О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Птичий ужас

В "Шереметьево" впервые в московском авиаузле появились уникальные биоакустические установки отпугивания птиц

Самолет медленно разгоняется, пилот поднимает вверх рычаг высоты, машина взлетает, но на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров от земли двигатели внезапно глохнут, и самолет падает вниз. Остаться в живых не удалось никому… Теракт? Совсем нет. Просто маленькая птаха случайно попала в турбину двигателя. И это не фантазия: такие случаи унесли десятки жизней.

Лишь в 1960-е годы в аэропортах мира всерьез задумались над проблемой "пернатых террористов", постоянно угрожающих безопасности пассажиров и пилотов. И только вдумайтесь: сила удара птицы весом 1,8 кг при столкновении с самолетом, несущимся на скорости 700 км/ч на высоте менее 2400 метров, в три раза сильнее, чем удар 30-миллиметрового снаряда. Однако принимаемые меры не были действенны. Вот и приходилось специалистам ломать головы, а аэровокзалам раскошеливаться на новые средства защиты. Дошла очередь и до международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ). Здесь - впервые в московском авиаузле - появились уникальные биоакустические установки отпугивания птиц.

Репортеры "ВМ" решили лично убедиться в их действенности, для чего провели день в компании дежурной бригады орнитологов и руководителя инспекционной группы авиационной орнитологии МАШ Сергея Еваровского.

Пройдя через КПП, мы сели в уазик с мигалкой и мегафоном, из которого, правда, доносится не привычный вой сирены, а какой-то жуткий птичий крик. Машина взяла курс на взлетное поле.

- Раньше мы боролись с птицами при помощи ружей. Однако потом из гуманных соображений решили больше не отстреливать пернатых. Да и применять оружие на территории аэропорта теперь запрещено, - рассказывает Сергей. - Вот и приходится нашим авиаторам запасаться импортной техникой.

Подъезжаем к сооружению, напоминающему трансформаторную будку. Это и есть новая установка, снабженная двадцатью динамиками. Она способна отпугивать птиц в радиусе 220 метров. На специальной аппаратуре здесь записаны тревожные крики семи видов птиц.

Причем раздаются они с различной периодичностью - чтобы пернатые не привыкли и не перестали обращать на нее внимания. Всего в аэропорту четыре такие будки, которые охватывают практически все взлетное поле. Управляется вся эта техника в автоматическом режиме, но в зависимости от ситуации дежурный орнитолог может поменять периодичность криков и увеличить паузы. А в случае отключения электроэнергии аппаратура питается от солнечных батарей.

Правда, на всякий случай орнитологи не забывают и дедовские методы борьбы. Чтобы птицы не вили гнезд, в окрестностях аэропорта осушают болота и косят траву. В теплое время года приходится уничтожать насекомых, за которыми птахи прилетают сюда поохотиться. Особенно тяжело приходится после ливня, когда всю взлетно-посадочную полосу покрывают дождевые черви. Тогда орнитологам помогают специальные машины, которые попросту сдувают их мощными ветровыми пушками.

- Для нас вреднее всего чайки, - рассказывает Еваровский. - Они барражируют над взлетным полем даже зимой, потому что рядом - теплые места на водохранилище. На втором месте по доставляемым неприятностям - чибисы. Они иногда так страждут поесть, что готовы даже бросаться под охотничьи пули, лишь бы схватить добычу. Сильно мешают и птенцы скворцов: когда они учатся летать, сильно рискуют попасть в самолетный двигатель.

- А пользу хоть какие-то птицы вам приносят?

- Да, вороны, - удивляет меня Сергей Еваровский. - Они умны и не "натыкаются" на самолеты, в то же время охраняют свою нишу и не пускают сюда пернатых конкурентов.

Диспетчер по рации сообщает, что члены экипажа взлетающего авиалайнера заметили какую-то птицу. Мы запрыгиваем в машину и несемся к полосе. На "уазике" включается мобильная установка с записью тревожных криков пернатых, а орнитологи начинают стрелять из сигнальных пистолетов и ракетниц, чтобы испугать непрошеных гостей.

- Опыт показывает, что успех приносит сочетание разных методов борьбы, - напоследок рассказывают дежурные. - Так, помимо звуковых сигналов, мы используем и механику - нечто вроде крутящихся зеркал. Эти установки отражают солнечные лучи, и птицы, испугавшись бликов, сворачивают в сторону....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка