Коммерсантъ - Власть
21 февраля 2005, 13:42
Посадка перед рейсом
Госдума приняла во втором чтении законопроект об усилении мер авиационной безопасности. Пока трудно сказать, станут ли после этого авиаперелеты менее опасными
Работа над законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" началась в правительстве в августе 2004 года. Госдума подключилась к процессу в сентябре, причем депутаты были настроены крайне решительно. Особенно поразило экспертов предложение проводить "личный углубленный досмотр пассажиров, включая колоноскопию", то есть обследование прямой кишки. Правительство отнеслось к согражданам куда гуманнее - в его законопроекте, который в итоге и был принят Думой, мер "медицинского антитеррора" нет. Но и без них хватает новшеств, которые способны серьезно осложнить жизнь и авиаперсоналу, и авиапассажирам.
Прежде всего, борьба с террором на воздушном транспорте ударит по неблагонадежным сотрудникам аэропортов и авиакомпаний. Согласно поправкам к Воздушному кодексу, на должности авиаперсонала не будут приниматься лица, "имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления". О тяжести преступления в законе ничего не говорится, так что оказаться в черных списках можно, скажем, за оскорбление или хулиганство.
Еще жестче требования к сотрудникам служб авиационной безопасности. На эту работу будет запрещено брать не только судимых или состоящих на учете "по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании", но и "уволенных с госслужбы по компрометирующим основаниям". Запрет действует три года после увольнения, а под компрометирующие основания при желании можно подогнать почти любое увольнение, потому что ни в одном законе перечня таких оснований нет.
Есть и еще один многозначительный пункт: в службах авиабезопасности не смогут работать лица, "в отношении которых по результатам проверки имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды". С одной стороны, эта норма, возможно, помешает проникнуть в аэропортовскую охрану людям, имеющим контакты с террористами. С другой - нет гарантии, что, давая подобные заключения, органы не станут руководствоваться, скажем, одной лишь "подозрительной" национальностью соискателя.
Проблемы после принятия закона возникнут не только у рядовых сотрудников аэропортов, но и у их руководителей. Связаны они с фактическим введением монополии МВД на воздушную охрану. Согласно поправкам в закон "О милиции", участие в "обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации" становится не правом, а обязанностью органов. То есть все эти вопросы в аэропортах будут отныне решаться либо единолично МВД, либо по согласованию с ним. Так, охранять аэропорты и объекты их инфраструктуры будут уже не службы авиабезопасности и военизированная охрана аэропортов, а ведомственная охрана Минтранса и органы внутренних дел. Сотрудники МВД смогут проверять "соблюдение правил проведения предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов" и "давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний".
Наконец, сама деятельность по обеспечению авиационной безопасности теперь будет подлежать обязательному лицензированию. Кроме того, юридические лица, "деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности", должны будут проходить обязательную сертификацию с участием представителей МВД.
Пассажирам придется смириться с существенными неудобствами. Помимо обязательного досмотра при вылете их могут подвергнуть досмотру и по прилете. Правда, с содержанием послеполетного досмотра полной ясности пока нет. Дело в том, что, согласно поправкам, он должен проводиться в соответствии с законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О милиции". А в них, как подчеркнуло правовое управление Госдумы в своем заключении, о послеполетном досмотре ничего не говорится. Но депутаты на это замечание никакого внимания не обратили. Поэтому логично предположить, что милиционеры смогут применять к пассажирам весь комплекс мер оперативно-розыскной деятельности, предусмотренный соответствующим законом.
Среди дозволенных поправками мер есть также опрос, исследование предметов и документов, отождествление личности и оперативное внедрение. А досмотр с исследованием и отождествлением может затянуться на долгие часы. Что же касается оперативного внедрения, то этот метод открывает перед сотрудниками МВД поистине неограниченные возможности. Ведь оперативник вполне сможет сыграть в аэропорту отправления, скажем, роль заботливого отца семейства и попросить какого-нибудь пассажира передать детишкам сумку с домашними соленьями. А на выходе из аэропорта прибытия другой оперативник обнаружит в этой сумке что-нибудь запрещенное вроде наркотиков или взрывчатки.
Впрочем, тем пассажирам, которым посчастливится быстро пройти послеполетный досмотр, расслабляться тоже не стоит. Они могут не дождаться своих вещей: милиция получит право "задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам". Если учесть, что иногда для определения запрещенности требуется экспертиза, есть шанс, что багаж придется ждать сутками.
Наконец, еще одно новшество не отнимет у пассажиров ни времени, ни денег, но способно сильно попортить им нервы. Согласно одной из поправок, "при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне" милиционеры получат право лично сопровождать рейсы. И клиентам авиакомпаний останется молиться, чтобы какой-нибудь не в меру впечатлительный милиционер не принял банального хулигана за матерого террориста и не начал палить в него из пистолета на высоте 10 000 м....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Власть». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 17, 2024
США увеличат расходы на лазерное оружие для борьбы с дронами
Май 17, 2024
Пограничники лондонского аэропорта "Хитроу" объявили о проведении забастовки
Май 17, 2024
В НГТУ имени Р. Е. Алексеева создали БПЛА на базе МАЗа
Май 17, 2024
СМИ: Китай, вероятно, построил первый в мире специальный авианосец для БПЛА