Вечерняя Москва
29 ноября 2004, 18:43
Птичий ужас
В "Шереметьево" впервые в московском авиаузле появились уникальные биоакустические установки отпугивания птиц
Лишь в 1960-е годы в аэропортах мира всерьез задумались над проблемой "пернатых террористов", постоянно угрожающих безопасности пассажиров и пилотов. И только вдумайтесь: сила удара птицы весом 1,8 кг при столкновении с самолетом, несущимся на скорости 700 км/ч на высоте менее 2400 метров, в три раза сильнее, чем удар 30-миллиметрового снаряда. Однако принимаемые меры не были действенны. Вот и приходилось специалистам ломать головы, а аэровокзалам раскошеливаться на новые средства защиты. Дошла очередь и до международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ). Здесь - впервые в московском авиаузле - появились уникальные биоакустические установки отпугивания птиц.
Репортеры "ВМ" решили лично убедиться в их действенности, для чего провели день в компании дежурной бригады орнитологов и руководителя инспекционной группы авиационной орнитологии МАШ Сергея Еваровского.
Пройдя через КПП, мы сели в уазик с мигалкой и мегафоном, из которого, правда, доносится не привычный вой сирены, а какой-то жуткий птичий крик. Машина взяла курс на взлетное поле.
- Раньше мы боролись с птицами при помощи ружей. Однако потом из гуманных соображений решили больше не отстреливать пернатых. Да и применять оружие на территории аэропорта теперь запрещено, - рассказывает Сергей. - Вот и приходится нашим авиаторам запасаться импортной техникой.
Подъезжаем к сооружению, напоминающему трансформаторную будку. Это и есть новая установка, снабженная двадцатью динамиками. Она способна отпугивать птиц в радиусе 220 метров. На специальной аппаратуре здесь записаны тревожные крики семи видов птиц.
Причем раздаются они с различной периодичностью - чтобы пернатые не привыкли и не перестали обращать на нее внимания. Всего в аэропорту четыре такие будки, которые охватывают практически все взлетное поле. Управляется вся эта техника в автоматическом режиме, но в зависимости от ситуации дежурный орнитолог может поменять периодичность криков и увеличить паузы. А в случае отключения электроэнергии аппаратура питается от солнечных батарей.
Правда, на всякий случай орнитологи не забывают и дедовские методы борьбы. Чтобы птицы не вили гнезд, в окрестностях аэропорта осушают болота и косят траву. В теплое время года приходится уничтожать насекомых, за которыми птахи прилетают сюда поохотиться. Особенно тяжело приходится после ливня, когда всю взлетно-посадочную полосу покрывают дождевые черви. Тогда орнитологам помогают специальные машины, которые попросту сдувают их мощными ветровыми пушками.
- Для нас вреднее всего чайки, - рассказывает Еваровский. - Они барражируют над взлетным полем даже зимой, потому что рядом - теплые места на водохранилище. На втором месте по доставляемым неприятностям - чибисы. Они иногда так страждут поесть, что готовы даже бросаться под охотничьи пули, лишь бы схватить добычу. Сильно мешают и птенцы скворцов: когда они учатся летать, сильно рискуют попасть в самолетный двигатель.
- А пользу хоть какие-то птицы вам приносят?
- Да, вороны, - удивляет меня Сергей Еваровский. - Они умны и не "натыкаются" на самолеты, в то же время охраняют свою нишу и не пускают сюда пернатых конкурентов.
Диспетчер по рации сообщает, что члены экипажа взлетающего авиалайнера заметили какую-то птицу. Мы запрыгиваем в машину и несемся к полосе. На "уазике" включается мобильная установка с записью тревожных криков пернатых, а орнитологи начинают стрелять из сигнальных пистолетов и ракетниц, чтобы испугать непрошеных гостей.
- Опыт показывает, что успех приносит сочетание разных методов борьбы, - напоследок рассказывают дежурные. - Так, помимо звуковых сигналов, мы используем и механику - нечто вроде крутящихся зеркал. Эти установки отражают солнечные лучи, и птицы, испугавшись бликов, сворачивают в сторону....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 27, 2024
Аэрофлот публикует финансовые результаты за 1 квартал 2024 года по РСБУ
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"