О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Snecma и "Сатурн" готовятся к испытаниям

Французская компания Snecma Moteurs и ЛИИ им. Громова подписали соглашение о разработке летной лаборатории и проведению ряда летных испытаний для двигателя SaM-146

Вчера французская компания Snecma Moteurs и ЛИИ им. Громова подписали соглашение о разработке летной лаборатории и проведению ряда летных испытаний для двигателя SaM-146. Размер контракта, а также сторону, оплачивающую проведения испытаний для института, участники конференции называть отказались. Напомним, что совместный российско-французский двигатель компании Snecma и "Сатурн" готовят для нового регионального самолета RRJ, разработкой которого занимается компания "Гражданские самолеты Сухого". Любопытный факт, что, как сообщил вчера генеральный директор ЛИИ им. Громова Юрий Клишин, впервые в истории российского двигателестроения SaM-146 будет сначала сертифицироваться по западным нормам, а уж затем - по российским.

Соглашение о сотрудничестве НПО "Сатурн" и Snecma было подписано в августе 2001 г. Работу по созданию "нового двигателя для новой России" (именно так именуют стороны свою разработку) решено было организовать на паритетных началах, французская сторона производит для SaM-146 газогенератор, коробку приводов и электронную систему управления, а российская - турбину низкого давления и вентилятор. Двигатель предназначен для всей линейки самолетов RRJ, включая 60, 70 и 95-ти местные машины. В том числе и этот факт, по словам генерального директора по программе гражданских двигателей Snecma Жан-Пьера Кожана, будет являться одним из преимуществ нового самолета. "Например, на самолетах Embraer 170 и Embraer 190 стоят совершенно разные двигатели, что существенно удорожает их обслуживание", - отмечает он. Как ранее заявляли представители "Сатурна", программа производства SаM-146 на две трети ориентирована на экспорт, а общая выручка от его продажи оценивается в 6-7 млрд долл.

Что касается испытаний нового двигателя, то половина из них будет проводиться в ЛИИ им. Громова на летающей лаборатории Ил-76, остальные же пройдут в городе Istres, на юге Франции, в одном из специализированных летно-испытательных центров Snecma. Это вполне укладывается в декларируемую сторонами работу "на паритетных началах" - ведь предполагается, что и серийное производство двигателей будет осуществляться как на российских, так и на французских заводах. Скорее всего, летные испытания начнутся в октябре 2006 г., таким образом, у производителей останется в запасе как минимум 9 месяцев, прежде чем первый опытный двигатель будет испытан уже на самом самолете RRJ. Что же касается стендовых испытаний, то их старт планируется уже в этом году. По словам Жан-Пьера Кожана, большая часть деталей двигателя, за которую отвечает французская сторона, уже существует "в реальном режиме", и в апреле этого года компания приступит к сборке первого двигателя, который затем будет установлен на испытательный стенд. Что касается российской части проекта, то, по словам заместителя генерального директора НПО "Сатурн", директора программы SaM-146 Алексея Жаворонкова, "работа "Сатурна" идет в соответствие с графиком: завершен выпуск рабочей технической документации, заключены контракты на поставку материалов, отдельные узлы и подузлы проходят испытания". Предполагается, что стендовое испытание первого двигателя SaM-146 состоится в Рыбинске во второй половине 2005 г., где сейчас идет активная модернизация существующих стендов.

Впрочем, краеугольным камнем этого проекта, неизменно вызывающим вопросы журналистов, остается тот факт, что интерес авиакомпаний к самолету RRJ, для которого предназначен SaM-146, пока выливается лишь в слова о намерениях и предварительные соглашения. Отвечая на вопрос о том, не смущает ли компанию тот факт, что ни одного твердого контракта на самолет RRJ до сих пор не подписано (напомним, что предварительное соглашение на покупку 50 RRJ авиакомпания "Сибирь" подписала еще на летней выставке Фарнборо в прошлом году), г-н Кожан отметил, что несмотря ни на что верит в светлое будущее данного проекта. "Это хороший самолет, подоспевший в нужный момент, - комментирует он. - У него будут наилучшие показатели по полезной нагрузке и дальности, авионику для него будет поставлять компания Thales, которая в том числе поставляет широкую номенклатуру авионики для самолета А380, кроме того, у него будет лучший двигатель для подобного типа самолетов". Что касается соглашения с авиакомпанией "Сибирь", то Жан-Пьер Кожан не сомневается, что, так как у перевозчика есть потребность в такого рода самолетах, твердый контракт непременно будет подписан. Правда, в самой "Сибири" RBC daily комментировать данный вопрос не стали, заявив, что пока не располагают никакой информацией о сроках подписания окончательного соглашения.

Впрочем, представители Snecma признают, что создаваемый российско-французский двигатель SaM-146 - универсален, и подойдет для любого самолета типа RRJ. Однако пока говорить о возможности поставки двигателя какой-то другой компании в случае заминок с проектом RRJ французы отказываются. "Из-за ограниченности наличных ресурсов мы планируем в ближайшие годы сконцентрировать все усилия именно на проекте RRJ", - комментирует Жан-Пьер Кожан. Хотя в будущем, надеются изготовители, двигатель SaM-146 будет востребован и для других самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка