АвиаПорт.Ru
24 января 2005, 09:47
Мягкий полет, безопасная посадка
Пассажир оценивает авиакомпанию по уровню сервиса, и в списке факторов, влияющих на его впечатления от полета, едва ли не самую важную роль играет удобное кресло
Кресла обновленные и новые
Во времена СССР проектирование кресел для пассажирских самолетов было прерогативой конструкторских бюро-разработчиков самолетов, а также специализированного Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики. Это были серии кресел 3К3 7504 - 3К3 7520 первого, бизнес и эконом-классов для самолетов Ту-154, Ту-134, Ил-86, Ил-96, Ил-62, разработанные в соответствии с действовавшими в тот период требованиями НЛГС-3. Ведущими производителями и поставщиками этих кресел были ульяновский завод "Агрегат", авиастроительные заводы в Воронеже, Казани и Самаре, и даже исправительно-трудовая колония в Пугачеве (Саратовская обл). Кроме того, были распространены кресла серии 3К3 7504, поставлявшиеся из братской Чехословакии. В данный момент в основном завод "Агрегат" продолжает выпускать кресла для Ту-204/214.
За прошедшие годы ситуация изменилась кардинально. Новая продукция не разрабатывалась, а большинство компаний, предлагавших услуги по переоборудованию салонов авиалайнеров, ограничивались восстановлением кресел - на обновленные каркасы монтировались новые мягкости, одевался чехол - и кресло шло на продажу. Несмотря на то, что цена была умеренной, такое решение было полумерой. Во-первых, требования по безопасности оставались на уровне 20-летней давности, во-вторых, по комфорту такая продукция несущественно отличалась от исходных образцов. И если для авиакомпаний, не претендующих на лидерство, это было достойным выходом, то для крупных перевозчиков требовалось новое решение.
Долго ждать не пришлось - на российский рынок обратили свой взор производители кресельного оборудования из США и Западной Европы. Там уже давно существует развернутая индустрия, предлагающая продукцию на любой вкус. Законодателями мод являются компании BE Aerospace, Weber, Sicma и др. Однако их триумфу на российском рынке помешали несколько факторов. Первым делом необходимо было получить одобрение авиационных властей и КБ - разработчиков самолетов, что связано с длительными процедурами согласования, подписанием множества разрешительных документов и т.д. Необходимо было создавать представительства в России, налаживать партнерские отношения, создавать центры технического обслуживания кресел с минимальным запасом запчастей, в то время как высокая стоимость кресел делала перспективы широкого присутствия сомнительными. Как следствие, образовался вакуум, и по законам рынка на незанятую нишу обратили свой взор наиболее динамичные предприниматели. И цель ставилась амбициозная - создать собственный продукт, который бы отвечал всем современным и перспективным требованиям авиационных властей, авиакомпаний и производителей авиатехники.
"Мы наш, мы новый блок построим"
На рубеже 2000 года в компании "Фирма АККО", специализировавшейся на оформлении салонов самолетов, сформировалась инициативная группа, которая впоследствии стала костяком НПО "АвиаБлок". Маркетологи, конструкторы, дизайнеры - весь небольшой в ту пору коллектив в партнерстве с ведущими авиационными ОКБ, научно-исследовательскими институтами России взялся за создания нового продукта - принципиально нового типа кресельного оборудования, который бы смог составить достойную конкуренцию лучшим западным образцам.
"Наши сотрудники побывали на различных международных выставках в Германии, Франции, США, познакомились с продукцией крупнейших производителей, - рассказывает Генеральный директор НПО "АвиаБлок" Владимир Кучеров . - И это дало нам возможность сформировать жесткие требования к новому продукту. Одновременно анализировались нормы, диктуемые авиационными сертификационными органами, как в России, так и в США. Пока конструкторы бились над легким, но в то же время прочным каркасом, дизайнеры создавали современный облик блоков кресел. Параллельно шла работа с авиакомпаниями - с первого момента требования заказчика ставились во главу угла. И в кратчайшие сроки было спроектировано и построено кресло первого и бизнес/класса типа 7547, а затем кресло эконом-класса типа 7553 и 7553А".
Впервые в отечественной практике было принято решение изначально создавать блоки кресел, которые смогут выдержать удар с перегрузкой 16g. И это несмотря на то, что нормы НЛГС-3 требуют "держать" только 9g. Причина простая - в США были проведены исследования, в ходе которых анализировалась выживаемость при тяжелых авиационных происшествиях. Статистика однозначно указывала на то, что шанс уцелеть в случае катастрофы повышается, если использовать прочную конструкцию. И американские авиационные власти FAA внесли в правила FAR-25 ужесточенные требования к кресельному оборудованию. Соответственно, все отечественные самолеты, создаваемые по нормам АП-25, также должны иметь комплектующие, соответствующие установленным правилам и выдерживать перегрузку в 16g.
С точки зрения безопасности кресло первого/бизнес классов типа 7547 и кресло эконом-класса типа 7553А успешно выдержало серьезнейшие квалификационные испытания в Фаустово, включая вертикально-продольный динамический удар с силой 16g. Результатом этих работ стало получение в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета в 2004 году Свидетельств о годности комплектующего изделия. Таким образом, было получено одобрение для установки кресел на авиационную технику. Но на этом испытания не завершились.
"Для нас было важно понять, как поведет себя наша продукция в реальной эксплуатации, как ее оценит пассажир, - рассказывает Главный инженер НПО "АвиаБлок" Юрий Тканко. Поэтому в 2003 году мы передали партию кресел бизнес-класса на подконтрольную эксплуатацию в авиакомпанию "Аэрофлот - российские авиалинии". За полгода они налетали вместе с лайнерами Ил-96-300 1500 часов. Это дало неоценимый опыт и уверенность в том, что заложенные конструкторские решения были верными".
Получив необходимые статистические сведения, разработчик установил на свою продукцию гарантию безотказной работы: 5 лет на каркас и 1 год - на чехол и мягкости. К слову сказать, практически все случаи досрочного съема кресел происходят по причинам, не зависящим от производителя - пассажиры в полете "неравнодушны" к обивке, электровентиляторам, лампочкам... Вот и приходится возвращать на место выковырянные элементы и взятые на память пепельницы.
В кресле бизнес-класса были установлены широкая средняя тумба, которая обеспечила комфорт пассажирам и создала "индивидуальный" объем места и усиленные боковые молдинги из специальной пластмассы с антивандальным покрытием, исключающие возможность повреждения кресла багажом и тележками. В креслах первого класса как дополнительная опция, была предусмотрена возможность установки индивидуальной системы развлечения пассажиров, которая позволяет пассажиру осуществлять просмотр четырех видеопрограмм со звуковым сопровождением на двух языках и слушать восемь аудио-стерео программ. Выбор аудио-видео программ производится с помощью пульта управления, расположенного в подлокотнике кресла, а их просмотр осуществляется на индивидуальных видеомониторах - размером 6 дюймов. Мониторы располагаются в центральной стойке кресла и легко приводятся в рабочее состояние. Все элементы конструкции кресла просты, надежны, эргономичны, легки в обслуживании.
Кресла типа 7547 изготавливаются двухместными блоками в девяти вариантах, в зависимости от расположения опор, креплений к рельсам пола самолета, исполнения подлокотника, спинки, наличия и комплектности электрооборудования, систем развлечения. Для повышения качества обслуживания пассажиров, конкурентоспособности нового продукта кресло выполнено с механической передней подножкой, укомплектовано столиком, расположенным в боковых подлокотниках, с многофункциональным подголовником.
Кресла типа 7553А, предназначенные для эконом-класса заметно отличаются от "скамеек", привычных для отечественных авиапассажиров, по уровню комфорта. Гидрозамок позволяет отклонять спинку кресла на угол почти до 36 град, и фиксировать ее в любом промежуточном положении. Спинки кресел имеют блокировку от складывания вперед на усилие не менее 12 кгс. Предусмотрена установка электровентилятора, лампы дополнительного освещения прохода, кнопки и лампы вызова бортпроводника и системы развлечения пассажиров.
Больше кресел, хороших и разных
Активная маркетинговая политика дала свои плоды - продукция НПО "АвиаБлок" стала появляться на новых воздушных судах, также ее использовали авиакомпании для замены устаревших кресел. Сейчас в послужном списке компании лайнеры Ил-96-300, Ил-86 и Ил-62М, а также Ту-204 различных перевозчиков. Большой потенциал рынка заставил задуматься об организации собственного производства - современного высокотехнологичного предприятия, которое сможет удовлетворять все возрастающие потребности.
На территории свободной экономической зоны "Шерризон" (Московская область, аэропорт "Шереметьево-1") полным ходом идет строительство современного производственного комплекса. Сейчас помещение уже под крышей, ведутся внутренние работы, решаются вопросы, связанные с подводом всех необходимых коммуникаций. Согласно технико-экономическому обоснованию, производственные мощности смогут обеспечить выпуск двух самолето-комплектов ежемесячно - это примерно 250 блоков кресел. Планируется занять около 200 человек персонала и привлечь широкую кооперацию. "Планируем выйти на заданные параметры производства в 2007 году, ориентируясь на рынок производства авиационной техники, - говорит финансовый директор Сергей Созинов. - Однако планы постоянно корректируются. Наше развитие напрямую зависит от запросов рынка. Под большие заказы будем дополнительно расширяться, набирать людей. Более эффективно управлять производственным процессом поможет система 1С версии 8 - ее внедрение рассматриваем как один из приоритетных путей развития".
Темпы роста в отечественной гражданской авиации дают основания с оптимизмом смотреть в будущее. Однако НПО "АвиаБлок" продолжает искать и новые рынки сбыта. "Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы предложить рынку блоки кресел для установки на новые типы воздушных судов, - говорит Коммерческий директор Алексей Бондарев. Уже сейчас активно идут переговоры с АНТК им. Антонова по поводу использования наших кресел на самолете Ан-148. Другие перспективные лайнеры - Бе-200 в пассажирском варианте, Ту-204 / 214, Ту-334, RRJ и даже М-101Т - "Сокол", для которого мы готовы предложить блок, состоящий из одного кресла".
Для авиакомпаний, планирующих переоборудование салона и замену устаревших кресел, сейчас активно разрабатывается лизинговая программа. Сегодня такое обновление кресельного оборудования не по карману большинству перевозчиков - условие 70%-ной предоплаты для авиаторов является непозволительной роскошью, а производитель не может начать производство без нее. Лизинговая схема, отработанная с рядом российских банков, позволяет сократить первоначальный взнос и рассрочить платежи. И ожидаемое в ближайшем будущем создание модифицированного блока кресел для установки на наиболее массовом российском пассажирском самолете Ту-154 позволит большинству наших пассажиров ощутить настоящий комфорт в полете.
Кресла НПО "АвиаБлок" уже сегодня востребованы, а в будущем спрос на них должен увеличиться. Хотя, конечно же, все зависит от состояния и темпов развития нашей авиационной промышленности....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 20, 2025
Аэрофлот и Сбер создадут "умный" онлайн-сервис на основе генеративного ИИ для планирования путешествий
Ноябрь 21, 2025
В аэропорту Внуково начал работу новый бизнес-зал "Чайковский"
Ноябрь 21, 2025
"Хабаровские авиалинии" возобновили полеты в Чегдомын
Ноябрь 21, 2025
Во Внуково сообщили об окончательном решении проблем с багажом Turkish Airlines