О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На перекрестке всех дорог

Идея создания в Сибири логистического транспортного узла обсуждается уже в течение нескольких лет. Красноярск активно претендует на роль города, в котором этот проект наконец будет реализован

В Транспортной стратегии РФ, разработанной и одобренной правительством в 2003 году, Министерство транспорта назвало развитие международных транспортных коридоров одной из главных стратегических задач, решение которой позволит "усилить позиции страны как транспортного моста между Европой, Азией и Америкой".

Но развитие таких коридоров невозможно без современных технологий обслуживания перевозок. Другими словами, сегодня не обойтись без создания крупных центров обработки грузопотоков. Размещение мультимодального транспортного узла (МТУ) международного уровня, в котором бы пересекались крупнейшие магистрали железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного сообщений в одном из сибирских региональных центров, будет крупным шагом в реализации этой стратегии.
Транспортное соперничество

На роль международного узла претендует не только Красноярск, конкуренцию ему составляет административная столица Сибирского федерального округа - Новосибирск. Географическое положение обоих городов - пересечение главной железнодорожной магистрали (Транссиба), транспортных путей в Казахстан, Монголию, Китай, возможность транспортировки грузов по речным артериям (Оби и Енисею) до Северного морского пути - позволяет им предъявлять вполне обоснованные претензии на эту роль.

Справедливости ради следует сказать, что первыми о проекте МТУ, который должен связать воедино железнодорожный, автомобильный, авиационный и речной транспорт, заговорили в Новосибирске еще в 2001 году. Именно тогда губернатор Виктор Толоконский заявил о том, что "скорейшее создание новосибирского мультимодального транспортного узла (НМТУ) является одной из важнейших общегосударственных задач". Специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения (Новосибирск) разработали соответствующий проект, включающий в себя разработку механизмов взаимодействия разных видов транспорта на основе НМТУ. Прозвучавшие тогда оценки сходились на том, что в перспективе реализация проекта позволит привлечь в область до 500 млн долларов. Впрочем, этот проект, требующий огромных капитальных вложений, пока остается в большей степени нереализованным.

По словам начальника управления промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций Красноярского края Дениса Пашкова, на сегодня годовой объем грузопотока через Красноярский край составляет около 40 млн тонн в год. Новосибирская область обрабатывает почти втрое меньший объем грузов - 16 млн тонн ежегодно. Эти данные обосновывают позицию краевых властей: сибирский МТУ должен быть именно в Красноярске.

Создание мультимодального узла изначально связано с федеральным финансированием. В последнее время по данному вопросу общий язык с правительством РФ находит в большей степени губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, нежели руководство Новосибирской области.

Так, в феврале текущего года было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством транспорта РФ и краевой администрацией. Согласно этому документу, около 800 млн рублей будет затрачено на реконструкцию автодороги федерального значения между Красноярском и Ачинском. А в конце этого года предполагается начать сооружение обхода Красноярска для транзитных автомашин.

Как построить МТУ

Красноярский МТУ было решено создавать на базе аэропорта Емельяново. Ежегодно он почти на треть наращивает объем пассажиро- и грузопотоков. Соединив ключевые магистрали, этот проект позволит организовать в Красноярске мощнейший центр логистики в Сибири. Кроме того, сегодня Емельяново рассматривается как один из приоритетных аэропортов для воздушных судов, выполняющих кроссполярные перелеты из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию.

Администрации края удалось достичь предварительных договоренностей о выделении из федерального бюджета 100 млн рублей на реконструкцию аэропорта. Александр Хлопонин выступает за скорейшую реализацию этих планов. В мае текущего года при содействии администрации Красноярского края было подписано соглашение о намерениях между крупными авиаперевозчиками - авиакомпаниями "КрасЭйр", которой принадлежит вся инфраструктура красноярского аэропорта, и "Волга-Днепр", имеющей опыт крупных международных авиаперевозок.

Нужно отметить, что авиакомпания " Волга-Днепр" предварительно детально изучила деятельность новосибирского, красноярского и иркутского аэропортов. Предпочтение в создании МТУ на основе аэропорта было отдано Красноярску.

Но на пути реализации плана стоят и большие проблемы - главным образом финансовые. Стоимость проекта в крае оценивается в 550 млн долларов. Примерными сроками реализации называются 2010-2015 годы. Финансирование столь масштабного строительства из краевого бюджета, дефицит которого в 2004 году составил 2 млрд рублей, нереально, поэтому предполагается привлечь значительные инвестиции, в том числе международные.

Краевая администрация не намерена выступить основным спонсором проекта. Тем не менее, сейчас в Емельяново уже идет строительство нового грузового терминала, которое финансируется авиакомпанией "КрасЭйр". Общие затраты на сегодня составили около 15 млн долларов.

Единственное, в чем администрация края примет участие в следующем году, - это строительство высокоскоростной транспортной развязки к новому терминалу Емельяново.

В отличие от Красноярска, ремонт аэропорта и строительство нового грузового терминала в котором только началось, новосибирский аэропорт Толмачево уже реконструирован. Согласно программе развития аэропорта до 2015 года, принятой два года назад, строительство в новосибирском аэропорту современного международного терминала обойдется, по предварительным данным, в 150 млн долларов. Но администрация области не поддержала эти планы, посчитав проект слишком дорогостоящим. Ее специалисты предложили альтернативный экономичный проект обновления аэропорта стоимостью 200 млн рублей. Понятно, что подобная реконструкция не сможет превратить региональный аэропорт в крупный международный терминал, на его переоборудование под международный транспортный узел потребуется значительно больше средств.

Наземная составляющая

Состояние автомобильных дорог и в Новосибирской области, и в Красноярском крае пока оставляет желать лучшего. Федеральная программа "Дороги России", функционировавшая с 1995 по 2000 год, оценивала техническое состояние автомобильных дорог Новосибирской области как критическое. Причиной этого специалисты называли недостаточное финансирование ремонтных и строительных дорожных работ.

В Красноярском крае схожая ситуация: в 2003 году на содержание дорог и их строительство было направлено из бюджета Красноярского края 535 млн рублей. Тогда как, по данным краевого управления автомобильных дорог, на эти цели ежегодно требуется от 1,5 до 2 млрд рублей.

Одной из самых важных задач в свете создания красноярского МТУ является строительство объездной дороги вокруг столицы края. Согласно смете, стоимость 32-километрового объезда с четырьмя комплексами развязок составляет 5,7 млрд рублей.

"Строительство объездной дороги уже начинается, - говорит Денис Пашков. - Проект будет финансироваться совместно из федерального и краевого бюджетов. При этом доля регионального составит 30%, остальные 70% выделит федеральный центр. К концу текущего года будет освоено около 70 млн рублей, в следующем году - 1 млрд рублей".

Что касается новосибирской объездной дороги, ее строительство ведется уже несколько лет. На период с 2002 по 2003 год оно было заморожено, затем вновь возобновлено. Финансирование ведется полностью из федерального бюджета, его объем в текущем году составил 416 млн рублей. Как и в каком объеме строительство будет продолжено далее - неизвестно.

Не забыта в Красноярске и еще одна составляющая будущего МТУ - железнодорожная: ведется масштабное строительство нового пассажирского вокзала. Оно находится на завершающей стадии, сметная стоимость проекта составляет 418 млн рублей, из которых 209 млн вкладывает администрация края и столько же - федеральный бюджет.

Еще одним из необходимых условий создания МТУ является приведение в соответствие с международной практикой таможенных процедур. В Красноярске сегодня идет строительство единого таможенного терминала. Дело в том, что существующие на территории края склады временного хранения для грузов, проходящих таможню, очень малы по площади. В основном все грузы находятся здесь просто на ответственном хранении, а не проходят процедуру таможенного оформления. Строительство единого терминала площадью около 15 тыс. кв. м позволит поднять пропускную способность таможни и предоставить клиентам дополнительные услуги - транспортные и складские. Рядом с терминалом расположены железнодорожные подъездные пути. В строительство таможенного терминала предполагается вложить около 2 млн долларов - деньги частных инвесторов. Администрация края, в свою очередь, оказала содействие выделению земельного участка.

Кто будет первым

Соперничество двух сибирских городов - Новосибирска и Красноярска - за право реализовать на своей территории проект международного МТУ все больше обостряется, потому что, по большому счету, оба они достойны того, чтобы замкнуть на себя транспортные потоки региона. Но, похоже, интерес федерального центра все больше смещается в сторону красноярского проекта. Причины этого - в большей активности местной исполнительной власти, которая не только надеется на помощь Москвы, но и сама пытается найти частных инвесторов.

Если Красноярску удастся заразить своей уверенностью федеральные власти и перетянуть проект МТУ на свою территорию (а для этого уже есть все предпосылки), это принесет краю и экономические, и политические дивиденды....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка