О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МВД будет крышевать аэропорты

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект "Об авиационной безопасности". К обеспечению безопасности в аэропортах и на воздушных судах теперь будут привлекаться сотрудники МВД

В среду депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект "Об авиационной безопасности". После августовских терактов в воздухе, унесших жизни 90 человек, к обеспечению безопасности в аэропортах и на воздушных судах теперь будут привлекаться сотрудники МВД. Эксперты считают эту идею провальной: коррупция в МВД велика, и непонятно, кто будет платить людям в погонах.

МВД заменит службы безопасности

Депутаты Госдумы вчера приняли во втором чтении законопроект "Об авиационной безопасности". Документ стал особенно актуален после августовских терактов на бортах Ту-134 и Ту-154, унесших жизни 90 человек. "Закон этот рассматривался уже не один год, - говорит академик Российской академии транспорта Герман Никулинский. - Но если бы не известные нам трагические события, к нему никто бы не вернулся".

Согласно законопроекту основные функции по обеспечению безопасности в российских аэропортах передаются МВД. Именно милиционеры будут заниматься досмотром и опросом пассажиров по "израильской системе". Так называемый профайлинг, который наиболее распространен в Израиле, предназначен для выявления подозрительных лиц и уже используется в некоторых крупных российских аэропортах. Вопросы, задаваемые в таких случаях, простые: "Кто собрал чемодан?", "Присутствовали ли вы при этом?", "Не оставляли ли вы чемодан без присмотра в аэропорту?"

Обратно в СССР

"Если законопроект будет принят в нынешнем виде, то мы вернемся к системе, которая работала с советских времен, но была отменена в 1997 году", - говорит Никулинский. В то время милиция работала в группах досмотра. "И только потом, когда в соответствии с Воздушным кодексом были созданы службы авиационной безопасности, из групп досмотра милицию с большим трудом удалось "выдавить". Причины: коррупция и некомпетентность", - рассказывает эксперт. В комплексных группах, которые тогда существовали, милиция и работники службы перевозок не находили общего языка, отмечает эксперт.

Закон не решает главной проблемы

Между тем новый закон вряд ли решит основную проблему российских аэропортов - отсутствие финансирвания авиабезопасности. Сейчас модернизацией систем безопасности занимаются, как правило, лишь крупные аэропорты. В прошлом году 68 из них потратили на авиабезопасность около 30 млн. долларов. В основном это бюджетные средства. Позволить себе собственные расходы могут немногие. Проблема состоит в том, что до 70% технических средств досмотра в 110 наиболее важных российских аэропортах морально и физически устарело и не обеспечивает надежного выявления предметов, запрещенных к перевозке. В бюджете страны предусмотрено выделение средств аэропортам, но не на нужды авиационной безопасности. Между тем потребность в досмотровой технике сегодня оценивается в 2,6 млрд. рублей. Сейчас аэропортам недостает примерно 1000 рентгено-телевизионных интроскопов, 600 стационарных металлоискателей, 1000 ручных металлоискателей, 500 детекторов для обнаружения взрывчатых веществ и 250 локализаторов взрывных устройств.

Правительство "продавило" законопроект

"Правительство в интересах МВД сейчас, по сути, "продавило" законопроект, монополизирующий рынок охранных услуг. В соответствии с ним объем платных услуг, которые оказывает МВД, увеличится еще на 15-20 млн. долларов. 700 долларов, зарабатываемых сотрудником безопасности аэропорта, против 200-250 долларов сотрудника МВД приведут к ухудшению качества охраны и распространению коррупции", - говорит единственный депутат, проголосовавший против законопроекта, Геннадий Гудков. "По сути дела это продавливание коммерческих интересов ведомства, которое имеет самое крупное охранное предприятие в России - его численность превышает 400 тысяч человек в погонах, занимающихся сегодня коммерческой деятельностью от имени МВД", - заявил ГАЗЕТЕ Гудков.

Полномочия у сотрудников МВД действительно будут широкими. В частности, у них появится право задерживать грузы, запрещенные к воздушным перевозкам. А от авиакомпаний они в обязательном порядке будут требовать персонифицированную информацию о пассажирах. "Мы готовы взять на себя эти функции, - говорит начальник УВД на воздушном и водном транспорте Москвы Алексей Близнюков. - Опыт в обеспечении безопасности аэропортов у нас есть". При этом интересы сотрудников МВД вряд ли ограничатся только одними аэропортами. По словам первого заместителя министра внутренних дел РФ Александра Чекалина, в России в скором времени может появиться институт авиашерифов. В системе транспортной милиции появится институт офицеров безопасности по сопровождению авиарейсов.

"Люди не хотят иметь дело с милиционерами"

К возможному массовому появлению в аэропортах сотрудников МВД скептически относятся и в опрошенных ГАЗЕТОЙ аэропортах. "Мы еще не знаем каким будет окончательная версия законопроекта, но проведенные нами опросы пассажиров показывают, что люди не хотет иметь дело с милиционерами. Кроме того, в законе не прописано, кто будет финансировать работу МВД и будет ли государство выделять деньги на дорогостоящее оборудование, необходимое для обеспечения должного уровня безопасности", - говорит представитель одного из крупнейших московских аэропортов. Лояльно к новому законопроекту, пожалуй, относятся лишь в аэропорту Домодедово, из которого и вылетели взорванные впоследствии смертницами самолеты: "Добится эффективной антитерористической защиты с участием МВД вполне возможно". По мнению исполняющего обязанности начальника управления транспортной безопасности федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Чертока, "итогом принятия нового законопроекта неизбежно станут дополнительные издержки, которые в конечном итоге придется оплачивать авиапассажиру".

Авиабезопасность в США

Три года назад, после трагических событий в сентябре 2001 года, федеральные власти Соединенных Штатов начали принципиально менять систему досмотра багажа и пассажиров. Дело в том, что негласные проверки, проведенные министерством транспорта США в конце 2001-го и начале 2002 года, показали, что на борт самолета можно пронести: ножи (проверяющим удавалось проделать это в 70% случаев), взрывные устройства (каждый шестой террорист смог бы попасть в самолет с бомбой, а каждый третий - с пистолетом). Проверяющие "лжетеррористы" потерпели поражение лишь в 48% случаев.

Уже в 2001 году конгресс США принял закон об авиационной безопасности в редакции Белого дома, в которой предпочтение было отдано именно частным охранным структурам. Чуть ранее была отвергнута сенатская версия, которая предполагала переподчинение авиационных служб федеральным ведомствам. Принятый закон предполагает, что только президент вправе решать, в каком случае необходимо использовать государственных служащих, в каком - частные структуры. В отличие от российского закона об авиационной безопасности, американский закон разрешает сотрудникам службы безопасности носить оружие во время полетов. Закон утверждает присутствие вооруженных агентов на всех рейсах американских авиакомпаний. Предпочтение частным охранным предприятиям и аэропортовым службам безопасности отдается и в крупнейших европейских аэропортах.

Управление транспортной безопасности США уже закончило разработку новой системы предварительного досмотра авиапассажиров, которая названа "Безопасный рейс". Сотрудники управления стали заниматься только выявлением террористов, проводя сверку имен пассажиров с расширенными списками террористов.

Наряду с этими мерами в США вводятся такие способы защиты, как профайлинг (когда несколько сотрудников службы безопасности поочередно опрашивают пассажира, выясняя цель поездки, состояние багажа и т.д.), биодетекторы (служебные собаки способны обнаружить взрывчатку в 95% случаев) и опознание по сетчатке глаза (подобный эксперимент уже проводился совместно со службой безопасности Великобритании).

Как произошли теракты

Вечером 24 августа 2004 года с интервалом в одну минуту произошли две катастрофы самолетов, вылетевших из московского аэропорта Домодедово. В Тульской области разбился Ту-134, выполнявший рейс Москва - Волгоград, в Ростовской области - Ту-154, выполнявший рейс Москва - Сочи. Все пассажиры и члены экипажей обоих самолетов - всего 90 человек - погибли. По данным следствия, на самолетах сработали взрывные устройства, приведенные в действие террористками-смертницами. По данным Генпрокуратуры, они прошли на борт при содействии гражданина Арутюняна, спекулировавшего в аэропорту Домодедово авиабилетами, и сотрудника авиакомпании "Сибирь", в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка