RBC Daily
10 февраля 2005, 10:44
Boeing не может сесть в России
Американская компания продолжает винить в трудностях со сбытом своих самолетов таможенные пошлины
Мировая авиационная промышленность, оправившись от кризиса 11 сентября, вновь входит в фазу активного роста. Прошлый год, по словам Сергея Кравченко, был чрезвычайно успешным для корпорации Boeing - объем ее продаж вырос и достиг 51,4 млрд долл., а чистая прибыль увеличилась по сравнению с 2003 г. на 160% и достигла 1,9 млрд долл. Правда, как и в 2003 г. большая часть продаж пришлась на интегрированное оборонное подразделение Boeing (30,4 млрд долл.), тогда как гражданский сектор получил лишь 21 млрд долл. Впрочем, все это вполне вписывается в выбранную американской корпорацией стратегию - чтобы застраховаться от возможных спадов в гражданской авиации, Boeing решил активно развивать свой оборонный сектор. В результате в 2004 г. корпорация поставила своим заказчикам 285 самолетов, тогда как Airbus - 320. Впрочем, менеджеры Boeing стараются не делать акцента на этом факте. Гораздо более показательными Сергей Кравченко считает результаты первых пяти недель этого года - по его словам, подписаны контракты на 142 самолета. В числе этих заказов, по словам г-на Кравченко, контракты с шестью китайскими авиакомпаниями на покупку 60-ти "лайнеров мечты". В том числе и в честь особо отличившихся китайских заказчиков в серийном номере нового самолета появилась цифра "8", столь почитаемая в Поднебесной. Правда, на официальном сайте Boeing в строке "твердых заказов" (оплаченных) по состоянию на 1 февраля этого года значится лишь цифра 20. Что касается европейского конкурента, то ему, по состоянию на 30 января этого года, удалось подписать твердые заказы на поставку 38 самолетов.
Битва Boeing и Airbus только набирает обороты. Планы на этот год у американцев довольно амбициозные, по словам Сергея Кравченко, корпорация надеется в этом году поставить заказчикам 320 самолетов, а в 2006 г. довести этот показатель до 370-380. Правда, прогнозы относительно России и стран СНГ у г-на Кравченко достаточно осторожные. Если по СНГ он еще смог назвать примерные ожидаемые размеры поставок - 30-40 самолетов, то по России озвучить конкретные цифры не решился. Оно и понятно - ситуация с таможенными пошлинами, которые то ли отменят, то ли нет в этом году, кардинально решает исход дела. К примеру, у любимого заказчика Boeing среди бывших стран СССР - Украины - никаких ввозных пошлин на самолеты иностранного производства нет, поэтому крупнейшая авиакомпания этой страны - "Аэросвит" имеет в своем парке исключительно самолеты этого производителя. В целом же российский рынок и рынок стран СНГ для обеих компаний - и Boeing, и Airbus - это широкое поле битвы. На данный момент американский производитель тут безусловный лидер - из 144 эксплуатируемых в СНГ иностранных судов, 112 машин - это самолеты Boeing. С Россией, правда, все не так однозначно - 43 самолета марки Boeing, и 21 самолет Airbus. По итогам же 2004 г., по словам Сергея Кравченко, в страны СНГ Boeing поставил 34 самолета, в Россию - 17.
Пытаясь получше "обработать" российский рынок, обе корпорации стараются закрепиться тут стратегически. Так, к примеру, г-н Кравченко с гордостью рассказывал, что в этом году число инженеров, работающих в московском офисе Boeing, достигнет 1000, причем эти люди, в отличие от прежних времен, когда им доверяли проектировать, в лучшем случае, багажные полки для американских лайнеров, теперь станут принимать участие в разработке новейших самолетов корпорации, в том числе Boeing 787. Помимо того что в производстве этого самолета будет в большом количестве использоваться российский титан, г-н Кравченко также объявил вчера, что уже подписаны контракты с ЦАГИ и Всероссийским институтом авиационных материалов о сотрудничестве в рамках испытания нового лайнера. Кроме этого, Сергей Кравченко не исключает и возможности того, что в России будут производиться целые узлы новой машины. "Вклад России в производство самолета Boeing 787 составит многие сотни миллионов долларов", - отметил он. Правда, говорить о прямых инвестициях в производство (о подобных намерениях, в частности, объявлял европейский концерн) американцы пока не берутся. По мнению Сергея Кравченко, такой шаг не должен выглядеть как PR-акция, и поэтому необходимо вначале дождаться того момента, когда будет ясно, есть ли будущее у российской авиационной промышленности.
Что же касается основных достижений прошлого года, то таковым г-н Кравченко окрестил запуск программы Boeing 787. За счет использования композитных материалов этот самолет должен быть намного легче существующих лайнеров, а значит, и его эксплуатация авиакомпаниям станет обходиться дешевле. Именно такая машина - вместимостью от 180 до 300 мест, способная перевозить людей и грузы на дальние расстояния, - нужна сейчас рынку. Сам тот факт, что европейцы якобы вслед за американцами запустили у себя подобный проект - лайнер А350 - по мнению Сергея Кравченко, как нельзя лучше подтверждает правильность выбранной Boeing стратегии. У Airbus на этот счет своя версия - мол, мы не за вами идем, а за требованиями рынка, и вообще развиваем сразу два направления: перевозки пассажиров "point-to-point" и перевозки между крупными аэропортовыми центрами. "Рынок перевозок по маршрутам большой протяженности становится более сегментированным с точки зрения вместимости и дальности полета используемой авиатехники, - сказал в одном из своих недавних интервью президент Airbus Ноэль Форжар. - Airbus вынужден прислушиваться к мнению своих заказчиков, которые выразили заинтересованность в моделях категории средней размерности с увеличенной дальностью полета для дополнения используемых ими широкофюзеляжных самолетов Airbus"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 17, 2024
США увеличат расходы на лазерное оружие для борьбы с дронами
Май 17, 2024
Пограничники лондонского аэропорта "Хитроу" объявили о проведении забастовки
Май 17, 2024
В НГТУ имени Р. Е. Алексеева создали БПЛА на базе МАЗа
Май 17, 2024
СМИ: Китай, вероятно, построил первый в мире специальный авианосец для БПЛА