О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Посадка перед рейсом

Госдума приняла во втором чтении законопроект об усилении мер авиационной безопасности. Пока трудно сказать, станут ли после этого авиаперелеты менее опасными

На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект об усилении мер авиационной безопасности. Пока трудно сказать, станут ли после этого авиаперелеты менее опасными. Зато возможностей заработать на пассажирах у сотрудников органов внутренних дел явно прибавится.

Работа над законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" началась в правительстве в августе 2004 года. Госдума подключилась к процессу в сентябре, причем депутаты были настроены крайне решительно. Особенно поразило экспертов предложение проводить "личный углубленный досмотр пассажиров, включая колоноскопию", то есть обследование прямой кишки. Правительство отнеслось к согражданам куда гуманнее - в его законопроекте, который в итоге и был принят Думой, мер "медицинского антитеррора" нет. Но и без них хватает новшеств, которые способны серьезно осложнить жизнь и авиаперсоналу, и авиапассажирам.

Прежде всего, борьба с террором на воздушном транспорте ударит по неблагонадежным сотрудникам аэропортов и авиакомпаний. Согласно поправкам к Воздушному кодексу, на должности авиаперсонала не будут приниматься лица, "имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления". О тяжести преступления в законе ничего не говорится, так что оказаться в черных списках можно, скажем, за оскорбление или хулиганство.

Еще жестче требования к сотрудникам служб авиационной безопасности. На эту работу будет запрещено брать не только судимых или состоящих на учете "по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании", но и "уволенных с госслужбы по компрометирующим основаниям". Запрет действует три года после увольнения, а под компрометирующие основания при желании можно подогнать почти любое увольнение, потому что ни в одном законе перечня таких оснований нет.

Есть и еще один многозначительный пункт: в службах авиабезопасности не смогут работать лица, "в отношении которых по результатам проверки имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды". С одной стороны, эта норма, возможно, помешает проникнуть в аэропортовскую охрану людям, имеющим контакты с террористами. С другой - нет гарантии, что, давая подобные заключения, органы не станут руководствоваться, скажем, одной лишь "подозрительной" национальностью соискателя.

Проблемы после принятия закона возникнут не только у рядовых сотрудников аэропортов, но и у их руководителей. Связаны они с фактическим введением монополии МВД на воздушную охрану. Согласно поправкам в закон "О милиции", участие в "обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации" становится не правом, а обязанностью органов. То есть все эти вопросы в аэропортах будут отныне решаться либо единолично МВД, либо по согласованию с ним. Так, охранять аэропорты и объекты их инфраструктуры будут уже не службы авиабезопасности и военизированная охрана аэропортов, а ведомственная охрана Минтранса и органы внутренних дел. Сотрудники МВД смогут проверять "соблюдение правил проведения предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов" и "давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний".

Наконец, сама деятельность по обеспечению авиационной безопасности теперь будет подлежать обязательному лицензированию. Кроме того, юридические лица, "деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности", должны будут проходить обязательную сертификацию с участием представителей МВД.

Пассажирам придется смириться с существенными неудобствами. Помимо обязательного досмотра при вылете их могут подвергнуть досмотру и по прилете. Правда, с содержанием послеполетного досмотра полной ясности пока нет. Дело в том, что, согласно поправкам, он должен проводиться в соответствии с законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О милиции". А в них, как подчеркнуло правовое управление Госдумы в своем заключении, о послеполетном досмотре ничего не говорится. Но депутаты на это замечание никакого внимания не обратили. Поэтому логично предположить, что милиционеры смогут применять к пассажирам весь комплекс мер оперативно-розыскной деятельности, предусмотренный соответствующим законом.

Среди дозволенных поправками мер есть также опрос, исследование предметов и документов, отождествление личности и оперативное внедрение. А досмотр с исследованием и отождествлением может затянуться на долгие часы. Что же касается оперативного внедрения, то этот метод открывает перед сотрудниками МВД поистине неограниченные возможности. Ведь оперативник вполне сможет сыграть в аэропорту отправления, скажем, роль заботливого отца семейства и попросить какого-нибудь пассажира передать детишкам сумку с домашними соленьями. А на выходе из аэропорта прибытия другой оперативник обнаружит в этой сумке что-нибудь запрещенное вроде наркотиков или взрывчатки.

Впрочем, тем пассажирам, которым посчастливится быстро пройти послеполетный досмотр, расслабляться тоже не стоит. Они могут не дождаться своих вещей: милиция получит право "задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам". Если учесть, что иногда для определения запрещенности требуется экспертиза, есть шанс, что багаж придется ждать сутками.

Наконец, еще одно новшество не отнимет у пассажиров ни времени, ни денег, но способно сильно попортить им нервы. Согласно одной из поправок, "при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне" милиционеры получат право лично сопровождать рейсы. И клиентам авиакомпаний останется молиться, чтобы какой-нибудь не в меру впечатлительный милиционер не принял банального хулигана за матерого террориста и не начал палить в него из пистолета на высоте 10 000 м....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Власть». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка