О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЕС начал "броневую" атаку на авиакомпании

Новые правила защиты прав европейских авиапассажиров являются "конкретным примером тех преимуществ, которые предоставляет ЕС в повседневной жизни"

Новые правила защиты прав европейских авиапассажиров являются "конкретным примером тех преимуществ, которые предоставляет ЕС в повседневной жизни". Так комиссар ЕС по транспорту Жак Барро прокомментировал вступление в силу в четверг законопроекта, ранее одобренного Европарламентом. Согласно этому документу, в случае отказа пассажиру в полете рейсом по заранее забронированному билету авиакомпания (или компания - организатор перелета) обязана будет не только вернуть стоимость билета (или предложить лететь другим рейсом), но и выплатить компенсацию. Исходя из дальности перелета, до 1,5 тыс. км она составляет 250 евро, до 3,5 тыс. км - 400 евро, дальше - 600 евро. Компенсация будет положена и в случае задержки авиарейса на срок более 5 часов.

Закон касается всех рейсов европейских компаний, осуществляемых из Старого Света и обратно. На прочие компании, включая российские, официально он не распространяется. "Новые правила касаются лишь стран, подписавших соответствующее соглашение о компенсациях для пассажиров, - сказала RBC daily пресс-секретарь ОАО "Аэрофлот - международные авиалинии" Ирина Данненберг. - Россия в их число не входит". Тем не менее аналитики полагают, что давление на российские компании по части полетных "евростандартов" будет осуществляться. Как ранее оно осуществлялось в отношении парка самолетов - по стандартам шумности, безопасности и комфорта пассажиров. Право лететь по забронированному билету тоже, в конце концов, относится к сфере комфорта. А в свете планов ведущих российских перевозчиков ("Аэрофлот", "Сибирь" и т.д.) и далее наращивать присутствие на европейских линиях, это обстоятельство в связи с новыми правилами ЕС особенно важно.

"Так или иначе решение ЕС - это стимул для наших компаний-перевозчиков повысить дисциплину, улучшить и привести к международным нормам систему бронирования билетов, - считает аналитик ИК "УРАЛСИБ" Марат Ибрагимов. - У многих из них с этой дисциплиной неважно. Хотя вряд ли это стимул сильный, пока наполняемость рейсов на международных линиях далека от 100%, и, соответственно, практика овербукинга не столь распространена".

"В России никто централизованно не занимался проблемой состыковки систем бронирования, - сказала RBC daily начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. - Между тем существуют не менее 5 версий системы "Сирена" и еще собственные системы авиакомпаний, которые неважно согласуются между собой и с аналогами международных партнеров. Пример Европы, хотя пока и достаточно символический, здесь, безусловно, важен в перспективе". "Конечно, это стимул для наших компаний, поскольку решения, принятые в Европе, рано или поздно будут одобрены международным союзом ICAO (куда входят наши ведущие авиаперевозчики), и с этими решениями все равно придется считаться", - говорит советник гендиректора компании "Развитие бизнес-систем" Сергей Орлов.

В Европе овербукинг (так называемая перебронировка) получил широкое распространение. В 2002 г. примерно 250 тыс. пассажиров не смогли улететь по своему билету в связи с тем, что авиакомпании продают больше билетов, чем реально имеется мест в самолете. Такая практика оправдывается, если низок показатель явки пассажиров к вылету (такой показатель - now show - рассчитывается для всех рейсов), и "лишние билеты" реально оказываются нелишними: борт улетает с минимумом пустых мест. Однако если расчеты неверны, страдают и предъявляют претензии пассажиры. Овербукинг получил особенно широкое распространение в последние годы, когда из-за кризиса в отрасли перевозок многие компании стали вынуждены максимально экономить на расходах и в том числе больше заботиться о наполняемости рейсов. При этом обострилась конкуренция между традиционными перевозчиками и так называемыми малобюджетниками или дискаунтерами, которые занимают уже 10% европейского рынка перевозок и активно отвоевывают новые его доли. В прошлом году "традиционалы" смягчили этот натиск, доказав в суде факт необоснованности льгот, предоставленных "дешевым" конкурентам администрациями ряда крупным авиапортов. Некоторые аналитики видят и в ныне осуществленном решении фактор завуалированного давления на дискаунтеров. Ведь у последних маржа с каждого пассажира на порядок меньше (и больше наполняемость рейсов), а между тем новые правила обязывают их платить клиентам такие же огромные компенсации, как и "традиционалов".

"Факт использования недобросовестных методов конкуренции здесь, вероятно, присутствует, - считает Сергей Орлов, - и не только в отношении дискаунтеров, но и вообще мелких компаний, которых "гиганты" правдами и неправдами стремятся потеснить с перспективных рейсов. Для крупных компаний с их большими бюджетами решение ЕС менее болезненно. Но чем бы ни объяснялась забота о пассажирах, она в конечном счете для последних положительный фактор".

"В теории, конечно, дискаунтеры страдают от этого решения больше, - полагает Наталья Одинцова, - тем более что "традиционалы" могут себе позволить и не такие "излишества", как субсидирование убыточных рейсов (если они важны для них стратегически). Но на практике малобюджетники очень хорошо просчитывают возможности каждого рейса, и их проблемы с овербукингом не столь сильны, как это может показаться на первый взгляд"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка