самолеты в воздух, - полковнику в отставке вооруженных сил Чехословакии Йозефу Тодту - 65 лет. Когда закончилась Вторая мировая война, ему исполнилось всего 6. Но позже в его жизни были почти три десятилетия службы летчиком-испытателем, а управляемый им Як-11 был собран в 1956 году. Ветеран сказал, что с радостью вспоминает о тех временах, когда СССР и Чехословакия были друзьями, и что с большим удовольствием принял приглашение посетить Россию. Ныне Йозеф Тодт- доктор психологии и... постоянно практикующий пилот. Его общий налет - 11 000 часов.
И все же главной сенсацией шоу стало участие в полетах российского ветерана. В экипаже с летчиками Раймондом Ридманом и Йоханном Грабнером из Австрии американский бомбардировщик Б-25 пилотировал Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, бывший командующий Дальней авиацией генерал-полковник авиации в отставке Василий Решетников, которому 23 декабря с.г. исполняется 85 лет.
Во время войны ему не раз приходилось сидеть за штурвалом этого самолета. "Тяжеловата сейчас машина, - резюмировал после полета ветеран, - шестьдесят лет назад она казалась намного легче".
Следом за генералом в небе над Монино продемонстрировали свое мастерство российские и зарубежные летчики на современных самолетах. Только для посетителей "Летающих легенд" с головокружительными пируэтами на спортивном самолете Зивко Эдж-540" выступил известный летчик-испытатель Ханнис Арх (Швейцария). Кредо жизни этого экстремального пилота - профессионально выполнять то, что максимально опасно для жизни. Господин Арх занимает первое место в национальном чемпионате Швейцарии, входит в национальную сборную, в качестве летчика-испытателя включен в Лигу лучших пилотажников мира.
Были еще несколько десятков летчиков, которые запомнились своими выступлениями, превратившими авиашоу в Монино в поистине незабываемое зрелище. В будущем году, в честь 60-летия Великой Победы, ожидается прилет еще большей группы авиаторов, которые на ретросамолетах покажут российским зрителям свое искусство.
"Девятка" - единственная в мире
Под патронажем учредителей Международного авиакосмического салона (МАКС) в нынешнем году на аэродроме города Жуковский был проведен Международный фестиваль пилотажных групп. В нем приняли участие "Русские витязи" и "Стрижи" из 237-го Центра показа авиационной техники ВВС России, "Русь" Вяземского учебного авиационного центра РОСТО, а также группа "Фреччи Триколори" из Италии. Российской публике были продемонстрированы и два современных истребителя ВВС Франции "Мираж-2000".
Фестиваль открыл проходом над взлетно-посадочной полосой ветеран сверхзвуковой авиации - МиГ-25. Затем, после выступления парашютистов РОСТО, показывающих купольную акробатику, в небо взмыл один из двух французских гостей. Летчик "Миража-2000" выполнял фигуры высшего пилотажа на боевом истребителе, как будто это был легкий спортивный самолет. Многотонная машина прошла также перед зрителями на минимальной высоте и предельно низкой скорости - всего 180 км/ч.
Продолжая программу полетов, в небо поднялись асы из "Фреччи Триколори". Самая многочисленная пилотажная группа в мире, состоящая из десяти учебно-тренировочных самолетов MB-339, раскрасила небо над Жуковским в цвета итальянского флага. Одним из элементов их выступления было выполнение воздушного трюка "сумасшедший летчик".
Пилотирование самолета осуществляется на небольшой скорости и высоте с "контролируемо- хаотичным" заваливанием машины вправо-влево и вверх-вниз. Причем, сзади остается полоса дыма, показывающая траекторию полета. Заметим, что подобное "хулиганство" выполняют практически все пилотажные группы, только у французов это называется "пьяный летчик", а у российских асов из пилотажной группы "Русь" - "посадка новичка".
А вот то, что показали зрителям "Русские витязи" и "Стрижи", - фигуру высшего пилотажа "девятка", - повторить действительно никто больше не может. Вся сложность этого элемента заключается в том, что выстроенные боевым порядком "ромб" пять самолетов Су-27 и четыре МиГ-29, имеющие разные тактико-технические характеристики, синхронно выполняют разнообразные элементы высшего пилотажа. Подобное еще не удавалось никому в мире!
Хранить вечно
Прошедшее полугодие надолго останется в памяти профессиональных летчиков, ветеранов и любителей авиации не только праздниками и шоу, но и 100-летними юбилеями двух выдающихся летчиков: Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова (2.02.1904) и дважды Героя Советского Союза Владимира Константиновича Коккинаки (25.06.1904), другими событиями, воскрешающими историю российской авиации.
Среди них - событие-символ, получившее яркое завершение 18 августа на Поклонной горе в Москве. Поисковики-энтузиасты с Дальнего Востока передали в дар Центральному музею Великой Отечественной войны бомбардировщик Ил-4. Именно на подобном типе самолетов были совершены беспосадочные перелеты из Москвы на Дальний Восток (27-28 июня 1938 года) и в США (28 апреля 1939 года). В августе 1941-го Ил-4 бомбили Берлин. А испытывал эту машину легендарный летчик Владимир Коккинаки.
Останки одного из самых известных бомбардировщиков Второй мировой войны были обнаружены в 1997 году в Приморье. Затем он был отреставрирован в Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина. И вот после длительного путешествия через всю Россию самолет занял место среди экспонатов на Поклонной горе.
"Реставраторы самолетов - это великие люди, которые позволяют нынешней молодежи увидеть и сравнить боевые машины прошлых лет с современными самолетами", - сказал на торжественной церемонии передачи боевой машины музею Генеральный конструктор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Генрих Новожилов. Некоторые СМИ поспешили сообщить, что самолет, установленный на Поклонной горе, участвовал в бомбардировке Берлина в августе 1941 года. Однако директор авиационно-спортивного клуба "Поиск" Виктор Акимчук, присутствовавший на открытии экспозиции, опроверг эту информацию. "По заводскому номеру 17404 нам удалось установить, что данный самолет был построен в первой половине 1945 года на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре", - сказал Акимчук. Ныне этот завод - знаменитое Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина.
История же установленного на Поклонной горе самолета Ил-4 связана с боевыми действиями против Японии в 1945 году. Экипаж в составе летчика - младшего лейтенанта А.И. Моисеева, штурмана - лейтенанта П.М. Яцыно, воздушного стрелка-радиста А.А. Бабина и воздушного стрелка - ефрейтора Фофанова (инициалы не установлены) в ночь на 9 августа 1945 года попал под обстрел японской зенитной артиллерии в районе города Мулин (Северный Китай). У самолета был поврежден один из двигателей, и экипаж, не долетев до аэродрома, совершил вынужденную посадку в тайге на советской территории. Машина получила серьезные повреждения, а члены экипажа, к счастью, остались живы и сумели вернуться в свою часть. И вот почти через шесть десятилетий их боевая машина тоже фактически возвращена к жизни. В качестве музейного экспоната, во имя сохранения памяти о мужестве и отваге тех, кто защищал небо над страной в годы Великой Отечественной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российское военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции