О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Airbus в воздушной яме?

На светлое будущее Airbus бросают тень два обстоятельства: перерасход сметы на A380 и необходимые существенные затраты на новый A350

Предполагается, что для гендиректора компании Airbus Ноэля Форжара (Noel Forgeard) это будет момент триумфа. 18 января в Тулузе соберется немало знаменитостей, включая глав четырех европейских государств, чтобы присутствовать при сходе со стапелей первого полностью собранного планера - аэробуса Airbus А380. Этот крупнейший в истории пассажирский двухпалубный авиалайнер должен начать регулярные полеты в начале 2006 года. К тому моменту 58-летний Форжар, возможно, уже сможет похвастаться новой должностью. Французское правительство поддерживает идею его повышения до содиректора материнский компании Airbus, European Aeronautics Defence & Space Co. (EADS).

Однако на светлое будущее и Airbus, и самого Форжара бросают тень два обстоятельства. 10 декабря совет директоров EADS одобрил планы создания нового среднего реактивного самолета А350, который Airbus намерен запустить в 2010 году в противовес суперэффективному самолету 7Е7 компании Boeing Co. Хотя в Airbus ранее намекали, что для конкуренции с 7Е7 можно немного модернизировать уже имеющийся А330, создание А350 подразумевает более масштабную переделку, которая обойдется не менее чем в $5,3 млрд., но так и недотянет до новой полномасштабной разработки. А 12 декабря Форжар отметил в разговоре с корреспондентом французской газеты, что перерасход сметы по А380 превысил $2 млрд.

Все это может вылиться в большие проблемы. Предполагалось, что издержки на запуск А380 резко снизятся с максимальных $1,6 млрд. в этом году до менее $700 млн. к 2007-му. Аналитики считали, что в следующие три года Airbus сможет получить дополнительно не менее $2 млрд., которых хватило бы на финансирование создания скромного А350. Теперь же инвесторы опасаются, что необходимость финансирования двух самолетов отрицательно скажется на балансе EADS. 13 декабря, после публикации EADS прогноза операционной прибыли на 2005 год в размере $3,2 млрд., то есть на 15% ниже ожиданий аналитиков, акции компании подешевели на 4%. А перспектива перестановок в высшем руководящем эшелоне только увеличивает нервозность. "Команда Airbus загружена по самую макушку. Зачем менять лошадей сейчас?" - задается вопросом аналитик компании Lehman Brothers Inc. Джозеф Кэмпбелл (Joseph Campbell).

Теперь, раз Airbus не в состоянии финансировать работы по А350 из текущих средств, компания практически неизбежно обратится с просьбой о кредитах к властям европейских стран. И это подольет масла в огонь и без того ожесточенного спора между США и Европой по поводу дотаций авиапрому. Хотя по двустороннему соглашению 1992 года Airbus получил таких кредитов на миллиарды долларов, США настаивают, что европейский самолетостроитель в такой поддержке больше не нуждается, поскольку уже опережает Boeing. Вашингтон угрожает юридическим демаршем в ВТО. "Мы всерьез рассматриваем вариант судебного решения вопроса", - отметил на конференции Business Week в Париже 7 декабря торговый представитель США Роберт Зеллик (Robert Zoellick).

Риски этим не исчерпываются. Отраслевые аналитики считают, что А350 поставит крест на одном из бестселлеров Airbus. Вмещающий от 250 до 350 пассажиров А330 является в линейке Airbus самым близким конкурентом 7Е7 вместимостью 210 - 250 мест. Еще осенью менеджмент Airbus уверял, будто А330 способен самостоятельно противостоять 7Е7 без значительной модификации. Теперь же Airbus ведет речь о масштабной переделке с установкой более экономичного двигателя и нового крыла. "То есть всего за несколько лет они своими руками или значительно сократят, или вообще уничтожат рынок для А330", - прогнозирует Дуг Мак-Вити (Doug McVitie), шотландский аэрокосмический аналитик, в прошлом работавший на Airbus. Boeing торжествует. "Предлагая А350, они выбрасывают в корзину 20-летнюю стратегию продвижения своей продукции", - говорит Рэнди Бэзлер (Randy Baesler), вице-президент Boeing по маркетингу.

Конечно, не все так мрачно. В этом году Airbus намерен поставить 320 самолетов против 285 у Boeing. По словам Форжара, в 2004 - 2006 годах он планирует сэкономить до $2 млрд. производственных издержек, в основном за счет повышения эффективности работы: "В целом наша маржа до вычета расходов на НИОКР примерно на 5% выше, чем у Boeing".

Однако вызов 7Е7, брошенный Форжаром в последнюю минуту, заставляет предположить, что в Airbus недооценили потенциал рынка более экономичного среднего лайнера. К тому же, говоря об А380, Форжар не пояснил, что даже и без недавно признанного перерасхода сметы стоимость разработки серьезно превысила изначально планировавшиеся $10,7 млрд., поскольку с начала осуществления проекта в 2000 году доллар обесценился по отношению к евро на 30%. 14 декабря компания EADS наконец-то призналась. Общая стоимость, включая перерасход, составляет не менее $15,9 млрд. Форжар построил сильную компанию. Но такие цифры - не из тех, что радуют инвесторов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка