Коммерсантъ
28 февраля 2005, 09:37
Бразилии не нужны новые истребители
России в этом году не удастся заработать $700 млн на продаже новых истребителей в Бразилию. Власти этой страны объявили о прекращении тендера на закупку истребителей для своих ВВС
Как сообщил в своем последнем номере авторитетный британский еженедельник Jane"s Defence Weekly, командование ВВС Бразилии официально объявило о прекращении проекта F-X, предусматривавшего закупку от 12 до 24 новых истребителей для замены 20 старых самолетов Mirage III, приобретенных еще в 70-е годы у Франции. Ожидалось, что для этого Бразилия выделит около $700 млн. "Решение было принято с учетом тенденций в развитии авиационных технологий, которые показывают, что самолеты со способностями следующего поколения могут стать доступными уже в следующие несколько лет", - говорится в заявлении бразильских ВВС.
Программа F-X была начата в 1999 году и с тех пор приостанавливалась уже три раза. В тендере участвовали пять машин. Российский госпосредник "Рособоронэкспорт" вместе с компанией "Сухой" и бразильской фирмой Avibras предлагали новый истребитель Су-35. Российская корпорация "МиГ" вышла на тендер с истребителем МиГ-29СМТ. Альянс французской компании Dassault и бразильской Embraer продвигал свой вариант Mirage 2000-5, обозначаемый как Mirage 2000BR. Шведская компания Saab Aerospace предлагала истребитель JAS-39 Gripen. Наконец, американская корпорация Lockheed Martin вышла на тендер с истребителем F-16E.
Фаворитами тендера считались Mirage 2000ВR и Су-35. Французское предложение лоббировала крупнейшая бразильская авиастроительная компания Embraer, около 20% акций которой как раз принадлежит Dassault. Однако сам по себе Mirage 2000 - морально устаревший самолет, существенно проигрывающий российскому конкуренту по тактико-техническим характеристикам. В свою очередь Су-35 неоднократно лоббировали высшие российские чиновники, включая министра обороны Сергея Иванова и президента РФ Владимира Путина, агитировавшего за "сухих" во время своего визита в Бразилию в ноябре прошлого года. Россия, чтобы еще больше заинтересовать Бразилию в закупке Су-35, даже рассматривала возможность встречных закупок бразильских гражданских самолетов Embraer.
Надо заметить, что еще в марте прошлого года, по заявлениям высокопоставленных источников в бразильских ВВС, президент Бразилии Луис Инасио Лула да Сильва получил заключение тендерной комиссии, в котором победителем тендера назывался российский Су-35. Объявление итогов тендера ожидалось до конца декабря. Однако еще в ноябре 2004 года бразильский вице-президент и министр обороны Хосе Аленкар сообщил о намерении аннулировать затянувшийся тендер по F-X, заметив: "Мы не спешим. Мы можем подождать три или четыре года до принятия решения". Наконец, на прошлой неделе бразильские ВВС официально приняли решение прекратить тендер.
Это решение не стало неожиданностью и для российской стороны. Еще в начале февраля генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян в беседе с корреспондентом "Ъ" сказал: "Не исключено, что Бразилия опять прервет тендер. Это уже происходило в 2001 и 2003 годах. Причем оба раза наш самолет оказывался фактически победителем тендера, однако политическая сторона дела брала верх". Стоит добавить, что решение бразильских ВВС о прекращении тендера F-X появилось одновременно с неофициальной информацией о предложении Dassault фирме Embraer участвовать в программе производства нового французского истребителя Rafale. Кроме того, по заявлению ВВС Бразилии, "авиационное командование рассматривает альтернативные возможности для решения задач противовоздушной обороны". Бразильцы уже получили шесть предложений по новой программе, в основном от участников прежнего тендера. Компания Dassault предложила за $142 млн 16 самолетов Mirage 2000С, ранее принадлежавших Объединенным Арабским Эмиратам. Компания Embraer готова за $80 млн модернизировать старые 20 Mirage III, установив на них новые двигатели, авионику, радары и вооружение. Израильская компания IAI предложила продать Бразилии 12 истребителей Kfir 2000 за $94 млн. 12 самолетов Cheetah (модернизированный вариант Mirage III) за $80 млн готова поставить Бразилии ЮАР. Lockheed Martin опять продвигает свои F-16, правда, более ранних версий: 10 одноместных F-16A и два учебно-боевых F-16B обойдутся Бразилии в $90 млн. Наконец, "Рособоронэкспорт" направил предложение поставить шесть Су-30КН, которые уже собраны на Иркутском авиазаводе, за $180 млн, а также рассмотреть возможность поставки позже еще шести Су-30КН....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
