О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мягкий полет, безопасная посадка

Пассажир оценивает авиакомпанию по уровню сервиса, и в списке факторов, влияющих на его впечатления от полета, едва ли не самую важную роль играет удобное кресло

Пассажир оценивает авиакомпанию по уровню сервиса, и в списке факторов, влияющих на его впечатления от полета, едва ли не самую важную роль играет удобное кресло. Чем больше длительность перелета, тем большую значимость приобретают правильно подобранный профиль спинки, качественные материалы и удобные аксессуары - столик, вентилятор, индивидуальная лампа для чтения, система развлечения пассажира. Для авиакомпании замена кресельного оборудования - достаточно дорогое мероприятие, поэтому вопрос стоимости покупки и эксплуатации выходит на первый план. Ну а производители авиатехники требуют, чтобы на самолетах были установлены только сертифицированные комплектующие, отвечающие самым жестким требованиям по безопасности. Создать продукт, удовлетворяющий запросам всех сторон, сегодня в России смогла только одна компания - НПО "АвиаБлок". Блоки кресел, сделанные этой фирмой, успешно прошли испытания по требованиям АП-25 в 2004 году.

Кресла обновленные и новые


Во времена СССР проектирование кресел для пассажирских самолетов было прерогативой конструкторских бюро-разработчиков самолетов, а также специализированного Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики. Это были серии кресел 3К3 7504 - 3К3 7520 первого, бизнес и эконом-классов для самолетов Ту-154, Ту-134, Ил-86, Ил-96, Ил-62, разработанные в соответствии с действовавшими в тот период требованиями НЛГС-3. Ведущими производителями и поставщиками этих кресел были ульяновский завод "Агрегат", авиастроительные заводы в Воронеже, Казани и Самаре, и даже исправительно-трудовая колония в Пугачеве (Саратовская обл). Кроме того, были распространены кресла серии 3К3 7504, поставлявшиеся из братской Чехословакии. В данный момент в основном завод "Агрегат" продолжает выпускать кресла для Ту-204/214.

За прошедшие годы ситуация изменилась кардинально. Новая продукция не разрабатывалась, а большинство компаний, предлагавших услуги по переоборудованию салонов авиалайнеров, ограничивались восстановлением кресел - на обновленные каркасы монтировались новые мягкости, одевался чехол - и кресло шло на продажу. Несмотря на то, что цена была умеренной, такое решение было полумерой. Во-первых, требования по безопасности оставались на уровне 20-летней давности, во-вторых, по комфорту такая продукция несущественно отличалась от исходных образцов. И если для авиакомпаний, не претендующих на лидерство, это было достойным выходом, то для крупных перевозчиков требовалось новое решение.

Долго ждать не пришлось - на российский рынок обратили свой взор производители кресельного оборудования из США и Западной Европы. Там уже давно существует развернутая индустрия, предлагающая продукцию на любой вкус. Законодателями мод являются компании BE Aerospace, Weber, Sicma и др. Однако их триумфу на российском рынке помешали несколько факторов. Первым делом необходимо было получить одобрение авиационных властей и КБ - разработчиков самолетов, что связано с длительными процедурами согласования, подписанием множества разрешительных документов и т.д. Необходимо было создавать представительства в России, налаживать партнерские отношения, создавать центры технического обслуживания кресел с минимальным запасом запчастей, в то время как высокая стоимость кресел делала перспективы широкого присутствия сомнительными. Как следствие, образовался вакуум, и по законам рынка на незанятую нишу обратили свой взор наиболее динамичные предприниматели. И цель ставилась амбициозная - создать собственный продукт, который бы отвечал всем современным и перспективным требованиям авиационных властей, авиакомпаний и производителей авиатехники.

"Мы наш, мы новый блок построим"

На рубеже 2000 года в компании "Фирма АККО", специализировавшейся на оформлении салонов самолетов, сформировалась инициативная группа, которая впоследствии стала костяком НПО "АвиаБлок". Маркетологи, конструкторы, дизайнеры - весь небольшой в ту пору коллектив в партнерстве с ведущими авиационными ОКБ, научно-исследовательскими институтами России взялся за создания нового продукта - принципиально нового типа кресельного оборудования, который бы смог составить достойную конкуренцию лучшим западным образцам.

"Наши сотрудники побывали на различных международных выставках в Германии, Франции, США, познакомились с продукцией крупнейших производителей, - рассказывает Генеральный директор НПО "АвиаБлок" Владимир Кучеров . - И это дало нам возможность сформировать жесткие требования к новому продукту. Одновременно анализировались нормы, диктуемые авиационными сертификационными органами, как в России, так и в США. Пока конструкторы бились над легким, но в то же время прочным каркасом, дизайнеры создавали современный облик блоков кресел. Параллельно шла работа с авиакомпаниями - с первого момента требования заказчика ставились во главу угла. И в кратчайшие сроки было спроектировано и построено кресло первого и бизнес/класса типа 7547, а затем кресло эконом-класса типа 7553 и 7553А".

Впервые в отечественной практике было принято решение изначально создавать блоки кресел, которые смогут выдержать удар с перегрузкой 16g. И это несмотря на то, что нормы НЛГС-3 требуют "держать" только 9g. Причина простая - в США были проведены исследования, в ходе которых анализировалась выживаемость при тяжелых авиационных происшествиях. Статистика однозначно указывала на то, что шанс уцелеть в случае катастрофы повышается, если использовать прочную конструкцию. И американские авиационные власти FAA внесли в правила FAR-25 ужесточенные требования к кресельному оборудованию. Соответственно, все отечественные самолеты, создаваемые по нормам АП-25, также должны иметь комплектующие, соответствующие установленным правилам и выдерживать перегрузку в 16g.

С точки зрения безопасности кресло первого/бизнес классов типа 7547 и кресло эконом-класса типа 7553А успешно выдержало серьезнейшие квалификационные испытания в Фаустово, включая вертикально-продольный динамический удар с силой 16g. Результатом этих работ стало получение в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета в 2004 году Свидетельств о годности комплектующего изделия. Таким образом, было получено одобрение для установки кресел на авиационную технику. Но на этом испытания не завершились.

"Для нас было важно понять, как поведет себя наша продукция в реальной эксплуатации, как ее оценит пассажир, - рассказывает Главный инженер НПО "АвиаБлок" Юрий Тканко. Поэтому в 2003 году мы передали партию кресел бизнес-класса на подконтрольную эксплуатацию в авиакомпанию "Аэрофлот - российские авиалинии". За полгода они налетали вместе с лайнерами Ил-96-300 1500 часов. Это дало неоценимый опыт и уверенность в том, что заложенные конструкторские решения были верными".

Получив необходимые статистические сведения, разработчик установил на свою продукцию гарантию безотказной работы: 5 лет на каркас и 1 год - на чехол и мягкости. К слову сказать, практически все случаи досрочного съема кресел происходят по причинам, не зависящим от производителя - пассажиры в полете "неравнодушны" к обивке, электровентиляторам, лампочкам... Вот и приходится возвращать на место выковырянные элементы и взятые на память пепельницы.

В кресле бизнес-класса были установлены широкая средняя тумба, которая обеспечила комфорт пассажирам и создала "индивидуальный" объем места и усиленные боковые молдинги из специальной пластмассы с антивандальным покрытием, исключающие возможность повреждения кресла багажом и тележками. В креслах первого класса как дополнительная опция, была предусмотрена возможность установки индивидуальной системы развлечения пассажиров, которая позволяет пассажиру осуществлять просмотр четырех видеопрограмм со звуковым сопровождением на двух языках и слушать восемь аудио-стерео программ. Выбор аудио-видео программ производится с помощью пульта управления, расположенного в подлокотнике кресла, а их просмотр осуществляется на индивидуальных видеомониторах - размером 6 дюймов. Мониторы располагаются в центральной стойке кресла и легко приводятся в рабочее состояние. Все элементы конструкции кресла просты, надежны, эргономичны, легки в обслуживании.

Кресла типа 7547 изготавливаются двухместными блоками в девяти вариантах, в зависимости от расположения опор, креплений к рельсам пола самолета, исполнения подлокотника, спинки, наличия и комплектности электрооборудования, систем развлечения. Для повышения качества обслуживания пассажиров, конкурентоспособности нового продукта кресло выполнено с механической передней подножкой, укомплектовано столиком, расположенным в боковых подлокотниках, с многофункциональным подголовником.

Кресла типа 7553А, предназначенные для эконом-класса заметно отличаются от "скамеек", привычных для отечественных авиапассажиров, по уровню комфорта. Гидрозамок позволяет отклонять спинку кресла на угол почти до 36 град, и фиксировать ее в любом промежуточном положении. Спинки кресел имеют блокировку от складывания вперед на усилие не менее 12 кгс. Предусмотрена установка электровентилятора, лампы дополнительного освещения прохода, кнопки и лампы вызова бортпроводника и системы развлечения пассажиров.

Больше кресел, хороших и разных

Активная маркетинговая политика дала свои плоды - продукция НПО "АвиаБлок" стала появляться на новых воздушных судах, также ее использовали авиакомпании для замены устаревших кресел. Сейчас в послужном списке компании лайнеры Ил-96-300, Ил-86 и Ил-62М, а также Ту-204 различных перевозчиков. Большой потенциал рынка заставил задуматься об организации собственного производства - современного высокотехнологичного предприятия, которое сможет удовлетворять все возрастающие потребности.

На территории свободной экономической зоны "Шерризон" (Московская область, аэропорт "Шереметьево-1") полным ходом идет строительство современного производственного комплекса. Сейчас помещение уже под крышей, ведутся внутренние работы, решаются вопросы, связанные с подводом всех необходимых коммуникаций. Согласно технико-экономическому обоснованию, производственные мощности смогут обеспечить выпуск двух самолето-комплектов ежемесячно - это примерно 250 блоков кресел. Планируется занять около 200 человек персонала и привлечь широкую кооперацию. "Планируем выйти на заданные параметры производства в 2007 году, ориентируясь на рынок производства авиационной техники, - говорит финансовый директор Сергей Созинов. - Однако планы постоянно корректируются. Наше развитие напрямую зависит от запросов рынка. Под большие заказы будем дополнительно расширяться, набирать людей. Более эффективно управлять производственным процессом поможет система 1С версии 8 - ее внедрение рассматриваем как один из приоритетных путей развития".

Темпы роста в отечественной гражданской авиации дают основания с оптимизмом смотреть в будущее. Однако НПО "АвиаБлок" продолжает искать и новые рынки сбыта. "Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы предложить рынку блоки кресел для установки на новые типы воздушных судов, - говорит Коммерческий директор Алексей Бондарев. Уже сейчас активно идут переговоры с АНТК им. Антонова по поводу использования наших кресел на самолете Ан-148. Другие перспективные лайнеры - Бе-200 в пассажирском варианте, Ту-204 / 214, Ту-334, RRJ и даже М-101Т - "Сокол", для которого мы готовы предложить блок, состоящий из одного кресла".

Для авиакомпаний, планирующих переоборудование салона и замену устаревших кресел, сейчас активно разрабатывается лизинговая программа. Сегодня такое обновление кресельного оборудования не по карману большинству перевозчиков - условие 70%-ной предоплаты для авиаторов является непозволительной роскошью, а производитель не может начать производство без нее. Лизинговая схема, отработанная с рядом российских банков, позволяет сократить первоначальный взнос и рассрочить платежи. И ожидаемое в ближайшем будущем создание модифицированного блока кресел для установки на наиболее массовом российском пассажирском самолете Ту-154 позволит большинству наших пассажиров ощутить настоящий комфорт в полете.

Кресла НПО "АвиаБлок" уже сегодня востребованы, а в будущем спрос на них должен увеличиться. Хотя, конечно же, все зависит от состояния и темпов развития нашей авиационной промышленности....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка