О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Лучше рекламы не придумать"

В Омск из Антарктиды был доставлен самолет Ан-3Т, сделанный на омском ПО "Полет". Так завершилась операция по эвакуации самолета, простоявшего три года на Южном полюсе

В минувшее воскресенье поздно вечером в Омск из Антарктиды был доставлен самолет Ан-3Т, сделанный на омском производственном объединении (ПО) "Полет". Таким образом, завершилась спецоперация по эвакуации самолета, простоявшего три года на Южном полюсе. Теперь техникам и инженерам завода предстоит провести анализ работы машины в условиях низких температур. По словам генерального директора ПО Олега Дорофеева, успешная эвакуация самолета с полюса станет неплохим маркетинговым ходом для предприятия. "После антарктической экспедиции об этом самолете знают во всем мире, думаю, сейчас спрос на Ан-3Т увеличится", — сказал господин Дорофеев.

Легкий многоцелевой самолет Ан-3Т — модернизация широко распространенного биплана Ан-2. Самолет оснащен турбовинтовым двигателем ТВД-20 с трехлопастным реверсивным винтом производства омского МПО им. Баранова. Ан-3Т способен взлетать с грунтовых площадок длиной до 100 м, брать на борт до 12 пассажиров либо до 1,8 т груза. На ПО "Полет" производят три варианта самолета — транспортный, пассажирский и сельскохозяйственный. Стоимость машины 31 млн руб.

Напомним, в январе 2002 года собранный на омском ПО "Полет" самолет Ан-3Т доставил на Южный полюс 14 участников российской антарктической экспедиции, которой руководил известный полярник, вице-спикер Государственной думы РФ Артур Чилингаров. Возвращаться полярникам пришлось на военно-транспортных самолетах США, поскольку из-за неисправности двигателя экипаж не смог поднять машину в воздух, и Ан-3Т остался на американской станции Amundsen-Scott. 19 декабря 2004 года для эвакуации самолета Ан-3Т на Южный полюс была отправлена российская полярная экспедиция, которую также возглавил вице-спикер Государственной думы РФ Артур Чилингаров. В состав экспедиции вошли специалисты омского ПО "Полет" и экипаж разработчиков самолета, киевского АНТК им. Антонова. На подготовку к эвакуации самолета из областного бюджета было выделено 14 млн руб. Самолет самостоятельно перелетел с Южного полюса на побережье Антарктиды (подробно "Ъ" писал об этом 13 января 2005 года).

В минувшее воскресенье поздно вечером в Омске приземлился грузовой самолет Ил-76 авиакомпании "Газпромавиа". На его борту из Антарктиды были доставлены участники полярной экспедиции и Ан-3Т, у которого демонтировали крылья, шасси, лопасти винта и хвостовое оперение. Кроме чиновников областного правительства и администрации "Полета" полярников на взлетно-посадочной полосе омского аэропорта встречали девушки в русских национальных костюмах. Как оказалось, каравай и бокалы с шампанским подавали артисты творческого коллектива "Русская песня" (коллектив художественной самодеятельности МПО им. Баранова. — "Ъ"). Тост за здоровье участников экспедиции поднял министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр Луппов. Завершение экспедиции на Южный полюс Земли чиновник назвал победой. "Мы очень переживали, очень много делали, чтобы вернуть этот самолет, я сердечно всех поздравляю с завершением экспедиции", — сказал господин Луппов. По его словам, сейчас областные власти ведут переговоры с главами российских регионов о возможных поставках Ан-3Т. На вопрос о том, насколько успешно проходят эти переговоры, министр отвечать не стал. "Потребность в таких самолетах большая, прежде всего у северных территорий России и специальных служб: лесной, пограничной службы РФ, МЧС. Но, к сожалению, заказчики остаются без денег, а, как правило, за заказчиком стоит администрация субъекта Федерации", — сказал господин Луппов.

В том, что теперь интерес потенциальных заказчиков к самолету омской сборки возрастет, уверен генеральный директор ПО "Полет" Олег Дорофеев. "Лучше рекламы для этого самолета и не придумать. Сейчас весь мир знает об этом самолете, о том, что он долетел до Южного полюса и вернулся. Думаю, сейчас спрос на Ан-3Т увеличится", — сказал господин Дорофеев. По его словам, сейчас завод производит 5-6 машин в год, поэтому достаточно высока стоимость самолета Ан-3Т. "Если мы будем делать по 50-70 самолетов в год, то цена на машину снизится", — пояснил Олег Дорофеев.

Почти час чиновники знакомились с условиями транспортировки Ан-3Т и выясняли детали перелета с Южного полюса на побережье Антарктиды. Любой желающий мог подняться на борт Ил-76 и посмотреть на самолет, три года простоявший на Южном полюсе. Как сообщил заместитель главного инженера ПО "Полет" Владимир Приходкин, состояние самолета оказалось лучше, чем ожидали инженеры и техники завода. Поэтому сроки работ по восстановлению летной годности Ан-3Т сократились на два-три дня.

По словам членов экипажа, перелет над Антарктидой был самым рискованным моментом в экспедиции. "Мы летели семь часов, конечно, условия были не очень хорошие. Весь полет практически прошел в облаках, в обледенении. Больше всего смущало, что по маршруту горы высотой до 4,5 км, которые надо было преодолеть, это как раз полпути", — сказал летчик-испытатель АНТК им. Антонова командир экипажа Сергей Тарасюк. По его словам, "смущало" летчиков и то, что для самолетов такого класса 1380 км — "более чем максимальная дальность полета".

Спустя час после приземления к самолету Ил-76 подошли грузовые машины, техники "Полета" приступили к разгрузке. Детали Ан-3Т закрепили на специальных платформах и в сопровождении милицейского патруля доставили на завод.

Теперь полетовцам предстоит провести полную диагностику самолета и разобраться в причине неисправности, из-за которой самолет не смог подняться в воздух в январе 2002 года. По словам авиатехника летно-испытательной станции ПО "Полет" Сергея Архипова, наиболее вероятная причина неполадки — в двигателе. "Скорее всего, не нужно было его тогда (во время экспедиции в 2002 году. — "Ъ") останавливать. Сейчас поставили новый двигатель, серийный, он, кстати, летал уже, мы его сняли с другой машины и поставили на этот самолет. На полюсе мы его запускали, отключали, снова запускали — и никаких вопросов. Сейчас будем выяснять, почему тот двигатель не работал", — сказал Сергей Архипов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Омск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка