О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Военные не долетели до войны

В Чечне разбился вертолет Ми-8, принадлежащий объединенной группировке войск. Погибли 14 человек, находившиеся на борту, еще двое получили тяжелые ранения

Вчера в Чечне разбился вертолет Ми-8, принадлежащий объединенной группировке войск. Погибли 14 человек, находившиеся на борту, еще двое получили тяжелые ранения. Представители правоохранительных органов республики поспешили заявить, что это не теракт, а катастрофа, которая произошла из-за ошибки пилота.

Как рассказал корреспонденту Ъ выезжавший на место происшествия заместитель министра внутренних дел Чечни Султан Сатуев, вертолет Ми-8, следовавший из Беслана на военную базу Ханкала, упал на окраине селения Алхан-Юрт Урус-Мартановского района возле трассы "Кавказ". "Вертолет зацепил лопастями за высоковольтную линию, в результате чего потерял управление и упал",- пояснил замминистра.

- Оперативная группа чеченского МВД прибыла на место аварии незамедлительно,- сказал замминистра,- однако к нашему приезду вертолет уже был полностью охвачен огнем.

Вслед за чеченскими милиционерами на место катастрофы прибыли подразделения федеральных войск. Прилетели четыре боевых вертолета Ми-24 и военные спасатели на Ми-8. "24-е" кружили над местом происшествия, пока спасатели пытались потушить огонь, чтобы вытащить из обломков погибших и раненых.

По данным МЧС республики, на борту потерпевшего катастрофу вертолета находились 16 человек, трое из них - члены экипажа. 14 из них погибли, еще двое в тяжелом состоянии оказались в больнице. К какому именно роду войск принадлежали погибшие, до вчерашнего вечера точно известно не было. В МВД Чечни говорили, что это военные саперы. В МЧС - что погибли разведчики внутренних войск или спецназовцы ФСБ. В самой ФСБ от каких-либо комментариев воздерживались. Однако как сообщили Ъ в администрации Урус-Мартановского района, в вертолете находились пограничники из Итум-Калинского погранотряда.

При этом господин Сатуев в категорической форме опроверг версию теракта, заявив Ъ, что авария произошла, скорее всего, из-за отказа техники или ошибки пилотов. "Известно, что вертолет лопастями зацепил высоковольтную линию и, потеряв управление, рухнул. Нет никаких оснований даже предполагать, что причиной падения вертолета послужило какое-либо внешнее воздействие",- заявил замминистра, подчеркнув, что "не исключено, что главари незаконных вооруженных формирований заявят, что падение вертолета стало следствием обстрела".

Однако в прокуратуре Чечни о причинах аварии высказались не так категорично. "На месте работают эксперты-криминалисты. Поэтому пока говорить о причинах аварии преждевременно. Ведется осмотр места происшествия - вертолет еще горит",- заявил Ъ заместитель прокурора Чечни Владимир Черняев.

Если версия с ЛЭП подтвердится, то очевидно, что катастрофа произошла по вине пилотов, управлявших вертолетом. "Этот маршрут - Беслан-Ханкала - облетан вдоль и поперек,- сказал Ъ один из сотрудников авиаотряда, расквартированного в Беслане.- Исходя из той информации, которой мы располагаем, пилот, очевидно, отклонился от курса, а он практически совпадает с федеральной трассой "Кавказ", допустив при этом неоправданное снижение. В том месте, где проходит ЛЭП, вертолет должен был подняться, но почему-то не сделал этого". Впрочем, не исключено, что это было вызвано не ошибкой пилота, а попыткой совершить аварийную посадку или уйти из-под обстрела. Таким образом, версию о причастности боевиков к катастрофе еще рано списывать со счетов.

Жертвы высокого напряжения

Столкновение с ЛЭП - одна из самых частых причин аварий вертолетов и легких самолетов. По оценкам российских экспертов, 10% всех вертолетных катастроф в стране случаются из-за столкновения с "малоинформативными объектами", такими как ЛЭП. В США за последние десять лет столкновение с ЛЭП стало причиной более 200 авиапроисшествий (около 5% от общего числа аварий вертолетов и легких самолетов), в которых погибли более 30 человек. Для обеспечения безопасности на некоторых зарубежных моделях вертолетов устанавливают специальные резаки для проводов.

2 июня 2001 года возле поселка Уська-Орочская Хабаровского края вертолет Ми-2 зацепил лопастями провода ЛЭП и рухнул на землю. Погибли пять человек - сотрудники телерадиокомпании "Дальневосточная" Лидия Гемма, Владимир Пивоваров и Юрий Аполлонов, главный редактор газеты "Восход" Лариса Маклакова и старший лейтенант милиции Виктор Сушенко.

28 апреля 2002 года под Абаканом Красноярского края вертолет Ми-8 задел опору ЛЭП и упал. В результате погибли губернатор Красноярского края Александр Лебедь и еще восемь человек. 6 января 2004 года Красноярский крайсуд приговорил командира экипажа Тахира Ахмерова к четырем годам лишения свободы, а второго пилота Алексея Куриловича - к трем годам условно.

1 июня 2002 года под Тверью, зацепившись за ЛЭП, разбился спортивный самолет Як-52. Погибли два пилота.

17 октября 2002 года в Чечне вертолет Ми-8, уходя от обстрела, задел за линию электропередачи и рухнул на землю. Погибли два человека.

12 сентября 2004 года в районе населенного пункта Гойты Урус-Мартановского района Чечни вертолет Ми-24 на высоте менее 10 м от земли зацепился хвостовой частью за ЛЭП и рухнул на землю. Командир разбившегося экипажа погиб на месте, летчик-оператор умер при транспортировке в больницу.

8 декабря 2004 года вертолет Ми-2 киргизской компании "Тянь-Шань" попал в нисходящий поток воздуха, что привело к "просадке" воздушного судна на высоту ниже безопасной и столкновению с ЛЭП. Машина рухнула на землю. Один человек погиб, трое ранены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка