О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Билет в Европу стоимостью 200 миллионов долларов

Подписание контракта на изготовление компонентов для "аэробусов" означает признание Европой способности российской авиапромышленности стать равноправным участником в кооперации

Подписание контракта на изготовление компонентов для "аэробусов" на сумму 200 млн. долларов фактически означает официальное признание Европой способности российской авиапромышленности (по крайней мере, лучшей ее части) стать равноправным участником в кооперации по производству гражданской авиатехники. Для НПК "Иркут" это соглашение - "билет" в Европу, членство в престижном европейском "клубе" авиастроительных предприятий.

В начале недели руководители НПК "Иркут" и Airbus подписали ряд документов по производству на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) различных элементов планера для авиалайнеров семейства A320 - килевых балок, направляющих закрылков, решеток пола и ниш носовой стойки шасси. Согласно контракту, подписанному 21 декабря, в течение следующих десяти лет в Иркутске сделают деталей для "аэробусов" на сумму в 200 млн. долл.

Стоит отметить, что на сегодня ИАЗ - лидер среди предприятий ОПК России по объему портфеля европейских заказов, причем с большим отрывом. Следующее по списку предприятие - НАЗ "Сокол", с объемом контрактов в несколько десятков миллионов, как от Airbus, так и итальянской Aermacci. Элементы шасси поставляет Airbus нижегородский "Гидромаш". Подмосковный "Рубин" участвует в работах по колесам для авиа-"иномарок". В России делают теплообменники на несколько моделей "боингов" и "аэробусов". Есть определенные продвижения и у моторостроителей: детали для иностранных авиадвигателей изготавливают ММПП "Салют, НПО "Сатурн" и КМПО.

Заметим, что подписанию контракта с "Иркутом" предшествовал многомесячный внутренний тендер Airbus, в ходе которого европейские специалисты посетили несколько отечественных авиазаводов. Руководители Airbus не скрывали, что их целью является определение лучших российских предприятий по критерию "цена - качество", с учетом их финансового благополучия и способности обеспечить гарантированное исполнение всех заказов точно в срок с надлежащим уровнем качества.

Последнее крайне важно для Европы, где, в отличие от республик бывшего СССР, продолжается массовое строительство гражданских самолетов. Только Airbus в год поставляет авиакомпаниям всего мира более 300 крупных (взлетным весом свыше 50 тонн) лайнеров. А российский "авиапром" в последние годы выпускает по 10-12 гражданских воздушных судов всех типов.

Надо сказать, что европейцы не очень торопились с размещением в России более-менее значительной части производства "аэробусов". После террористических атак на здания-близнецы Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. мировая индустрия гражданской авиации погрузилась в глубокий кризис. Его последствия в Европе преодолели только в 2003-м, а ведущие авиаперевозчики США до сих пор балансируют на пороге банкротства.

В результате две крупнейшие мировые авиастроительные компании сократили темпы строительства новых самолетов. Годовой объем производства на "Боинге" упал с 530 до 280 авиалайнеров, Airbus - до 300 самолетов в год. Не успели авиакомпании оправиться от событий сентября 2001 г. как последовала новая череда напастей - эпидемия "куриного гриппа" в Китае и война в Ираке (2003 г.). Затем - уничтожение шахидками-смертницами российских Ту-134 и Ту-154 (2004 г.).

К счастью, в 2004 г. мировая индустрия воздушного транспорта, несмотря на действия террористов и беспрецедентный рост цен на авиационный керосин (с 200-250 до 450-500 долл. за тонну), показала тенденцию к росту объемов перевозок. Приостановленные программы обновления парка воздушных судов в настоящее время возобновляются. Это создает фундамент для роста производства. Ранее в этом году Airbus объявил об увеличении плана по годовому строительству самолетов до 400. Одновременно европейцы запустили ряд программ по сокращению производственных издержек и сокращению стоимости единицы продукции.

Размещение в России производства элементов планера самолетов семейства A320 - один из путей достижения этих целей. В рамках программы по производству и испытаниям образцов компонентов ИАЗ и "Сокол" уже изготовили ряд комплектующих для "аэробусов" на сумму в несколько миллионов долларов. Из факта подписания 200-миллионной сделки с "Иркутом" можно сделать вывод, что по показателю "цена - качество" российские компоненты оказались вполне приемлемыми для Airbus. По новому контракту первые поставки начнутся в 2006 г. Однако, уже в 2005 г., Airbus готов к расширению уже действующих контрактов на сумму до 15 млн. долл. А пока европейские и российские технологи в рамках недавно созданной рабочей группы готовят ИАЗ к полномасштабной сертификации по европейским стандартам. Работа включает гармонизацию стандартов, модернизацию производства (гальваника, термообработка, покраска, механообработка), закупку и монтаж оборудования, разработку и изготовление оснастки, испытания образцов, отработку логистики, проведение инспекций.

Итак, долгожданный контракт подписан. Что дальше? Наверное, в дополнение к уже размещенным заказам на производство элементов планера семейства самолетов A320 можно рассчитывать на дополнительные, по другим моделям Airbus, в частности, широкофюзеляжным A330/340 и А380. Возможно, что российские предприятия решатся на участие в новых европейских проектах на правах партнеров с разделением рисков. Следующий шаг - участие в акционерном капитале иностранных предприятий-партнеров. Перспективы - большие. Сейчас главное - закрепиться на новых позициях, чтобы уверенно продолжить движение к интеграции с европейской и мировой авиационной промышленностью. При этом, однако, не следует забывать, что в ближайшие 5-10 лет в гражданской авиации приоритет все равно останется за национальными программами (Бе-200, Ту-334, Ту-204/214, Ил-96) и совместными с лидирующей ролью отечественной промышленности (Ан-140, Ан-148, RRJ). И помнить, что за границей ищут дружбу только с сильными, самодостаточными партнерами. Выбор "Иркута", с его мощными программами Су-30МКИ/МКМ и Бе-200 - отличный тому пример....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка