О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Военные авиаторы выходят из кризиса

На протяжении 90-х годов непродуманная государственная политика в отношении ВВС поставила их буквально на грань выживания

На протяжении 90-х годов непродуманная государственная политика в отношении Военно-воздушных сил (ВВС) России поставила их буквально на грань выживания. К 2002 году в руководстве государства и ВС сложилось твердое убеждение в необходимости создания новой Воздушно-космической обороны (ВКО). Однако денег на это не было. Относительно стабильное финансирование этой программы началось лишь с 2003 года. C прошлого года положение улучшилось настолько, что пресс-служба ВВС распространила на недавней пресс-конференции главнокомандующего ВВС генерала армии Владимира Михайлова пресс-релиз, в котором говорилось следующее: "С уверенностью можно сказать, что ВВС находятся в боеготовности и способны в любой момент выполнить приказ Верховного главнокомандующего, Министра обороны и начальника Генерального штаба".

Боеготовность плюс обучение летчиков

В российские ВВС выполняют стоящие перед ними задачи в таких объемах, в каких они обеспечиваются финансированием. На этот счет Главком высказался весьма откровенно: "Если будет команда, то мы выполним боевую задачу не только на Северном Кавказе, но и там, где будет нужно. Летный состав хорошо обучен. Это показали и учения "Рубеж-2004". Модернизированные бомбардировщики Су-24 все бомбы точно сбросили по мишени в довольно небольшой по размерам круг.

Положительные изменения произошли в системе обучения военных летчиков. В прошлом году средний налет курсантов, выпускников авиационных военных вузов, достиг показателей, заложенных в программах обучения. Для того чтобы поддерживать этот показатель на требуемом уровне, необходимо только добиться от соответствующих структур выделения гораздо большего количества керосина. На час пилотирования одного реактивного учебного L-39 требуется 700 килограммов керосина. На летную смену полетов курсантов идет примерно 42 тонны. Поэтому ВВС в целях экономии возвращаются к дешевым и эффективным самолетам Як-18 учебного назначения, довольно сложным, однако, в управлении. Кроме того, в недалеком будущем в военные летные вузы станут поступать новейшие реактивные учебные самолеты Як-130. Первые два из них уже осваиваются, третий поступит в июне этого года.

Главком серьезно опасается, что определенный круг людей во властных структурах захочет, - в целях экономии бюджетных средств, - опять урезать поставки керосина, причем не только для летных училищ, но и вообще для боевой подготовки ВВС. Владимир Михайлов в сердцах заметил: "Был недавно в Турции, так там пропасть керосина для обучения пилотов, хотя в этой стране нет нефтяных скважин. Просто стыдно, когда у нефтедобывающей России не находится достаточно керосина для подготовки боевых летчиков".

Обновление авиапарка и создание ВКО

Даже на самых превосходных самолетах и вертолетах невозможно летать бесконечно, - изнашивается планер, устаревают приборы управления, двигатель и вооружение. Авиационная техника становится опасной для эксплуатации. Например, в военных летных вузах страны к 2003 году в исправном состоянии был только 21 процент штатной численности авиационной техники. Тяжелая обстановка с исправностью боевых самолетов и вертолетов сложилась на авиационных базах. Недостаточное финансирование работ по продлению ресурса техники, катастрофическая нехватка запчастей, моральное и физическое старение - все это привело к тому, что во многих авиаполках скопилось от 30 до 60 процентов неисправной авиатехники. В отдельных полках едва хватало средств для несения боевого дежурства. В течение нескольких лет Главком ВВС пытался изменить такое положение дел.

Прошлый год стал переломным в долгой борьбе за боеспособность - на новую технику были выделены средства. В войска поступили примерно два десятка различных вертолетов и самолетов, началась модернизация истребителей Су-27, штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24. В прошлом году авиаполки получили 7 модернизированных Су-27СМ. В 2005 году в ВВС поступит еще 10 таких боевых машин. Генерал Михайлов отметил, что у них "только фюзеляж остался прежний, а вся авионика и бортовая радиоаппаратура - новые". Первые семь Су-27СМ уже находятся в авиаполку под Комсомольском-на-Амуре. В 2005 году этот полк будет ими полностью укомплектован.

Главкомат ВВС многое сделал для оптимизации парка боевых машин. В строю были оставлены только те самолеты, которые необходимы для выполнения поставленных боевых задач. В целях сокращения расходов и улучшения управления оптимизируется и авионика самолетов и вертолетов. Это сложное оборудование будет аналогичным для истребителей Су-27СМ, фронтовых бомбардировщиков Су-34, боевых вертолетов. Для оборонного бюджета это выгодно экономически.

Также в ВВС была проведена работа над перспективным боевым самолетом будущего, который будет иметь функции истребителя и ударного самолета. Но перед тем как он поступит в серийное производство, будет действовать фронтовой бомбардировщик Су-34, испытания которого уже завершены и который готовится к выпуску.

Весьма четко в ВВС определились в отношении модернизации 200 боевых устаревших вертолетов Ми-24. Ранее эти работы велись по пяти направлениям, но ни одно из них не было успешным из-за нехватки бюджетных средств. Поэтому в ВВС работы продолжаются только над вертолетом Ми-24ПМ. Первые 8 вертолетов уже поступили с завода в ВВС, очередные три машины получит 4-я воздушная армия. В 2005 году авиаполк под Краснодаром будет перевооружен на Ми-24ПМ. Кроме того, будет серийно производиться и новый боевой вертолет Ми-28Н (ночной).

Относительно создаваемой в России новейшей ВКО Владимир Михайлов откровенно сказал, что это всего лишь "громкое название". Основную причину проволочек в принятии решения о создании ВКО главком видит в том, что на нее выделялось слишком мало средств. Теперь же ситуация изменилась - в военном бюджете нашлись деньги на производство новейшей зенитной ракетной системы С-400. Одновременно с ее серийным производством началась разработка более совершенной ЗРС для ВКО.

Однако сам главком, исходя из соображений сложности техники ПВО и экономической целесообразности, отстаивал прежде всего создание единого заказчика вооружений для ПВО всех видов ВС РФ. Правда, в военном ведомстве рассудили иначе. "При этом так увлеклись, - заметил Владимир Михайлов, - что образовали единого заказчика для всех ВС РФ. Но думаю, в этом нет ничего страшного". А сама ВКО, по словам генерала, в настоящее время просто совершенствуется. Полки ВВС в необходимом количестве уже дежурят. В этом году будет принята на вооружение система С-400. Вместе с этой ударной ЗРС основу огневого щита ВКО составляет противоракетная система С-135.

Лейтенантам забыли повысить зарплату

Сегодня старшие офицеры центрального аппарата МО, не говоря уже о генералах, получают примерно по 20 тысяч рублей, а лейтенанты, военные летчики в войсках - по 4,5 тысячи рублей. "Просто стыдно разговаривать с летчиками, - откровенно заметил Владимир Михайлов, - приходится тешить людей надеждой, что каждая встреча с Министром обороны, начальником Генштаба заканчивается моим замечанием о необходимости срочно поправить денежное содержание низового офицерского состава. В этом случае сократится процент увольнения молодых офицеров".

Монетизация льгот ударила непосредственно по молодым офицерам. Генерал Михайлов был вынужден для сокращения транспортных расходов подчиненных ввести собственные военные автобусные маршруты в столицу. Такие же маршруты были введены в Ростове-на-Дону, Твери и в других крупных авиационных гарнизонах. Поэтому главком вполне справедливо заметил, что при отмене льгот военнослужащим была забыта старинная русская пословица "семь раз отмерь, один отрежь".

Военнослужащие ВВС продолжают нести боевое дежурство: осваивают новую технику, создают ВКО РФ. Они выполняют для государства огромную работу по укреплению национальной безопасности. Очевидно, пришла пора и самому государству позаботиться о своих ВВС должным образом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка