О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Крылатый" мародер

Судьба УАПК "Авиастар" до сих пор не ясна. Предприятие будут, видимо, банкротить

Авиационная промышленность в России всегда оказывалась приоритетной сферой государственных интересов. Понимание, что господство в воздухе является важнейшим залогом победы в вооруженном конфликте, заставляло советское правительство отказывать народу в удовлетворении насущных нужд ради строительства воздушного и ракетного флота. Спустя много лет мы видим, насколько верным оказалось интуитивное предвидение вождей. Ведь последние войны в Югославии и Ираке были, прежде всего, выиграны в воздухе.

Однако, как ни странно, главные авиационные стройки в Советском Союзе начинались еще до Великой Отечественной войны. Единственное предприятие, построенное сравнительно недавно, - Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар". Правительственное постановление о его создании было подписано в 1975 году. Предполагалось, что предприятие должно будет затмить американскую корпорацию Boeing. "Стройку века" курировал лично министр обороны СССР Дмитрий Устинов, ранее курировавший военно-промышленный комплекс страны.

Как и было принято в подобных случаях, строительство градообразующего предприятия, число работников на котором исчислялось десятками тысяч, подразумевало одновременное возведение новых районов города с многочисленными детскими садами, школами, больницами, стадионами, кинотеатрами, библиотеками, ателье и магазинами. Так, в Ульяновске вырос целый мини-город - Заволжск, расположенный на левом берегу Волги.

Но вот наступили новые времена. 1993 год - первый российский президент Борис Ельцин прилетает в Ульяновск, чтобы на крыле самолета подписать указ о приватизации "Авиастара". Конечно, Бориса Николаевича тогда не интересовало мнение работников предприятия, которые интуитивно почувствовали, какими бедами обернется для них решение главы государства.

Зато руководство "Авиастара" весьма быстро поняло, какие блестящие перспективы открываются им в свете президентского указа. Претворяя в жизни решение о приватизации предприятия, капитаны "Авиастара" в первую очередь руководствовались личными интересами. Комплекс был разделен на несколько десятков фирм. Схематично новая структура напоминала подсолнух - головная компания, от которой исходили лепестки дочерних. Правда, реструктуризация мало чем помогла "отпрыскам" предприятия, большинство из них сегодня находятся в критическом финансовом положении.

Похороны на "бис"

Корыстолюбие руководителей "Авиастара" в конце концов довело комплекс до того, что к нему была применена процедура банкротства. Кредиторы назначили на предприятие государственного арбитражного управляющего - Игоря Игина, занимавшего на тот момент должность в аппарате Федеральной службы по банкротству. Когда Игин попал на "Авиастар", он быстро разобрался, что оно собой представляет, и решил на этом заработать. Он махнул рукой на госслужбу, уволившись с нее, зарегистрировался арбитражным управляющим в некоммерческом партнерстве... и стал проводить политику, идущую вразрез с государственными интересами.

Государство же и решило освободить Игина от занимаемой должности. 6 мая 2004 года состоялся арбитражный суд, следствием чего на должность нового управляющего "Авиастара" был назначен Евгений Рынденко. Рынденко один из немногих арбитражных управляющих в нашей стране, который допущен к работе со стратегическими оборонными предприятиями. Человек опытный и знающий, он приступил к работе, но тут же столкнулся с яростным сопротивлением Игоря Игина.

По закону прежний управляющий должен в течение трех суток передать вновь назначенному документацию, печати и штампы предприятия. До настоящего дня господин Игин не передал ничего. Состоялось несколько судебных заседаний, Рынденко трижды лично встречался с Игиным, просил по-хорошему передать все положенное. На словах тот соглашался все сделать по закону, на деле же ничего не передавал, продолжая именовать себя управляющим "Авиастара". Таковым он называет себя в газетных публикациях, на бланках предприятия он до сих пор подает заявления в суд, пытаясь восстановиться в прежних правах.

Разбираясь в запутанной документации предприятия, Евгений Рынденко обнаружил следующее. "Авиастар" к тому времени представлял собой одно название, у него не было даже офиса. Активы комплекса в основном представляли собой акции дочерних фирм и ценные бумаги, общей стоимостью в 6 миллиардов рублей. Около 800 миллионов рублей стоили находящиеся на балансе объекты незавершенного строительства и социальной сферы.

Но что делал прежний управляющий? Как выяснилось, господин Игин незаконно выводил активы дочерних предприятий. У дочерних фирм создавались очередные "дочки", что затрудняло выяснение судьбы имущества головного предприятия, документация по этим делам пряталась или уничтожалась. Более того, члены команды Игина сами создавали дочерние фирмы на таких условиях, что очень сложно было вести работу по возвращению незаконно уведенных активов.

Например, создавалась контора с уставным капиталом на 30 миллионов рублей. Из них 29 миллионов 998 тысяч рублей вносил "Авиастар". А остальные две тысячи -физическое лицо. Но в уставе было записано, что решения принимаются по принципу консенсуса, каждая из сторон имела право вето. Чтобы возвратить имущество, в этом случае требуется прибегать к судебным процедурам. Часть процессов команда Рынденко, кстати, уже выиграла. Однако поскольку Игин скрывает у себя печати и штампы "Авиастара", то определить, какое имущество относится к головному предприятию, становится сложно.

Даже после судебного решения по его отстранению Игин не уволил своих людей, продолжая начислять им зарплату. Поскольку счета "Авиастара" арестованы, прежний управляющий придумал хитрую схему. Он подавал в суды общей юрисдикции иски о принудительном взыскании заработной платы для своих людей. Выписывались исполнительные листы, которые переправлялись в службу судебных приставов, гасивших "задолженности" по зарплате. Только по тому, что удалось раскопать Евгению Рынденко, Игин и его подчиненные незаконно получил 500 тысяч рублей. Естественно, подобная практика была обжалована. И в результате в декабре 2004 года Рынденко на приеме у заместителя прокурора Заволжского района получил справку, что против Игина возбуждено уголовное дело по факту незаконного получение заработной платы.

Перечисление нарушений Игорем Игиным действующего законодательства впечатляет. Например, команда Рынденко раскопала факты, что господин управляющий получил векселя от различных банков и юридических лиц. Акты приема-передачи векселей проходят по данным службы судебных приставов. Однако куда эти векселя делись - неизвестно. Нет подтверждающих документов, что они потрачены, скажем, на расчеты с клиентами предприятия или на выплату налогов. Игин мог их получить в карман. Пропало таких векселей на сумму 7 миллионов долларов США. Но когда Игина впрямую обвинили в мошенничестве, он ни разу не опроверг эти серьезные обвинения.

Да и в принципе трудно назвать какое-либо действие Игина, которое бы не нарушало действующее законодательство. Например, только в 2003 году без согласования с кредиторами он истратил на мероприятия внешнего управления 228 миллионов рублей. Когда об этом стало известно руководителю налоговой инспекции Ульяновской области, он был просто поражен. Ведь эти деньги фактически ушли на обслуживание команды Игина (среднемесячная зарплата его подчиненных составляла 53 тысячи рублей), поскольку никакой экономической деятельности "Авиастар" в то время не вел. Напоследок заметим, что господин управляющий опускался до прямого рукоприкладства. Во время одного из судебных разбирательств он на глазах многих свидетелей ударил помощника Рынденко, по факту чего ведется разбирательство.

Государственный интерес

Не передавая документацию "Авиастара", Игин препятствует нормальной работе предприятия. Пусть комплекс сейчас простаивает, но ведь там работали тысячи людей. Бывшие сотрудники вынуждены были одно время с боем выбивать справки о работе на "Авиастаре", которые требовались для начисления пенсий. Рынденко, правда, сумел договориться с фирмой, в чьем ведении находится архив о выдаче нужных людям документов. Но это благодаря личным усилиям, а не как было бы положено по закону.

В итоге команде Рынденко пришлось обратиться в милицию. В конце августа 2004 года было возбуждено уголовное дело по факту сокрытия Игиным документации и имущества предприятия. Но до настоящего дня по данному уголовному делу ничего не делается. В правоохранительные органы Ульяновска, Москвы и Российской Федерации направлено около 50 заявлений с просьбой о привлечении Игина к уголовной и административной ответственности. По факту совершения административных правонарушений было составлено три протокола, состоялось судебное разбирательство. Но милиция не выполняет решения суда.

Более того, Игин и его помощники перешли в наступление, оспаривая снятие господина управляющего с должности. Так, в сентябре 2004 года Казанский суд отменил решение об отстранении Игина и направил дело для рассмотрения в суде первой инстанции города Ульяновска. Повторное рассмотрение пока не состоялось, оно назначено на 14 февраля 2005 года.

Вот только Игорь Игин счел, что его, таким образом, восстановили в должности. Рынденко специально запросил Казанский суд, чтобы тот дал разъяснение, кто же на самом деле является управляющим. Определение суда гласило, что управляющий - Евгений Рынденко. Игин все равно вводит в заблуждение всех, мешая новому управляющему продавать имущество для погашения долгов "Авиастара".

К сожалению, крупнейший авиационный комплекс страны вряд ли сегодня подлежит восстановлению. Слишком серьезный удар пропустил "Авиастар". Главным кредитором предприятия на сегодня является государство, уполномочив заниматься делами комплекса Федеральную налоговую службу. "Авиастар" будут, видимо, банкротить. Но хотелось бы, чтобы полученные в результате распродажи средства все-таки достались государственному бюджету, а не "уплыли" в карман жуликов и проходимцев. Смеем думать, что Рынденко по силам выполнить эту задачу. А вот Игину - нет.

"РВ"-досье

Расположенный в Ульяновске завод "Авиастар" создавался по Постановлению Совета Министров СССР N 299-122 от 16.04.75 для серийного выпуска бомбардировщиков Ту-160. Строительство началось в 1976 году. В 1979 году проект был переработан под выпуск военно-транспортных самолетов Ан-124. Первая очередь УАПК сдана в 1985 году. В 1989 году бюджетное финансирование строительства новых корпусов УАПК прекращено. В 1985 году советским ВВС поставлен первый Ан-124 (всего построено 34 самолета этого типа). В 1987 году начался серийный выпуск пассажирских самолетов Ту-204, первый лайнер поднялся в воздух в 1990 году.

Завод является самым крупным в Европе авиационным производственным комплексом и имеет современное технологическое оснащение. Примечательно, что в 1995 году группа западных консультантов, несмотря на изначально скептическое отношение, признала, что "Авиастар" по своему уровню не уступает производствам компаний Boeing и Airbus. Высоко оценили технологический уровень завода и специалисты консорциума Airbus - они подтвердили возможность производства на "Авиастаре" компонентов для самолета А-3ХХ (проверка производства прошла в марте 2002 года).

В 1992 -1999 годах изготовлено и поставлено 12 Ан-124 и 16 Ту-204. В 2000 году построено четыре Ту-204 и один Ан-124, в 2002 году - три Ту-204, в 2003 году - один Ту-204....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российские вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка