О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Увеличить горизонт предвидения

Авиационное вооружение - важнейший компонент военной авиации России, во многом определяющий способность авиационных группировок к выполнению возлагаемых на них задач

Авиационное вооружение - важнейший компонент военной авиации России, во многом определяющий способность авиационных группировок к выполнению возлагаемых на них задач по сдерживанию и ведению военных конфликтов различного масштаба. Создание более совершенного оружия является самым выгодным (по критерию "эффективность - стоимость") направлением наращивания боевых возможностей авиационных комплексов. Качественные показатели вооружения оказывают существенное влияние на экспортный потенциал авиационных комплексов, занимающих лидирующее положение (с объемом продаж от 65 до 70%) в структуре экспорта военной техники и вооружения России.

Личное дело: Зелин Александр Николаевич

Родился 6 мая 1953 г. в г. Перевальск Ворошиловградской области. В 1976 г. окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1988 г. - Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, в 1997 г. Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Службу начинал летчиком истребительного авиационного полка. Прошел все командно-штабные должности от полка до армии. Награжден орденами "Красной Звезды", "За военные заслуги", десятью медалями. Освоил более 9 типов самолетов и их модификаций, общий налет более 2500 часов. Женат. До назначения занимал должность командующего 4-й ВА. Указом президента Российской Федерации от 5 августа 2002 г. назначен на должность начальника авиации - заместителя главнокомандующего ВВС по авиации.


Практика и теория военного строительства предъявляют все более высокие требования к перспективным образцам авиационного вооружения. Это обусловлено усложнением задач и условий боевого применения военной авиации, а также общим возрастанием ее влияния на исход возможных грядущих войн и военных конфликтов. При создании авиационного вооружения первой четверти XXI в. должны быть реализованы принципиально новые боевые свойства:
  • всепогодность, круглосуточность и помехозащищенность;
  • многоканальность и автономность;
  • высокая точность наведения и избирательность поражения;
  • возможность поражения воздушных, наземных и надводных целей без входа самолетов-носителей оружия в зону ПВО противника;
  • универсальность по носителям, условиям боевого применения и поражаемым целям.
Современное состояние систем отечественного авиационного вооружения как исходной точки их дальнейшего развития во многом определяется многолетней предысторией их становления и совершенствования.

В недалеком будущем (в 2011 г.) исполнится 100 лет с момента начала практического применения на отечественных самолетах вооружения. И первым его образцом стал пулемет. Вскоре началось интенсивное качественное и количественное совершенствование авиационного вооружения. Авиационное артиллерийское вооружение (ААВ) совершенствовалось в направлениях увеличения начальной скорости снаряда (от 700 до 1000 м/с), калибра (от 7,62 до 45 мм) и темпа стрельбы (от 200-300 до 6000-9000 выстрелов в минуту).

Вскоре в целях усиления огневого воздействия на противника на отечественных самолетах стали применяться принципиально новые типы оружия - авиационные бомбардировочные средства поражения (АБСП) калибра от 1 до 12000 кг, а затем и неуправляемые авиационные ракеты (НАР) калибра 57; 240; 260; 80; 122 мм с различными типами боевого снаряжения. В настоящее время указанные типы оружия (ААВ, АБСП и НАР) относят к так называемому "классическому" оружию. Оно и сейчас занимает достойное место в общей системе вооружения и имеет значительные возможности для дальнейшего совершенствования.

Увеличение скоростных и маневренных характеристик отечественных и зарубежных самолетов, а также их вооружение в целях обороны крупнокалиберными пулеметами и пушками привело к резкому снижению эффективности ААВ истребителей. Это обусловило необходимость создания нового класса оружия - управляемых ракет (УР) класса "воздух - воздух", способных эффективно выполнять задачи по поражению воздушных целей без входа носителей ракет в зону эффективного огня ААВ. Вооружение самолетов противоборствующих сторон УР класса "воздух - воздух" малой дальности, с одной стороны, и глубоко осознанная еще в годы Великой Отечественной войны потребность доминирования в воздухе, с другой, - привели к необходимости создания новых типов ракет класса "воздух - воздух" - средней, а и затем большой (свыше 100 км) дальности пуска.

Аналогичные процессы происходили и в области развития авиационного оружия, предназначенного для поражения наземных (надводных) объектов. В целях обеспечения возможности решения авиацией задач по поражению объектов данного типа в условиях все возрастающего их огневого прикрытия со стороны средств и комплексов противовоздушной обороны и, как следствие, потребности увеличения дальности действия оружия без снижения его эффективности были созданы новые типы оружия - управляемые средства поражения (УСП) класса "воздух - поверхность":
  • УСП общего назначения - ракеты большой, средней и малой дальности и управляемые авиабомбы;
  • противорадиолокационные ракеты;
  • противокорабельные ракеты.
Основными факторами, оказывающими влияние на развитие типажа авиационного вооружения, являлись ТТХ авиационных комплексов, стоящие перед ними задачи по поражению объектов, характеристики объектов поражения, уровень их огневой и радиоэлектронной защиты (прикрытия), а также имеющийся научно-технический задел в области создания авиационного вооружения.

В целом сложившийся к настоящему времени типаж авиационного вооружения соответствует современным требованиям. Однако при его формировании вместе с военно-техническими достижениями мирового уровня были унаследованы чрезмерное номенклатурное разнообразие образцов авиационных средств поражения (АСП), большая доля морально устаревшего вооружения, несбалансированность боевых и обеспечивающих подсистем. Требует качественного совершенствования существующая система технической эксплуатации АСП. При создании образцов АСП преобладал "затратный" подход, основанный на разработках принципиально новых конструктивных схем и не реализующий в полной мере имеющийся модернизационный потенциал находящихся на вооружении образцов, а также возможностей по удешевлению и ускорению разработок за счет использования преимуществ внутри- и межвидовой унификации образцов в целом и их подсистем.

Исходя из этого, существующая номенклатура авиационного вооружения требует существенного обновления.

В современных условиях военно-техническая политика в области совершенствования авиационного вооружения должна быть направлена на обеспечение решения следующих приоритетных задач:
  • поддержания необходимого потенциала авиационных сил ядерного стратегического и регионального сдерживания;
  • поддержания потенциала боевой авиации на уровне, обеспечивающем эффективное решение задач отражения агрессии локального и регионального масштаба с применением обычного оружия.
Основой сохранения и дальнейшего развития авиационного оружия России являются разработка и реализация долгосрочной государственной программы, конечной целью которой должно стать полное и качественное перевооружение авиации.

Методология определения рациональных направлений развития систем авиационного вооружения должна основываться на комплексном использовании совокупности базовых принципов:
  • осуществления научно-обоснованной военно-технической политики, учитывающей потребности военной авиации и российских экспортеров авиационной техники и вооружения, возможности организаций оборонных отраслей промышленности, финансовые и другие ресурсы государства;
  • рационального распределения и концентрации ресурсов на наиболее приоритетных направлениях развития авиационного вооружения;
  • реализации стратегии планирования модификаций и поэтапного совершенствования вооружения;
  • рационального сочетания модернизации существующего авиационного вооружения с разработкой перспективных образцов;
  • технологической независимости в области разработки и серийного производства отечественных образцов авиационного оружия;
  • использования имеющегося научно-технического задела, в том числе полученного при выполнении иностранных заказов;
  • унификации образцов и подсистем, сокращения типажа;
  • сочетания ежегодного и среднесрочного (на 5-10 лет) планирования с долгосрочным прогнозированием (на 15-20 лет) развития систем авиационного вооружения;
  • системности при формировании программ развития оружия.
Под "системностью" понимается прежде всего то, что при формировании Программ вооружения должны рассматриваться не отдельные образцы вооружения ближайшей перспективы, а системы в целом - совокупности АСП одного типа на весь программный период.

Выбор рациональных систем авиационного вооружения должен производиться по критерию "эффективность - стоимость", то есть наилучшими из рассматриваемых альтернативных вариантов систем авиационного вооружения являются системы, минимизирующие стоимость выполнения авиацией боевых задач, а при ограничениях на стоимость НИОКР по созданию АСП и их закупки - системы, обладающие в программном периоде наибольшей эффективностью (наименьшим дефицитом боевых возможностей).

Анализ мирового опыта военных конфликтов и программ создания АСП за рубежом позволяет выявить ряд объективных тенденций в развитии авиационного вооружения и расширении условий его применения:
  • наблюдается возрастание роли высокоточного оружия в решении ударных задач;
  • резко усилилось внимание к вопросам обеспечения завоевания господства в воздухе, в том числе за счет оснащения авиационных комплексов УР класса "воздух - воздух" нового поколения, обладающими повышенными "дуэльными" качествами (дальностью, скоростью, автономностью), маневренностью (располагаемые перегрузки составляют порядка 60 ед.), углами целеуказания (до +90° и более);
  • проявилась тенденция к ведению пилотируемой авиацией боевых действий в основном ночью и на больших и средних высотах, обусловленная наличием у противника большого количества маловысотных зенитных средств;
  • выявлено несовершенство высокоточного оружия с лазерным, телевизионным и оптико-электронным наведением, связанное прежде всего с существенными ограничениями по условиям боевого применения;
  • проявляется устойчивая тенденция к расширению использования новых информационных технологий, в том числе спутниковых, в интересах применения высокоточного оружия;
  • повышается помехозащищенность и автономность бортовых информационно-управляющих систем АСП;
  • возрастают дальности эффективного действия как управляемых, так и неуправляемых АСП в целях их применения вне зон огневого воздействия противника;
  • широко внедряются элементы технологии "Стелс" в целях снижения уровня заметности как самолетов, так и АСП, уменьшаются "транспортные" габариты АСП в целях размещения их максимального боекомплекта во внутренних отсеках самолетов.
В данной связи для России необходимы:
  • разработка авиационного высокоточного оружия круглосуточного применения, а также модернизация с этой целью существующего оружия;
  • увеличение доли высокоточного оружия в составе боекомплектов авиационных комплексов;
  • оснащение ударных самолетов корректируемыми высокоточными авиационными бомбами различных калибров, а также управляемыми ракетами для поражения малоразмерных, в том числе прочных и высокопрочных целей;
  • повышение качества боевого управления и информационного обеспечения применения авиационного высокоточного оружия с использованием новых технологий (в том числе спутниковых) и новых информационных датчиков (в том числе тепловизионных);
  • оснащение управляемых ракет класса "воздух - воздух" многорежимными радиолокационными и матричными многоспектральными инфракрасными головками самонаведения с элементами искусственного интеллекта, а также адаптивными к условиям боевого применения двигательными установками и боевыми частями;
  • создание перспективной системы авиационных неуправляемых средств поражения с расширенным диапазоном дальностей применения на основе использования упрощенных систем коррекции, блочно-модульного построения, повышения боевого могущества и обеспечения многофакторного поражающего действия, адаптивности к типу целей и условиям применения при снижении номенклатуры образцов и повышения их эксплуатационной технологичности;
  • разработка новых составов взрывчатых веществ с повышенным фугасным и метательным действием и чувствительностью к внешним воздействиям на уровне либо ниже тротила;
  • совершенствование системы технической эксплуатации АСП на основе создания автоматизированных систем учета запасов АСП, внедрения автоматизированных комплексов хранения с контролируемой и управляемой средой, создания универсального комплекса подготовки УСП с алгоритмами прогнозирования изменения их параметров, создания высокоэффективных средств механизации;
  • доведение запасов современных образцов авиационного вооружения до нормативных уровней;
  • сохранение и повышение уровня конкурентоспособности экспортных образцов отечественного авиационного вооружения.
Реализация указанных основных направлений развития авиационного вооружения возможна на основе использования при их создании научно-технических результатов поисковых, фундаментальных и прикладных исследований в области нелинейной и сверхширокополосной радиолокации, корреляционно-экстремальной навигации, тепловидения, двигателестроения, взрывчатых веществ и составов, снижения заметности в радиолокационном и оптическом диапазонах длин волн.

С учетом объективно существующих финансовых ограничений, в рамках которых будут производиться разработка и закупка новых, а также модернизация действующих образцов оружия, представляется необходимым, как уже отмечалось ранее, "увеличить горизонт предвидения". Для этого следует перейти к долгосрочному (на 15-20 лет) прогнозированию. Требуется смотреть дальше - до конца переходного периода, понимая, что его главной целью является неизбежное полное качественное перевооружение авиации. Следовательно, нужны стратегический замысел и план поэтапного перевооружения военной авиации России. Такая работа в настоящее время активно проводится в ВВС. При этом непременным условием является синхронное развитие всех компонентов, влияющих в конечном итоге на эффективность боевого применения авиационных группировок, в том числе носителей оружия, их бортового радиоэлектронного оборудования, авиационного вооружения, комплексов подготовки авиационных УСП и др.

Приоритетной задачей на первом этапе является поддержание потенциала военной авиации. Ее решение должно обеспечиваться в основном за счет модернизации и продления ресурсов, сроков службы находящихся на вооружении АСП и восстановления их исправности до нормативного уровня. Реализация рациональной глубины модернизации находящихся на вооружении образцов позволит поддержать на приемлемом уровне их эффективность и продлить их жизненный цикл на период до поступления на вооружение перспективных образцов. Логично вытекающее требование к выполняемым работам - умеренные сроки и финансовые затраты.

В части фронтовой авиации (ФА) на этом этапе развития должны быть обеспечено повышение ударного и оборонительного потенциала АК типа Су-24 и Су-25 за счет довооружения их новыми (модернизированными) образцами оружия; придание многофункциональных качеств АК типа Су-27 и МиГ-29 за счет их довооружения УСП класса "воздух - поверхность", а также дальнейшее повышение их истребительного потенциала за счет включения в состав их комплексов вооружения современных типов УР класса "воздух - воздух"; наращивание возможностей АК типа МиГ-31 по решению истребительных задач.

Поддержание необходимого потенциала авиационных сил ядерного сдерживания на данном этапе должно быть обеспечено за счет продления сроков службы находящимся на вооружении стратегическим крылатым ракетам (СКР). Для обеспечения возможностей дальней авиации (ДА) наносить высокоточные удары в прилегающих стратегических районах в обычной войне должны быть проведены работы по довооружению АК ДА крылатыми ракетами, создаваемыми за счет переоборудования СКР, выводящихся из эксплуатации, и противокорабельными ракетами, создаваемыми на базе глубокой модернизации имеющихся на вооружении ракет.

Цель второго этапа - глубокая модернизация существующих и создание новых образцов вооружения для разрабатываемых авиационных комплексов ближайшей перспективы (поколения 4+) и довооружения самолетов строя.

Целью третьего этапа является создание систем оружия для самолетов и вертолетов 5-го поколения с полной реализацией при их разработке новых боевых свойств.

Современные системы авиационного вооружения являются наиболее наукоемкими и динамично развивающимися составными частями авиационных комплексов. От эффективности реализации намеченных программ по их созданию во многом будут зависеть боевые свойства и конкурентоспособность отечественных авиационных комплексов поколений 4+ и 5 и, в конечном итоге, судьба России как мировой авиационной державы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка