Военно-промышленный курьер
16 февраля 2005, 08:09
Aero India 2005
На территории военно-воздушной базы Yelahanka прошла аэрокосмическая выставка Aero India 2005. В ней приняли участие 236 зарубежных фирм и 136 индийских компаний
Теме текущего состояния и перспектив российско-индийского сотрудничества была посвящена пресс-конференция официальной делегации России на Aero India 2005. Ее возглавил Александр Денисов. Он сказал, что ВТС между двумя странами "носит планомерный и поступательный характер". И центральное место в нем занимают программы АХК "Сухой" и РСК "МиГ". Денисов также отметил практический интерес партнера к российской вертолетной технике, в частности, к новым вариантам Ми-35 и семейству "Камов".
"Индия - стратегический партнер России в области ВТС", - подчеркнул Денисов. Совместная программа ВТС до 2010 г. "успешно реализуется по всем направлениям". В 2004 г. объем военной торговли с Индией составил, по предварительным расчетам, 1,8 млрд. долл. (из общей суммы в 5,7 млрд.).
Тенденция последних лет - увеличение доли местной промышленности в разработке и производстве российской авиатехники для ВС Индии. Появился уклон в сторону совместной разработки. К числу наиболее ярких таких проектов относится BrahMos. НПК "Иркут" совместно с HAL наладил выпуск Су-30МКИ. Возможно, скоро аналогичная программа появится и у РСК "МиГ": с предложением по МиГ-29М/М2 фирма участвует в тендере на поставку ВВС Индии 126 легких многоцелевых истребителей. Ей противостоят французская Dassault с Mirage 2000-5 и шведская SAAB, совместно с английской BAe Systems предлагающая Gripen (американский F-16, даже по мнению самых проамериканских журналистов, не имеет реальных шансов).
Отвечая на вопрос "ВПК" о состоянии дел в области снабжения запчастями уже поставленной Индии техники советского и российского производства, Денисов сказал: "Сама постановка вопроса говорит о том, что представители некоторых средств массовой информации достаточно глубоко владеют проблематикой российско-индийского военно-технического сотрудничества. На самом деле существовали, существуют и будут существовать проблемы при таких объемах сотрудничества (что касается и послепродажного обслуживания). Мы это понимаем и уже предприняли ряд конкретных шагов: более десяти предприятий ОПК России имеют самостоятельное право поставлять запчасти, комплектующие и осуществлять ремонт на поставленной за рубеж технике, минуя единого государственного посредника. Некоторые из этих предприятий уже развернули активную работу в Индии. Помимо этого, на завершающей стадии находится создание совместных технических центров на территории Индии. Это порядка семи таких совместных центров в области техники ВВС, ВМС, ПВО и Сухопутных войск. Несколько лет назад создан совместный российско-индийский технологический центр, который пока, к сожалению, полностью не развернулся, но, мы надеемся, заработает в полную силу в ближайшем будущем. Функционируют совместные предприятия в области лицензионного производства, и их количество увеличивается. Уже принятые практические меры, а также запланированные на ближайшее будущее позволяют сделать вывод о том, что положение в этой области намного улучшилось".
Отвечая на вопрос о роли страховщиков в обеспечении военно-технического сотрудничества, заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин сказал: "Роль страховщиков просто неоценима. В чем она заключается? "Рособоронэкспорт" не страхует у кого попало. Мы страхуемся в СОАО "Русский страховой центр", у Дмитрия Извекова и Андрея Сеченова. Надо мне что-то перевезти, я волнуюсь - а вдруг взорвется или утонет? А РСЦ мне говорит - не волнуйтесь товарищ Комардин, ваш груз будет доставлен!"
В целом пресс-конференция "удалась". Впервые за многие годы (с тех пор, как на международных выставках стали проводиться пресс-конференции российской официальной делегации) всем желающим на нее попасть хватило посадочных мест и даже осталось несколько незанятых. Не тратилось время на пространные выступления - после краткого вступительного слова перешли к ответам на вопросы, которые были лаконичными и содержательными. Еще одна особенность пресс-конференции - немногочисленный президиум (обычно там "яблоку некуда упасть").
Сразу после основной пресс-конференции прошла еще одна, по истребителям МиГ-29. Генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Алексей Федоров отметил, что началось строительство прототипов самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ в варианте для ВМС Индии. Первый из них будет готов в конце нынешнего года. Основной объем летных испытаний пройдет в 2006 г. В работу уже включились офицеры группы ВМС Индии (занимается сопровождением проекта МиГ-29К). Они займутся программным обеспечением бортового оборудования. Индийский флот заказал 12 одноместных и 4 двухместных МиГа для оснащения авианосца "Адмирал Горшков", который после переоборудования в России войдет в состав индийских ВМС под названием Vikramaditya. РСК "МиГ" объявил о подписании соглашений с несколькими индийскими фирмами - об использовании комплектующих на самолете МиГ-29К. В частности, с фирмой Bharat и отделением корпорации HAL.
Самолет МиГ-29М2 каждый день поднимался в воздух, демонстрируя зрелищную программу, состоящую из многочисленных сложных маневров, в числе которых были "колокол" и "кобра". В индийских ВВС имеются 66 МиГ-29 ранних серий. По инициативе главкома ВВС Индии в прошлом году началась работа по разработке варианта радара Н011М "Барс" для их модернизации. Конструктив радара, который получил обозначение БАРС-29, отличается от Н011М диаметром антенны, но между двумя моделями - значительная унификация по блокам и ПО.
На Aero India 2005 макет БАРС-29 выставлялся впервые. Он предлагается как на новые самолеты МиГ-29М/М2, так и модернизированные, с заменой существующего Н019. Радар демонстрировался на стенде "Российского авиаприборостроительного альянса", который объединил Корпорацию "Аэрокосмическое оборудование" и "Авиаприбор-Холдинг". Делегацию "Альянса" на Aero India 2005 возглавлял генеральный директор Анатолий Захаревич. Среди других новинок на стенде Корпорации "Аэрокосмическое оборудование" стоял метеолокатор "Контур" разработки НИИРС (г. Санкт-Петербург). Он предлагается на новые индийские самолеты, в том числе двухмоторный местных линий Saras. Эта перспективная 15-местная машина с канадскими двигателями Pratt&Whitney Canada PT6 и малошумными толкающими винтами впервые взлетела в 2004 г. и на выставке участвовала в программе летного показа. Также на стенде "Альянса" выставлялась КСУ-130 - система управления полетом УБС Як-130. Выполненная на современном техническом уровне, она представляет интерес для индийских специалистов, работающих над аналогичными системами для собственных самолетов, таких как LCA и HJT-39.
Ожидается большая сделка по российским двигателям для индийских учебных самолетов и штурмовиков. Генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин сказал корреспонденту "ВПК": "АЛ-55 - основная тема на этой выставке. Мы предлагаем его в основном варианте (с тягой 1760 кг) для HJT-36 и (с тягой, увеличенной до 2200 кг) для новой модели HJT-39. Думаю, что все необходимые бюрократические процедуры, в том числе и межправительственное соглашение, будут в короткие сроки пройдены и в первом полугодии контракт будет подписан". УМПО и "Сатурн" будут выпускать ряд вариантов АЛ-55, в том числе для беспилотных ЛА и гражданских ВС.
Перспективы в Индии есть и у проверенного временем двигателя Д-30КП, который устанавливается на военно-транспортные самолеты Ил-76 и заправщики Ил-78. ВВС Индии намерены увеличить парк таких машин до 40 (сейчас их 20). "Сатурн" предлагает перейти на двигатели Д-30КП серии 3, создаваемые по проекту "Бурлак" (новый вентилятор, увеличенная тяга). Этот мотор может оказаться и на другом ЛА.
Что касается многоцелевого транспортного самолета, то завершается процесс "гармонизации требований" ВВС России и Индии. "Активная фаза проектирования данного самолета, который в Индии известен как Multirole Transport Aircraft (MTA), а в России - ИРТС (или Ил-214), начнется только после получения технической спецификации от его заказчиков", - сказал президент НПК "Иркут" Алексей Федоров. "Иркут", вместе с АК "Ильюшин" выступает головной российской фирмой в этом проекте. Федоров сказал, что, в целом, облик будущего самолета уже сложился - это двухмоторный рамповый самолет с реактивными двигателями большой двухконтурности, рассчитанный на перевозку грузов 15-18 т.
Из других важных перспективных программ в Индии Федоров отметил переоснащение тактических истребителей Bahadur индийских ВВС (МиГ-27М, построенных по лицензии) с двигателем местной сборки HAL Karaput Division на более современные АЛ-31Ф. Они спроектированы "Сатурном" и, в варианте с отклоняемым соплом, используются на Су-30МКИ.
"Индийским ВВС переданы такие предложения по совершенствованию базовой модели, чтобы Су-30МКИ оставался современным на всех этапах реализации программы", - сказал генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян. "Идет много переговоров. В ходе подготовки к выставке и во время ее проведения я встречался с главкомом ВВС Индии, затем наш стенд посетил министр обороны, состоялась встреча с руководством HAL. Все эти встречи не приурочены к выставке, но Aero India 2005 стала одним из этапов многогранного переговорного процесса, который направлен на выстраивание стратегических долгосрочных отношений, что необходимо для обеспечения стабильного развития авиационной отрасли нашей страны и индийской промышленности".
Во второй половине 2004 г. "Сухой" передал индийскому Министерству обороны материалы по экспортному варианту боевого самолета следующего поколения.
В марте должна состояться рабочая встреча российских и индийских специалистов, занимающихся этим проектом. А согласованное решение по продолжению работ (по представленному "Сухим" облику самолета) ожидается до конца года. Оно будет положительным, если командование ВВС Индии посчитает возможной гармонизацию этого проекта с самостоятельными проработками индийских ученых по программе Medium Combat Aircraft (MCA) - 20-тонной машине "уровня F-22", над концепцией которой работает индийское Aeronautical Development Agency.
О программе MCA сообщил журналистам главком ВВС Индии маршал Tyagi. Он также заявил, что 40 истребителей Tejas (созданы в рамках затянувшейся уже на четверть века программы Light Combat Aircraft - LCA) будет построено вне зависимости от готовности двигателя Kaveri, который в настоящее время проходит доработку и испытания (с участием российских организаций). Первая партия из 20 машин поступит в ВВС уже в 2008-2009 гг. и достигнет боевой готовности к 2010-2012 гг. LCA к настоящему моменту насчитывает 350 часов летных испытаний. Kaveri вряд ли поступит в производство до конца текущей декады. По мнению некоторых экспертов, программу LCA через какое-то время закроют, поскольку разработка самолета и двигателя неоправданно затянулась. Один из признаков этого - начало нового проекта в такой же размерности, но менее сложного и амбициозного....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться