О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Иркут" заработает $200 млн

Европейский авиастроительный концерн Airbus расширяет число своих российских поставщиков. Он заключил 10-летний контракт с НПК "Иркут" на сумму $200 млн

Европейский авиастроительный концерн Airbus расширяет число своих российских поставщиков. Вчера он заключил 10-летний контракт с НПК "Иркут" на сумму $200 млн. Российская компания рассчитывает, что это соглашение поможет ей сделать производство авиакомпонентов одной из основ своего бизнеса.

Корпорация "Иркут" объединяет Иркутский и Таганрогский авиазаводы, КБ им. Яковлева и ряд других активов. Основная продукция "Иркута" - истребители Су-30МК и самолеты-амфибии Бе-200. Выручка корпорации за 2003 г. по МСФО составила $522 млн, чистая прибыль - $2 млн. Менеджеры "Иркута" контролируют 51% акций компании.

Airbus по итогам 11 месяцев поставил заказчикам 290 самолетов. Выручка Airbus в 2003 г. составила 19, 2 млрд евро. 80% акций Airbus принадлежат корпорации EADS, 20% - компании BAE Systems.


Контракт между НПК "Иркут" и Airbus был подписан вчера в Германии в присутствии президента России Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера. Соглашение предусматривает, что общий объем выполненных "Иркутом" заказов составит $200 млн в течение 10 лет. Контракт включает четыре крупных пакета заказов на производство ниши передней стойки шасси, килевой балки фюзеляжа, направляющих закрылка и каркаса пола секции фюзеляжа. Работы по выполнению контракта будут проводиться на Иркутском авиазаводе, а поставки предполагается начать в 2006 г.

До сих пор сотрудничеством с Airbus может похвастаться считанное количество российских компаний: Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) поставляет европейскому концерну титан, а в конце прошлого года нижегородский авиазавод "Сокол" (входит в группу "Каскол") получил от Airbus шестилетний контракт на производство решеток для фюзеляжей. Субподрядчиком по этому контракту выступает "Иркут". Впрочем, стоимость этого контракта составила всего $3 млн. Но Airbus готов и дальше расширять свое присутствие в России. В будущем году компания намеревается разместить в России 10-летние контракты на $150 млн. Исполнительный директор Airbus Густав Хумберт отмечает, что компания поставила цель довести объем кооперации с российскими производителями до $800 млн за 10 лет.

В "Иркуте" довольны контрактом. Руководитель компании "Иркут-Индастри" Борис Дворецкий уверен, что это не просто коммерческий контракт, а свидетельство того, что "Иркут" отвечает требованиям крупнейших авиастроительных компаний. По его словам, этот контракт дает "Иркуту" возможность рассчитывать на получение заказов на производство и более сложных авиаузлов и даже секций самолетов. Так, отмечает он, интерес к размещению заказов на производство комплектующих в России проявляют Bombardier и Eurocopter (входит в EADS). "Иркут" рассчитывает, что в перспективе выполнение заказов для иностранных авиастроителей может стать одним из основных направлений бизнеса компании. Исполняющий обязанности президента "Иркута" Валерий Безверхний полагает, что через несколько лет на производство компонентов будет приходиться до 45-50% заказов "Иркута".

Аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев считает, что этот контракт очень важен для "Иркута" и в дальнейшем компания может рассчитывать на более серьезные заказы не только Airbus, но и других мировых авиастроительных концернов. Он напоминает, что ВСМПО тоже начинало с небольших поставок, но сейчас является крупнейшим поставщиком титана для Airbus. Представитель Airbus говорит, что на долю ВСМПО приходится около 55% поставок титана. К тому же, отмечает Нуштаев, расширение производства авиакомпонентов позволит "Иркуту" диверсифицировать свой бизнес, поскольку заказы на военную авиатехнику предусматривают значительные политические риски и делают их зависимыми от нерыночных факторов, отмечает Нуштаев. Замгендиректора ОАО "Туполев" Александр Затучный отмечает, что пока такие заказы не предполагают производства в России сложных систем и авиаузлов и поэтому не могут привести к качественным сдвигам в отрасли. Такие контракты, считает Затучный, могут решить текущие задачи загрузки мощностей. Но способствовать развитию отрасли они смогут только в том случае, если подобная кооперация будет сопровождаться передачей технологий российским компаниям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка