О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первым делом мы угробим вертолеты - 2 или Возвращение

В очередной статье про вертолеты нет ничего нового. Уже ни для кого не секрет, что армейская авиация разваливается. Так и подмывает спросить, а где же Вы были раньше?

В очередной статье про вертолеты (МК. Караул. "Первым делом мы угробим вертолеты") нет ничего нового. Уже ни для кого не секрет, что армейская авиация разваливается. Так и подмывает спросить, а где же Вы были раньше? Крутили петли на авиашоу и посещали бесчисленные презентации "перспективной" техники…

Чудовищная катастрофа Ми-26 в Чечне стала лишь формальным поводом для передачи в состав ВВС. Падение армейской - началось значительно раньше. По существу, за последние 10 лет у нас так и не появилось никакой разумной программы действий. Развал армейской авиации - это не разовая акция, а долговременный процесс, на который повлияла целая совокупность факторов, определяющим из которых всегда был управление. И командующий авиации Сухопутных войск, более десяти лет руководивший нашей армейской авиацией, несет свою долю ответственности за те процессы, которые происходили в ней. Не правда ли, удивляет позиция некоторых бывших: когда до увольнения все вроде бы было нормально, а сразу после - точка зрения меняется на 180 градусов.

Сегодня нашу винтокрылую не ругает только ленивый, и профессионалы, и дилетанты. Зная ситуацию изнутри, критиковать значительно проще, а вот выход предложить - задачка иного порядка. Простых решений не бывает, выход из создавшегося положения пока не знает никто, но одно из направлений лежит на поверхности и называется просто - возвращение.

Назначение в руководство боевым вертолетчикам космонавта Талгата Мусабаева не красит ни самого назначенца, ни тех, кто подписывал документы. Это красноречивый показатель того, что руководство Вооруженных сил не знает ни реального положения в армейской и не видит путей выхода из кризиса. Более того, подобные "назначения" лишь способствуют дальнейшему развалу. В любой авиации, и не только в армейской, "свадебные генералы" не нужны, а нужны профессионалы. Кадровый вопрос сегодня главный. Где взять эти кадры?

Здесь я позволю себе небольшое отступление… Совсем недавно мы отмечали очередную годовщину вывода ограниченного контингента советских войск из ДРА. Еще долго 15 февраля будет оставаться в памяти народной как день окончания афганской войны. Светлая память тем, кто не вернулся! Многие не вернулись. А для тех, кто вернулся, нет ничего "дороже" очень теплого русского слова - возвращение. Вертолетчики, как все в Афгане, замену ждали, как что-то самое главное в жизни, и лучшего известия, чем "заменщик приехал", не было. Кто, хоть один раз, слышал эту фразу, уже не забудет ее никогда. С войны возвращались дочерна загоревшие, вся грудь в орденах, при званиях и даже… с льготами. Одним словом, эйфория. Казалось, что впереди - "безоблачное небо", что все сумеют и смогут. Однако в мирной жизни все оказалось наоборот. Сразу же после возращения ждал "холодный душ". Командование, предварительно посовещавшись, как будет "закручивать гайки", объявило: "здесь Вам не Афган"!

Чиновники, кстати, не только военные, сразу же сориентировались: замена, ротация личного состава, учеба… согласны были на все, лишь бы нарушить сплоченность коллективов. Здравый смысл торжествовал не долго. Грустно и больно было смотреть, как опытных самостоятельных командиров, способных твердо сказать "нет" любому глупому приказу, тихо обходили при назначении на вышестоящие должности. Приспособленцы стали теснить афганцев. Более того, сплоченность афганцев стали подрывать изнутри. Появление многочисленных комитетов интернационалистов, дележ всевозможных талонов на дефицит (мебель, квартиры, автомобили…) и загранкомандировок рассорил бывших друзей и товарищей. Бессовестные председатели комитетов ежегодно меняли машины и ездили по заграницам, а совестливые рядовые - не могли добиться элементарного. Постепенно небольшие конфликты переросли в громкие скандалы и криминальные разборки с взрывами и телевизионными новостями. Не остались в стороне афганцы и от политики. Самые "горлопанистые" и тут сумели опорочить высокое звание воина-интернационалиста.

Чего испугались чиновники? Испугались огромного боевого опыта, умноженного на свободу мышления. Афган научил свободе мысли. Боевые действия безжалостно разделили на тех, кто ни на что не способен, и на тех, кто умеет думать, способен принимать грамотные решения, а главное, нести за них ответственность. Последних - чиновники боялись особенно.

Результат был более чем плачевный. Постепенная дискредитация всего положительного и потеря любимой работы. Увольнение - это трагедия в квадрате. Во-первых, личная - нужно найти замену той Работе, которую ты любишь, "больше жизни". Во-вторых, профессиональная - уходят лучшие, а заменить их не кем. Обладая бесценным опытом, мы вновь оказались у "разбитого корыта". Мы разучились думать.

Итак, наша главная военная проблема - кадровая. Где взять? Где найти? Что делать? И тут на память приходит: сутуловатая фигура, старенькая летная куртка, поднятый воротник, дымящая сигарета в зубах, руки в карманах, из-под куртки вырывается тонкая голубая ниточка канта и начищенные до блеска ботинки... "вся грудь в орденах", умная, чуть ироничная улыбка и очень печальные знакомые глаза, но только теперь уже совсем седой… Афган! Нужно срочно исправить ошибку. Пока есть еще время нужно вернуть умных и думающих афганцев. Значит вновь, возвращение!

Легко сказать возвращение, а как вернуть? Любыми способами! Уговаривать, становиться на колени, платить хорошие деньги…, но главное, нужно создавать такую атмосферу, чтобы всем стало ясно, что нам действительно не нужны "свадебные генералы" и приспособленцы, нам нужны умные и думающие вертолетчики и мы действительно хотим иметь свою армейскую авиацию, которую бы любили, гордились, уважали и боялись.

Перед наши Вооруженными силами стоят очень сложные задачи, которые по плечу смелым, сильным, умным и свободным. Такие кадры нужно готовить. Без "опаленных афганским огнем" нам не подняться......
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка