Красная звезда
20 октября 2004, 23:41
По "Спирали" — в космос
Глеб Лозино-Лозинский чем-то напоминал Д.С. Лихачева. Вот только область деятельности у них была разной - Г. Лозино-Лозинский стал пионером создания отечественных многоразовых космических систем
Возможно, кто-то еще помнит старый полуфантастический фильм "Барьер неизвестности". Там к фюзеляжу тяжелого бомбардировщика крепился крохотный самолетик, больше похожий на ракету. Он стартовал с поднявшегося на большую высоту носителя и разгонялся до суборбитальных скоростей. В фильме, по сути, и были воочию показаны идеи Г. Лозино-Лозинского - только его машина должна была летать выше и быстрее. В космосе.
В 1960-е годы во главу угла, естественно, ставились военные аспекты космических программ, и "Боры" Лозино-Лозинского - первые прототипы воздушно-космических самолетов - рассматривались прежде всего как перехватчики вражьих (то бишь американских) спутников. Еще более совершенной моделью должна была стать "Спираль", макет которой активно готовился к летным (в том числе и в космосе) испытаниям во второй половине 1970-х годов. Но тут грянул гром...
А прогремел он на космодроме мыса Канаверал. Взлетел первый "шаттл", и мгновенно прозвучала команда: "Работы над "Спиралью" свернуть, все силы бросить на комплекс "Буран"-"Энергия". Вот так. Впрочем, разговоры об этом ходили и раньше - мол, если американцы лепят многоразовую систему с полезной нагрузкой 20 т, то мы чем хуже? Мы и тридцать тонн на орбиту выведем... В общем, все как всегда. Американцы - бомбардировщики, и мы - бомбардировщики. Американцы - ракеты на твердом топливе, и мы - следом. Теперь вот судорожно, вдогонку (и, естественно, с запаздыванием и бешенными многомиллиардными затратами) принялись свой "челнок" строить.
Г. Лозино-Лозинский с самого начала был против этой затеи. Во-первых, он никогда не забывал об основном предназначении многоразовой системы - военном. "Буран" мог стартовать только с Байконура, и не из защищенной шахты, а с открытой площадки. При этом не было никаких сомнений, что главный советский космодром входит в число наиболее приоритетных целей для американских стратегических ракет, поэтому, если бы разразилась большая война, то он был бы уничтожен в первые же полчаса взаимного обмена ядерными ударами. А потому ни один "Буран", а не то что все пять (обратите внимание - у американцев 4 "шаттла", у нас - 5, типичная логика того времени) не успел бы даже оторваться от земли. "Спираль" же крепилась к тяжелому самолету, который мог подняться с любого аэродрома или гражданского аэропорта с достаточно протяженной взлетной полосой.
Второй аспект - экономический. Начнем с того, что грузоподъемность "Бурана" в 30 тонн была явно взята с потолка (впрочем, и американцы вряд ли смогут связно объяснить, какие именно двадцатитонные грузы они собирались регулярно выводить в космос своими "шаттлами"). Стоимость 1 кг забрасываемого на орбиту "шаттлом" груза изначально составляла около 20 тыс. долл., и окупиться эта система могла лишь при более чем 100 запусках в год - цифра явно нереальная. Для сравнения - стоимость вывода в космос того же килограмма обычным одноразовым ракетой-носителем составляет около 12 тыс. долл. С системой "Буран"-"Энергия" ситуация обстояла еще хуже - если в "шаттле" сгорал лишь основной топливный бак, стыкующийся с двигателями многоразового корабля, то в советском комплексе терялась вся ракета-носитель "Энергия" со всеми ее двигателями стоимостью сотни тысяч, а то и миллионы долларов каждый. Кстати, столь "своеобразная" схема была выработана после долгой ругани между Министерством авиационной промышленности (МАП) и Министерством общего машиностроения (МОМ). Первые утверждали, что раз у "Бурана" есть крылья, то весь комплекс проходит по их епархии. Вторые напирали на ракетный старт системы и требовали своего "куска". В результате нашли соломоново решение - "Энергию" делает МОМ, "Буран" - МАП. В общем, скрестили ежа с ужом...
К доводам Г. Лозино-Лозинского не прислушались - дескать, американцам виднее. С самого верха была спущена новая команда - приступать к отработке летающей модели "Бурана". И тогда академик пустился на хитрость, в которой признался лишь в 1996 г., незадолго до своей кончины.
Планирующий полет советского воздушно-космического самолета был своевременно зафиксирован американскими станциями слежения, но корабли США опоздали - первыми в точку приводнения вышли наши моряки. Американцам пришлось довольствоваться нечеткими снимками некоего крылатого объекта, сделанными с патрульного самолета "Орион" (впоследствии они обошли все специализированные журналы мира). А в Кремль полетели победные реляции об успешном испытании первого прототипа "Бурана".
Успех действительно был. Да только не модели "Бурана". На свой страх и риск Г. Лозино-Лозинский и его сотрудники вывели в космос, а потом вернули на Землю макет "Спирали". Что самое любопытное - никто ни из генералов, ни из партийных боссов рангом повыше не заметили подвоха. Видно, образования маленько не хватило. А те, кто поумнее, похоже, предпочли промолчать. Но, увы, успехи успехами, а на теме "Спирали" был все же поставлен жирный крест.
Работы же над "Бураном" шли во всю, и ценой неимоверных усилий добились-таки своего. К 1989 г. было совершено по одному испытательному запуску "Энергии" и "Энергии" с "Бураном" в автоматическом режиме. Число построенных "Буранов" (часть из них, впрочем, в макетно-испытательном исполнении) достигло десяти. И вот тут во весь рост встал сакраментальный вопрос: а дальше-то что?
Воевать по большому счету стало не с кем. Подходящих гражданских грузов тоже не было - спутники становились все миниатюрнее, а со снабжением станции "Мир" вполне справлялись и "Союзы" - к тому же по значительно более дешевой цене. И программа "Буран" не без оттенка скандальности канула в Лету.
Руки опустились у многих, но только не у Лозино-Лозинского. Годы не истощили его энергии, и ко второй половине 1990-х гг. уже были готовы концептуальные проработки комплекса воздушного старта МАКС - многоразовой авиационно-космической системы. Она стала лебединой песней академика, его творческим завещанием для более молодых сотрудников.
Что же представляет собой МАКС? Отчасти он повторяет идеологию "Спирали" со стартом с самолета-носителя, но состоит из принципиально новых элементов. Первый из них - сверхтяжелый Ан-224 "Мрия", способный поднять до 260 т и используемый вместо стартовых ускорителей. Второй - воздушно-космический самолет с подвесным топливным баком, нечто среднее по размерам и грузоподъемности между "Спиралью" и "Бураном", при производстве которого предполагается применить последние разработки НПО "Молния" и его смежников в области материалов (в частности, алюминиево-литиевые сплавы), новые трехкомпонентные кислородо-водородо-керосиновые двигатели, электронику на новой элементной базе. Например, если у "Бурана" система автоматической посадки весила 2,5 т, то у МАКСа она не превысит 250 кг. В результате воздушно-космический аппарат должен получиться предельно легким, надежным и экономичным. Стоимость выводимой с его помощью полезной нагрузки не превысит 1 - 2 тыс. долл. За 1 кг, то есть в 5 - 6 раз меньше, чем у одноразовых ракет-носителей и более чем в десять раз в сравнении с "шаттлами". Срок самоокупаемости российской системы, по оценкам, составит всего 3,5 года при 50 запусках в год в беспилотном варианте, что вполне реально. Дальше уже остается получать чистую прибыль.
При разработке МАКСа не исключается и участие европейских аэрокосмических фирм. Российский проект уже привлек внимание иностранных специалистов, признавших явное превосходство МАКСа над такими проектами ЕКА, как "Хотол" и "Зенгер" или японский WHAL, а также куда больший технологический задел в разработке российской системы.
Младшим братом МАКСА в ближайшее время станет отечественный туристический суборбитальный комплекс, основанный на той же идеологии. Только в качестве носителя он будет использовать высотный М-50 "Геофизика" (наш ответ на американский разведчик У-2), а основной ступенью - крошечный воздушно-космический самолет, рассчитанный на пилота и двух пассажиров. Но... в космосе он сможет пробыть лишь одну минуту. МАКС же имеет полноценную орбитальную ступень.
В случае успешной реализации проекта и достижения указанных выше экономических характеристик МАКС сможет существенно превзойти по своей конкурентоспособности одноразовые РН, в т.ч. и разрабатываемые, при запусках легких и средних искусственных спутников Земли (ИСЗ), а доля тяжелых спутников, по оценкам, в ближайшее десятилетие снизится до 17 процентов и обеспечит сохранение позиций России в качестве одного из мировых лидеров в коммерческих запусках ИСЗ по мере исчерпания резервов существующих отечественных РН одноразового использования.
По последним оценкам, стоимость разработки МАКС в беспилотном варианте составит всего около 1 - 1,4 млрд. долл., а сроки создания - 4 - 6 лет. В общем, не такие уж и большие деньги для возвращения лидирующих позиций российской космонавтики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
