О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воронежские авиастроители уступили "Иркуту" заказ

На ВАСО уже получили официальный ответ Airbus о тендере. Причины отказа ВАСО в этом сообщении нет, но говорится, что в начале 2005 года состоится новый конкурс на размещение еще четырех заказов

В минувшую среду исполнительный директор Airbus (входит в концерн EADS) Густав Хумберт и и.о. президента корпорации "Иркут" Валерий Безверхний подписали контракт на производство в России компонентов для самолетов А320. Стоимость контракта определена в $200 млн. По мнению участников рынка, Airbus предпочел "Иркут" другим участникам тендера - "Касколу" и воронежскому авиазаводу - в связи с готовящейся сделкой по покупке EADS 5-10-процентного пакета акций НПК "Иркут".

Нынешний контракт - часть программы расширенного сотрудничества с российским авиапромом, утвержденной Airbus в 2001 году. Тендер на производство ниши передней стойки шасси, килевой балки фюзеляжа, направляющих закрылка и каркаса пола секции фюзеляжа семейства А320 был объявлен в марте прошлого года. Кроме "Иркута", в нем приняли участие группа компаний "Каскол" и Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО). Но, как сообщили "Ъ" в московском представительстве Airbus, "Иркут" победил по совокупности критериев - стоимость, качество, своевременность поставок, производственные возможности.

Участники рынка считают, что победитель был предопределен, потому что EADS давно вынашивает планы о покупке акций ОАО "НПК "Иркут"". В ноябре Минпромэнерго дало разрешение на сделку. Впрочем, ее реализацию могут притормозить планы правительства по созданию в России единой национальной авиастроительной компании.

Как сообщил "Ъ" Борис Дворецкий, гендиректор компании "Иркут Индастри", "Иркут" планирует получить основные сертификаты Airbus на производство комплектующих и на соответствие общеевропейским стандартам системы качества уже в марте-апреле следующего года. На эти же месяцы запланированы первые поставки направляющих закрылка и каркасов пола секции фюзеляжа. По словам господина Дворецкого, десятилетним контрактом предусмотрено, что "Иркут" будет поставщиком до 50% данных компонентов (с опционом до 75%), используемых при сборке А320.

Опрошенные "Ъ" участники рынка называют две возможные проблемы, связанные с реализацией контракта. Во-первых, сертификация и разворачивание производства обойдутся в серьезную сумму, что подтверждают и в самой "Иркут Индастри", - около $20 млн. Во-вторых, экономику проекта могут ухудшить транспортные расходы, ведь Иркутск удален от Европы больше, чем, например, от воронежского авиазавода.

Напомним, что в ходе своего визита в Воронеж в середине ноября текущего года госсекретарь союзного государства Россия - Беларусь Павел Бородин обещал губернатору Владимиру Кулакову пролоббировать интересы ВАСО перед Airbus. Речь шла о тендере, который объявила европейская компания. Андрей Липовецкий, пресс-секретарь лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК, в ее доверительном управлении находится 56% акций ВАСО), тогда же дал понять "Ъ", что у менеджмента ИФК есть основания полагать, что заказ достанется ВАСО. Но затруднился сообщить о роли господ Кулакова и Бородина в возможном успехе воронежских авиастроителей.

Как вчера сообщил "Ъ" заместитель главного инженера ВАСО Виктор Пеньков, курирующий проект с Airbus, на авиазаводе уже получили официальный ответ Airbus о тендере. Причины отказа ВАСО в сообщении европейских авиастроителей нет. Но в руководстве ВАСО предпочтение иркутской заявки тоже объясняют намерением Airbus приобрести 10% акций "Иркута".

Тем не менее в том же сообщении Airbus об итогах тендера говорится, что в начале 2005 года состоится новый конкурс на размещение еще четырех заказов в России. "Там будут проекты по изготовлению титановых деталей, обшивок и каркасных изделий. Когда они нам пришлют чертежи, мы будем принимать решение - участвовать ли в новом конкурсе", - сообщил господин Пеньков. Впрочем, оценить шансы ВАСО на победу затруднился....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка