О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские военные вторглись в Венесуэлу

Несмотря на возражения со стороны США, Россия продала Венесуэле вооружения на $120 млн. Подписан контракт на поставку девяти многоцелевых вертолетов Ми-17 и транспортного Ми-26

Несмотря на возражения со стороны США, Россия продала Венесуэле вооружения на $120 млн. В пятницу подписан контракт на поставку девяти многоцелевых вертолетов Ми-17 и транспортного Ми-26. Это первый экономически обоснованный контракт в перспективном для российских военных регионе.

Для оружейного рынка контракт в $120 млн малозначителен, непримечательна и номенклатура поставки: вертолеты, автоматическое стрелковое оружие. «Это первый контракт с Венесуэлой в военно-технической области, – заявил один из членов российской делегации. – Кроме вертолетов, Россия в ближайшее время поставит в Венесуэлу 100 тысяч автоматов «Калашникова».

Но Россия явно оценивает этот контракт очень серьезно. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что его подписал специально прилетевший в Каракас глава госкомпании «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов, который, как правило, визирует исключительно контракты «миллиардники». Все дело в том, что две страны ведут переговоры о заключении куда более крупного и дорогостоящего контракта.

Как сообщил президент парламентской комиссии по обороне Венесуэлы Эдди Риос, первые 6 вертолетов по заключенному контракту будут поставлены в ближайшие полгода, остальные 4 – в последующие три месяца. Всего же Каракас планирует закупить у Москвы 44 вертолета в течение 4 лет, причем часть из них составят ударные Ми-35.

Будущие контракты на поставку вооружений эксперты оценивают еще минимум в $0,5 млрд. Доходы принесет также обслуживание и модернизация техники.

Ранее Москва сотрудничала в регионе только с Кубой и Никарагуа – странами коммунистической ориентации. Поэтому и экспорт вооружений и военной техники носил исключительно политический характер – на то, выгодны ли поставки с экономической точки зрения, не смотрели.

В то же время, как отмечают эксперты, в ближайшие 10 лет рынок Латинской Америки наравне с Юго-Восточной Азией будет одним из самых перспективных с точки зрения оружейного бизнеса. До 2017 года страны региона готовы будут инвестировать на перевооружение своих армий до $21 млрд.

Отсюда и нешуточная борьба, развернувшаяся между основными экспортерами вооружений и военной техники: США, Францией, Испанией и Россией. Причем наше положение в этой четверке до последнего времени было шатким – контракты маленькие, подписаны по случаю. В общей доле поставок «Рособоронэкспорта» они никогда не превышали 4%. Так, в 1994 году Россия поставила Бразилии 110 комплектов переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла», в 1997 – 10 вертолетов Ми-17 Колумбии. В 1998 году заключила соглашение с Перу на обслуживание закупленных в Белоруссии МиГ-29, а в 2000 году продала – 1 Ми-26Т Мексике. И все. За то же время только одни США поставили партнерам в регионе 57 боевых машин пехоты, 2 крупнотоннажных и 24 малотоннажных надводных корабля, 39 сверхзвуковых самолетов, 46 вертолетов.

Несмотря на превосходство в регионе, Вашингтон болезненно отнесся к скромному успеху Москвы. В госдепе США утверждают, что дальнейшие поставки оружия в Венесуэлу могут дестабилизировать ситуацию в регионе.

Представители госдепартамента выражают опасения, что тысячи автоматов «Калашникова» могут попасть в руки партизан или наркомафии, и это повлияет на борьбу американских военных и спецслужб с наркотрафиком из Латинской Америки в США. Эти опасения нельзя назвать беспочвенными. Президент Венесуэлы Уго Чавес – личность о многом противоречивая. Есть данные о его криминальном прошлом. Насколько они достоверны – вопрос. Однако сам факт подобных разговоров делает сотрудничество в военной сфере с Венесуэлой весьма скользким. Отсюда и весьма скупые комментарии российских экспертов о перспективах развития этих отношений. Глава МИДа Сергей Лавров, в частности, на все возражения США отвечает, что военно-техническое сотрудничество России с Венесуэлой «не выходит за рамки международных норм и обязательств».

Эксперты единодушны во мнении, что контракт с Венесуэлой открывает для Москвы весьма широкие перспективы по освоению ранее недоступного рынка.

Прежде всего, это техническое обслуживание и модернизация поставленных Каракасу вертолетов. Кроме того, Россия получила дополнительные преимущества в налаживании военно-технических связей с двумя главными конкурентами Венесуэлы в регионе: Колумбией и Бразилией. С обоими государствами у Каракаса пограничные проблемы, российские вертолеты способны обеспечить их решение. Усиление военной мощи Венесуэлы, особенно приобретение ударных вертолетов Ми-35 (глубокая модернизация основного ударного вертолета ВВС России Ми-24) вынудит оба государства озаботиться вопросами наращивания собственных военных возможностей.

И если Колумбия – 100%-ная вотчина США, то в случае с Бразилией России есть за что побороться. Появился шанс вернуться к закрытому буквально на днях тендеру по закупкам современных истребителей.

В ходе обсуждения Москва предлагала последнюю разработку КБ «Сухого» – многофункциональный истребитель Су-35. Причем в качестве дополнительного бонуса рассматривалась возможность лицензионного производства этих машин на мощностях бразильской авиастроительной компании. В отличие от венесуэльского, этот контракт – как раз тот самый «миллиардник», заключение которого вывело бы Москву в лидеры местного оружейного рынка. И открыло бы для сотрудничества Аргентину и Чили, которые заинтересованы в приобретении современной авиационной, морской и зенитно-ракетной техники.

У контракта с Венесуэлой есть и внутрироссийские лоббисты. Исполнителем контракта будет недавно образованное ОАО «ОПК «Оборонпром», объединившее российских производителей вертолетов марки «Ми»: КБ «Миля» и три серийных завода в Ростове, Казани и Улан-Удэ. Глава этой структуры Денис Мантуров говорит, что при минимальном внутреннем заказе экспорт – единственная возможность сохранения промышленного потенциала входящих в холдинг предприятий.

...
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка