О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэроприбор-Восход": 60 лет в строю

60 лет ОАО "Аэроприбор-Восход" разрабатывает и производит приборы, определяющие взаимодействие с воздушной средой практически всех отечественных летательных аппаратов

14 июля 1944 г. заместителем наркома авиационной промышленности СССР А.С. Яковлевым был подписан приказ № 431 о создании опытного конструкторского бюро №3 "анероидно-мембранных, трубчато-пружинных и сильфонных приборов" при заводе №133. В дальнейшем ОКБ именовалось: ОКБ-133, ГС ОКБ-133, МПКБ "Восход" и в настоящее время ОАО "Аэроприбор-Восход".

60 лет предприятие разрабатывает и производит аэрометрические приборы, информационно-управляющие системы и комплексы, определяющие взаимодействие с воздушной средой практически всех летательных аппаратов, которые производились и сейчас производятся на территории бывшего Советского Союза. Все авиалайнеры России и СНГ имеют в составе бортового оборудования приборы и системы акционерного общества "Аэроприбор-Восход", обеспечивающие экипаж и все системы летательного аппарата точной информацией о параметрах полета.

В течение первого десятилетия с момента создания ОКБ велись разработки упругих чувствительных элементов, автономных механических пилотажно-навигационных приборов, датчиков и сигнализаторов давления, температуры, расхода газовых и жидких сред для контроля работы винтовых, турбовинтовых и реактивных двигательных установок, моторных индикаторов, средств автоматики летательных аппаратов, парашютной автоматики. Эта тематика остается за ОКБ на протяжении всей его 60-летней жизни. При этом совершенствование приборов идет в направлении повышения точности, надежности, улучшения эргономических характеристик, снижения массы и габаритов приборов. Сегодня всем самолетостроительным фирмам известны такие приборы как датчики давления ДДИ и высотомеры серии ВБМ и ВБМ-Р, эксплуатируемые практически на всех современных летательных аппаратах.

Тематика приборов парашютной автоматики нашла свое развитие в созданных ОКБ средствах спасения экипажей самолетов, космических кораблей, подводных лодок - приборах и системах катапультирования КПА-4М, ППК-1М, СК-ЭМ и КСК-48, средствах спасения и жизнеобеспечения космонавтов СВСР-4, СВСРТ-7, УДСК, АЧЭС-8, АЧЭС-18, БРДИ и автоматах всплытия АВ-2, АВ-3.

С середины 50-х гг. в ОКБ развертываются работы по созданию первых отечественных электромеханических систем измерения параметров движения летательных аппаратов в воздушной среде (ЦСВ) для централизованного информационного обеспечения задач навигации, автоматического управления и специального применения летательных аппаратов на всех режимах полета от взлета до посадки. С 1969 г. системы ЦСВ выпускаются серийно и эксплуатируются на многих самолетах ВВС. В течение всей последующей жизни ОКБ данное направление является одним из важнейших в его тематике. До середины 70-х гг. ОКБ создано еще два поколения аналоговых систем воздушных сигналов: СВС-ПН с электронным вычислителем и электромеханическая система СВС-72, которые внедрены в эксплуатацию на самолетах гражданской и военной авиации.

В числе первых предприятий отрасли ОКБ выполнило работы по внедрению в серийное производство и эксплуатацию цифровой вычислительной техники. В конце 70-х гг. первая отечественная цифровая система воздушных сигналов СВС-2Ц-1 была принята в эксплуатацию в составе самолета МиГ-31. Ключевым элементом для этой и всех последующих цифровых систем стало создание, а затем и непрерывное совершенствование резонаторных датчиков давления с уникальными точностными характеристиками. Опыт работ по этой системе позволил в кратчайшие сроки выполнить разработки ряда новых цифровых приборов, систем и информационных комплексов для летательных аппаратов различного назначения, в том числе и для УРКТС "Энергия-Буран".

В 90-х гг. ОКБ создает новое поколение цифровых систем СВС-2Ц для самолетов Су-27, Су-33, Су-30МКИ, Су-30МКК и СВС-85, СВС-96 для работы в составе комплекса стандартного цифрового оборудования самолетов гражданской и транспортной авиации Ил-96 (Ил-96М), Ту-204 (Ту-214), Ан-70, Ту-334, Бе-200.

Постоянно растущая цена авиационного топлива на мировом рынке и проблемы пропускной способности воздушного пространства в ряде регионов мира привели к решению руководства ИКАО (Международной организации гражданской авиации) о внедрении сокращенных минимумов вертикального эшелонирования (RVSM) в странах - членах ИКАО.

В соответствии с этим решением в Российской Федерации в целях повышения эффективности использования воздушного пространства завершается подготовка к внедрению адаптированной к RVSM системы МВЭ-300. Сокращенные минимумы эшелонирования уже внедрены или внедряются и в других странах СНГ. Предстоящее внедрение системы МВЭ-300 вызвало необходимость создания соответствующего оборудования кабин самолетов и переоборудования некоторых типов эксплуатируемых самолетов.

Для обеспечения эксплуатации действующего парка самолетов, в условиях эшелонирования по нормам RVSM, ОКБ был разработан электронный барометрический высотомер ВБЭ-2, а в последующем системы ВБЭ-СВС и ВБЭ-СВС-ЦМ, обеспечивающие измерение высотно-скоростных параметров полета и индикацию на жидкокристаллическом дисплее текущего и заданного значений барометрической высоты, контроль нахождения самолета в пределах заданного эшелона. Эти работы стали основой для создания нового поколения резервных приборов типа ППКР, обеспечивающих экипаж высокоточной информацией при отказах систем энергоснабжения и основных средств измерения высотно-скоростных параметров полета.

Важным направлением в деятельности предприятия является создание приемников воздушного давления (ПВД), которые установлены практически на всех типах летальных аппаратов: ППД-1М, ПВД-7, ПВД-18, ПВД-30, ПВД-40, ПВД-43 и др.

Во все годы помимо авиационной тематики предприятие активно участвовало в различных космических программах. До сих пор все космические корабли осуществляют мягкую посадку по сигналам бароблоков серии ББ. Многие приборы разработаны для специальной ракетной техники: СИД, Ц-009, СИВД, СВС-Р.

В последние годы стали создаваться системы, обеспечивающие безопасность полетов - системы предупреждения столкновения с землей СППЗ. Сейчас в разработке усовершенствованная система, устанавливающая географическое положение самолета и выдающая рекомендации экипажу в соответствии с подстилающим рельефом, картографическая информация о котором хранится в бортовой памяти. На базе высокоточных датчиков давления разработана серия измерителей давления БОП-1М, БРС-1М, МЦП-1М, МЦП-2М, нашедших широкое применение в метрологии и метеорологии, в т. ч. как образцовые средства измерения давления.

Несмотря на то, что ОАО "Аэроприбор-Восход" в течение более 10 лет не получает госзаказ, удалось сохранить и возродить предприятие которое выпускает продукцию, не имеющую аналогов не только в стране, но и в мире. Подобное производство есть только в Великобритании. Предприятие успешно сотрудничает с ведущими авиаприборостроительными фирмами США, Германии, Франции, Великобритании, Китая, Индии и других стран.

Немалую роль в возрождении предприятия сыграло вхождение ОАО "Аэроприбор-Восход" в корпорацию НПЦ "Технокомплекс". Это позволяет более эффективно реализовывать поставленные заказчиками задачи по созданию новых или модернизации существующих комплексов и систем оборудования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка