О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропортам дадут порулить тарифами

Московские аэропорты смогут самостоятельно устанавливать тарифы за обслуживание авиакомпаний. По мнению авиаперевозчиков, аэропорты не упустят возможность поднять цены

Московские аэропорты смогут самостоятельно устанавливать тарифы за обслуживание авиакомпаний. Сейчас этим занимается государство. По мнению авиаперевозчиков, московские аэропорты не упустят возможность поднять цены. В свою очередь, авиакомпании отыграются на пассажирах. Например, при 30-процентном увеличении аэропортовых сборов цены на авиабилеты могут вырасти на 5%.

Тарифы на откуп аэропортам

Московские аэропорты - Шереметьево, Домодедово и Внуково - могут получить привилегию самостоятельно устанавливать размер сборов за обслуживание самолетов авиакомпаний, пассажиров и грузов. Отменить госрегулирование тарифов (величину сборов сейчас устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). - ГАЗЕТА) предлагает Минэкономразвития. "В московском авиаузле уже действует реальная конкуренция. Поэтому можно рассматривать возможность прекращения регулирования аэропортовых сборов", - говорит заместитель директора департамента регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Евгений Михайлов. Впрочем, конкретных сроков реализации нового плана в Минэкономразвития пока не называют.

Министерская инициатива последовала после того, как ФСТ отклонила предложение ассоциации аэропортов о единовременном повышении аэропортового сбора за обеспечение безопасности на 40%. В качестве альтернативного варианта тарифная служба предложила аэропортам самостоятельно определиться со сборами на безопасность. Около 30 из них уже попросили увеличить сборы от 10 до 300%. К примеру, Шереметьево просит повысить сбор за безопасность на 80%, Домодедово - на 90,8%, а Внуково - на 137%.

"Приземляться и улетать бесплатно"

"Если нам разрешат самостоятельно устанавливать тарифы, то работать будет легче, - говорит первый замгендиректора ОАО "Аэропорт Внуково" Виталий Ванцев. - Мы и так каждые полгода подаем в ФСТ заявки, как правило, на увеличение величины сборов. После согласования они утверждаются". По мнению Ванцева, проблема кроется в том, что за то время, пока заявки рассматриваются, конъюнктура на рынке меняется и тарифы нужно пересматривать вновь. Ванцев уверен, что, если механизм регулирования ставок окажется в руках аэропортов, увеличиваться тарифы будут постепенно и в жесткой привязке к инфляции. "К примеру, мы бы увеличили заниженную сейчас в полтора-два раза ставку за взлет-посадку, - говорит Ванцев. - У нас сейчас она составляет 90 рублей за тонну, а в питерском Пулково - 150 рублей". По его словам, серьезно увеличивать другие ставки не имеет смысла. "У нас основной доход идет от сдачи площадей в аренду. Сборы мы будем держать на низком уровне, чтобы авиакомпании не ушли в Домодедово и Шереметьево", - поясняет Ванцев. "Если Минэкономразвития примет такое решение, мы пойдем по принципу поощрения тех авиакомпаний, которые приносят нам больше всего пассажиров, - говорит замгендиректора аэропорта Шереметьево Сергей Недорослев. - Для крупных перевозчиков тарифы будут меньше. А лет через 10-15 авиакомпании вообще смогут приземляться и улетать бесплатно. Это мировая тенденция".

Цена на авиабилет вырастет соответственно

В авиакомпаниях этому мало верят. "По отношению к перевозчикам аэропорт всегда монополист, - говорит замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - К примеру, если ставки повысятся, мы не сможем в одночасье принять решение о смене одного аэропорта на другой. Переход связан с серьезными финансовыми издержками". По мнению Кошлякова, передача функции регулирования тарифов в руки аэропортов приведет к дисбалансу. Рентабельность московских аэропортов, которая сейчас достигает 30-40%, будет увеличиваться. Тогда как рентабельность авиаперевозчиков останется на прежнем, невысоком, уровне - 4-10%. "Увеличение тарифов заставит нас повысить цены на авиабилеты, - говорит Кошляков. - В стране услугами воздушного транспорта пользуется 3-4% населения. Если Минэкономразвития хочет, чтобы летал 1%, тогда госрегулирование тарифов можно отменить".

Примерно такого же мнения придерживаются и аналитики. "Постепенно тарифы увеличат и Домодедово, и Шереметьево, - считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Ведь нефтяники не стесняются повышать цены на авиакеросин". По-рыночному поступят и аэропорты. Ведь сборы за взлет-посадку, за обслуживание грузов и пассажиров приносят им до 80% всех доходов. Оставить тарифы на прежнем уровне или даже демпинговать может позволить себе разве что аэропорт Внуково, получающий дотации от правительства Москвы (владеет контрольным пакетом акций аэропорта. - ГАЗЕТА). При 30-процентном увеличении аэропортовых сборов ответной реакцией авиакомпаний может стать 5-процентное увеличение цен на авиабилеты, полагают эксперты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка