Авиапанорама
30 января 2005, 17:20
Ил-112: альтернативы нет, вопросов все меньше
Требования заказчика к легкому ВТС оказались близки к тем, что предъявлялись к Ан-26. В наибольшей мере им удовлетворяли технические предложения по самолету Ил-112В
Наиболее отчетливо это проявилось в отношении легкого военно-транспортного самолета (ВТС), который пришел на смену Ан-26 - "рабочей лошадки" военных. Такой титул самолет заслужил неутомимыми перевозками личного состава, автомобилей, боеприпасов, запасных частей и агрегатов к летательным аппаратам, включая авиадвигатели. По прогнозам экспертов к 2015 г. эти машины выработают назначенный ресурс.
Ан-26 прочно засел в сознании эксплуатантов и, казалось бы, для его замены нужна машина в его же весовой категории. Разумеется, новый самолет, созданный с использованием последних достижений науки и техники, будет отличаться от предшественника, в том числе и габаритами грузовой кабины, необходимыми для транспортировки не только существующей, но и перспективной военной техники.
Надо сказать, что в конце 1960-х гг., вскоре после появления Ан-26, началась разработка машины, предназначенной для его замены. Созданный в соответствии с требованиями ВВС и ВДВ для перевозки грузов расширенной, по сравнению с Ан-26, номенклатуры и с большей скоростью, Ан-72 так и не оправдал надежд заказчиков. Опыт показывает, что облик самолета определяется, как правило, их требованиями. Что касается Ан-72, то до сих пор не удалось получить внятного ответа на главный вопрос: "Какова причина выбора его компоновки?". Скорее всего, он был связан с требованием обеспечения базирования машины на грунтовых аэродромах или с обеспечением коротких взлета и посадки. Но тогда не ясно, почему отличные взлетно-посадочные характеристики Ан-72 оказались практически невостребованными.
Судя по всему, требования заказчика к легкому ВТС оказались близки к тем, что предъявлялись к Ан-26. При этом немного увеличены размеры грузовой кабины и существенно возросла дальность. В наибольшей мере этим требованиям удовлетворяли технические предложения по самолету Ил-112В. В них постарались предусмотреть все, что могло потребоваться заказчику, даже с некоторым запасом.
Но вполне современный проект, в меру консервативный и в то же время основанный на передовых технологиях, не сразу пришелся по душе главному заказчику - ВВС. Почему?
Следует отметить, что Ил-112В проектировался на конкурсной основе и его главным "конкурентом" был проект МиГ-110ВТ. Грузовой "МиГ", рассчитанный под те же двигатели, что и Ил-112В, отличается двухбалочной схемой. Подобная компоновка, снижающая крутящий момент от оперения в районе грузового люка, дает некоторый выигрыш в весе, но встречается в мире довольно редко. Одна из главных причин тому - неудобные подъезды транспортных средств к грузовому люку. Например, существует реальная возможность повреждения балок и оперения самолета. Доставив груз на место назначения, он может потребовать там серьезного ремонта, а в худшем случае будет просто брошен на произвол судьбы "под носом" у противника. Для самолета классической схемы, каким является Ил-112В, вероятность возникновения подобной крайне нежелательной ситуации намного ниже.
Надо сказать, что в конкурсе на легкий ВТС участвовали и другие фирмы-разработчики. На суд военных были представлены также проекты ЭМЗ им. В.М.Мясищева - М-60ЛВТС и ОАО "Туполев" - Ту-136Т.
На первом этапе конкурсной борьбы, завершившейся весной этого года, победителем вышел Ил-112В. Судя по всему, на сегодняшний день из-за отсутствия реального заказчика и требуемого финансирования уровень проработки проекта МиГ-110 невысок. Тем не менее, деньги на постройку макета нашли и РСК "МиГ" периодически рекламирует эту машину.
Однако вскоре отношение заказчика к легкому ВТС чуть не изменилось. На "арену" вышел проходящий испытания гражданский грузопассажирский самолет С-80 (Су-80). Второго конкурса легких ВТС так и не объявляли, но заказчик, похоже, некоторое время удерживал военный вариант машины Су-80ТД в поле своего зрения. Как и в ситуации со средним ВТС - самолетом Ан-70, это породило массу вопросов. Самый главный из них связан с невозможностью уменьшения грузоподъемности машины с 6 до 3,5 т и значительного сокращения габаритов грузовой кабины. Если рассматривать номенклатуру наиболее часто перевозимой по воздуху военной техники, то, даже в удлиненном грузовом отсеке Су-80ТД реально разместятся пара автомобилей УАЗ-469 или два 120-мм артиллерийские орудия 2Б16 "Нона-К" (или их комбинация). Конечно, в грузовом отсеке можно разместить так называемые грузы мирного времени и взять еще двух-трех сопровождающих, но не более.
Самолет, создававшийся для гражданских эксплуатантов, имеет перед вышеназванными проектами одно преимущество - он уже проходит летные испытания. А вот ответить на вопрос, сможет ли Су-80ТД стать достойной заменой самолету Ан-26, весьма трудно. Проекту "ОКБ Сухого" присущ тот же недостаток, что и МиГ-110ТД - двухбалочная схема. Но, главное, на Су-80ТД используются иностранные ТВД GЕ СТ7-9В фирмы General Electric взлетной мощностью по 1870 л.с. (видимо, без учета составляющей реактивной тяги). Военные всегда отвергали возможность участия иностранных компаний в производстве предназначенной для них техники. Правда, сегодня изучается возможность лицензионного производства этих ТВД. Однако и в этом случае возникает ряд вопросов. В частности, на каких еще отечественных летательных аппаратах можно использовать двигатели мощностью, как у ТВ7-117С?
Конкурс на легкий ВТС завершился в апреле 2004 г. и победителем в нем стал проект Ил-112В. Это вовсе не значит, что новая машина появится как после взмаха волшебной палочки. Предстоит большая и трудная работа, в том числе и со смежными предприятиями, разработчиками готовых изделий. Появляется реальная возможность совершенствования двигателя ТВ7-117С, которому в последнее время на заводе им. В.Я. Климова, стали уделять больше внимания.
Как следует из авторитетных заявлений в прессе, при проектировании Ил-112 на "АК им. С.В. Ильюшина" максимально унифицировали его конструкцию с самолетом Ил-114. Крыло оснащено высокоэффективной механизацией, состоящей из однощелевых закрылков. Этого вполне достаточно, чтобы сделать вывод: будет возможна эксплуатация самолета и с грунтовых ВПП, но об использовании режимов укороченного взлета и посадки не может быть и речи, они просто не предусмотрены.
Уже на ранней стадии проектирования Ил-112 самолет ориентировался на его использование авиатранспортными компаниями, что обусловило увеличение веса перевозимого груза с 5,6 до 6 т. Из этих соображений выбрали и размеры поперечного сечения герметичной грузовой кабины (главным образом, из-за необходимости перевозки стандартных авиационных контейнеров с использованием погрузочно-разгрузочных систем, аналогичных американской "463L"). Можно будет перевозить грузы и россыпью, для чего предусмотрены швартовочные сети. На военном же варианте самолета будут применены традиционные тельферы с усилием до 6000 кг.
В грузовом отсеке Ил-112В могут перевозиться авиационные двигатели, включая Д-30КП, автомобиль УАЗ-469, лопасти вертолетов, грузовые платформы ПГС-500А, ПГС-1000Р и натовские MIL-P-27443E.
О том, как отреагируют авиакомпании на появление Ил-112 не известно, но по расчетам топливная эффективность самолета возрастет в 2,4 раза по сравнению с Ан-26.
Бортовое оборудование самолета, судя по всему, обеспечит полеты в различных климатических условиях и географических районах, в любое время суток, а также посадку по II категории в условиях метеоминимума (30×400 м), а на ВПП, оборудованные радиолокационными маяками-ответчиками или уголковыми отражателями, - при видимости не ниже 1000 м и высоте облачности - 100 м. Предполагается, что вся пилотажно-навигационная информация будет отображаться шестью многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами.
В заключение следует отметить, что Ил-112В с двигателями ТВ7-117СТ, укомплектованными малошумными воздушными винтами АВ-112, будет летать с крейсерской скоростью 550-600 км/ч на расстояние до 6000 км (без груза). Дальность полета с грузом 6 т - 1000 км.
В дальнейшем предполагается заменить эти двигатели на ВК-3500 взлетной мощностью по 3500 э.л.с. Для автономной эксплуатации самолета предусмотрена вспомогательная силовая установка. При этом уровень шума и эмиссия вредных веществ не должны превышать действующие нормы ИКАО.
В декабре 2004 г. заказчику были предъявлены макет и эскизный проект машины. Судя по всему, его утвердили, поскольку до первого полета Ил-112, запланированного на начало 2006 г. (поставки в российскую армию предполагаются с 2007 г.) осталось очень мало времени.
Создание Ил-112 предусмотрено государственной программой вооружений России на период до 2010 г., а его серийное производство предполагается на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе. Реализовать же задуманное можно будет лишь при условии стабильного финансирования проекта.
Основные данные грузовых самолетов
Самолет | Ан-26 | Ан-72 | Ил-112В | Су-80ТД |
---|---|---|---|---|
Двигатели | АИ-24Т | Д-36 сер. 1 | ТВ7-117СТ | СТ7-90GE |
Взлетная тяга (мощность), кгс (э.л.с.) | 2×2820 | 2×6500 | 2×2800* | 2×1750 |
Размах крыла, м | 29,198 | 31,89 | 22,55 | 23,17 |
Длина, м | 23,8 | 28,068 | 21,78 | 18,26 |
Высота на стоянке, м | 8,575 | 8,65 | 8,21 | 6,3 |
Взлетный вес, кг: - нормальный - максимальный | 23000 24230 | - 31200 | 20400 - | - 14000 |
Вес пустого, кг | 16914 | - | - | - |
Запас топлива | 7080 л | 16250 л | - | 2875 кг |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 5600 | 7500 | 5600** | 3300 |
Скорость крейсерская, км/ч | 420 | 550-600 | - | 430-470 |
Практический потолок, м | 7300 | 10700 | - | 7600 |
Разбег, м | ок. 870 | 500 | - | 1200 |
Пробег, м | 770 | - | - | 550 |
Экипаж, чел. | 5 | 4-5 | 3 | 2-3 |
Примечание:
* На чрезвычайном режиме мощность 3000 э.л.с.
** В гражданском варианте - 6000 кг....
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиапанорама». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 11, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за сентябрь 2024 года
Октябрь 11, 2024
Авиакомпания "Ямал" зарегистрировала миллионного пассажира в этом году
Октябрь 11, 2024
Инвестиции в аэропорт Краснодара превысят 60 млрд рублей
Октябрь 11, 2024
Субсидированные авиабилеты в Магадан добавили жителям Чукотки