О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот": хорошо под крылом государства

Чистая прибыль ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в прошлом году выросла на 1 млрд 193 млн руб. по сравнению с 2003 г. - до 5 млрд 171,5 млн руб

Чистая прибыль ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в прошлом году выросла на 1 млрд 193 млн руб. по сравнению с 2003 г. - до 5 млрд 171,5 млн руб. Это существенно превышает плановый показатель (3 млрд 894 млн руб.). Перевыполнен также план по объемам перевозки пассажиров (как на внешних рейсах, так и на внутренних) - рост составил 17,4%, а по грузовым и почтовым перевозкам - 28,5%. Общее снижение расходов компании составило 3683,9 млн руб. Такие предварительные данные - включая отчетность по РСБУ - были озвучены на заседании совета директоров "Аэрофлота" в пятницу.

Хорошие данные, видимо, ожидались рынком. С 27 января котировки акций "Аэрофлота" выросли примерно на 40% - с 1,21 до 1,65 долл., - что аналитики объясняют, впрочем, сочетанием позитивных ожиданий с намерением государства (в лице ВТБ) активно поддержать МАШ и "Аэрофлот" в строительстве терминала "Шереметьево-3".

Показатели "Аэрофлота" динамично улучшались и ранее - например, по итогам 2003 года, когда у многих компаний-перевозчиков, в том числе российских, уже начинались проблемы с высокими ценами на горючее, к которым добавлялись высокие террористические риски и страх перед атипичной пневмонией. Специалисты полагают, что "Аэрофлот" может неплохо развиваться и дальше, правда, при условии, что для компании могут быть сохранены привилегии - как по части льгот в приобретении импортной техники, так и, главным образом, так называемых "пролетных денег" - роялти, которые госкомпания получает за пролет над российской территорией иностранных воздушных судов (такая практика существует в той или иной степени с 1970 г.).

"Конечно, изъятие роялти у "Аэрофлота", о котором столько говорят в последнее время, серьезно ухудшило бы отчетность компании, - говорит директор департамента аудиторских услуг компании "Развитие бизнес-систем" Анна Ефремова, - но вряд ли правительство - даже в свете новых планов приватизации и вступления в ВТО, - захочет наносить такой удар по столь важному перевозчику".

Михаил Ганелин из ИК "ЦентрИнвест Секьюритис", впрочем, полагает, что доля роялти в доходах "Аэрофлота" не настолько уж велика: "У компании получаются неплохие результаты и без "пролетных денег" - за счет хороших управленческих решений, жесткого контроля над расходами и активного использования иностранной авиатехники. Последняя в силу экономичности своих двигателей позволяет не так уж сильно бояться дальнейшего роста цен на горючее. В то же время большинство других компаний - за исключением, может быть, "Трансаэро", у которой также есть определенные льготы по части ввоза "иномарок", - по итогам 2004 г. балансируют на грани рентабельности или находятся за ней (в силу высоких топливных расходов). И это несмотря на то, что прирост пассажиропотока у ряда из этих компаний выше, чем у "Аэрофлота"".

В материалах самого "Аэрофлота" отмечается серьезное обновление парка воздушных судов в прошедшем году - в него влились 18 самолетов европейского производителя Airbus: (А-319/320/321), что позволило не только экономить топливо, но и поддерживать высокие требования безопасности. "Наличие более современных самолетов дает в данном случае несомненный эффект, поскольку необходимо соответствовать ужесточающимся требованиям международных стандартов в области безопасности и экологичности самолетов, - говорит начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. - Ведь из-за высокой шумности и прочих грехов старых самолетов отечественного производства для значительной части наших компаний уже закрыто или вот-вот будет закрыто воздушное пространство многих стран. А это весьма прискорбно, поскольку международные перевозки выгоднее внутрироссийских".

По словам Натальи Одинцовой, "пролетные деньги" составляют, конечно, существенную долю в выручке компании, но "в показателях чистой прибыли они уже не имеют такого значения. Рост чистой прибыли "Аэрофлота" есть сочетание различных факторов, в том числе это и отражение общей тенденции крупных компаний к постепенному отказу от "серых" схем, и желание показать больше прибыли до налогообложения".

Аналитики при этом разошлись во мнениях, насколько положительной динамике показателей авиаперевозчика способствовала проводимая уже несколько лет программа частичного ребрендинга. "Как часть программы "европеизации" имиджа она, конечно, имела смысл и значение, - сказал Михаил Ганелин, - учитывая международную устремленность "Аэрофлота", это особенно важно". Анна Ефремова полагает, что об успехе ребрендинга компании говорить пока рано: "Пока это только выражение стремления к обновлению". В основном же стремление к обновлению у компании выражается в приобретении (большей частью с использованием лизинговых схем) самолетов Boeing и Airbus. Стремление это, как известно, давно осуждается умирающим отечественным авиапромом и перевозчиками-конкурентами. У последних осуждение смешано с оттенком зависти: "Аэрофлот", как известно, имеет возможность обойти высокие ввозные пошлины на "летающие иномарки" (государство как главный акционер "Аэрофлота" принимает по таким покупкам отдельные решения). Российский авиапром, к продукции которого руководство "Аэрофлота" относится довольно скептически, отвечает ответными критическими стрелами. Впрочем, большая их часть относится к самому государству, видимо, уже решившему для себя проблему "крыльев родины". Таковые еще полетают, только они - во всяком случае, дальне- и среднемагистральные - будут, скорее всего, уже не "родными"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка