Финанс
22 марта 2005, 12:31
Небесный "фаст-фуд"
Перелет из Лондона в Берлин за несколько евро для большинства российских туристов пока фантастика. Однако в обозримом будущем она может стать реальностью
Если традиционные компании еще работают с таким "анахронизмом", как кассы, то почти у всех "бюджетников" билет можно приобрести, оплатив его кредиткой через интернет. Отсутствие дорогостоящих систем резервирования - основной способ сэкономить и соответственно уменьшить стоимость перевозок. Впрочем, билет как таковой на руки и не выдается. После оплаты по электронной почте от компании-перевозчика приходит уведомление о прохождении платежа, которое вместе с вашим паспортом и становится пропуском на посадку.
Другая статья экономии - сервис: ни бесплатных продуктов, напитков и газет, ни прочих приятных мелочей на этих рейсах не предложат, а если вы раздумаете лететь, то денег также не вернут. Взять с собой багаж можно, но максимально допустимый его вес - 10-20 килограммов, за перевес же придется доплатить от 5 евро за килограмм. Экономия на всем - вот принцип дискаунтеров. Это относится и к пунктам приема: самолеты "бюджетников" приземляются не в самых удобных аэропортах. Шведский аэропорт, на который прибывают самолеты крупнейшего в мире перевозчика-дискаунтера компании Ryanair, находится в часе езды от Стокгольма, при полете до Франкфурта из аэропорта до города придется добираться еще дольше. Положение постепенно меняется, сегодня "бюджетники" начинают пользоваться и главными аэропортами. "Наши самолеты, летающие в Берлин, приземляются в Тегеле - аэропорте, весьма близко расположенном от города, а в Лондоне садимся в Станстеде", - говорит пресс-секретарь компании easyJet Саманта Дей.
А вот за безопасность полета можно не беспокоиться: в парках easyJet, Air Berlin и Ryanair только новые самолеты. Пунктуальность этих авиакомпаний также общеизвестна: "Мы не можем позволить простаивать нашим самолетам часами в аэропортах, - заявили в компании easyJet, - поэтому при опоздании на регистрацию на 5-10 минут вас могут просто не пустить на рейс".
Охота за билетом
Покупка самого билета у дискаунтеров - занятие увлекательное, напоминающее лотерею. Увидев на сайте авиакомпании начавшуюся распродажу, следует поспешить: билеты раскупаются моментально. При покупке билета за 2-4 месяца до даты вылета из одного европейского города в другой он вряд ли будет стоить более 20-40 евро в оба конца. За неделю же до отправки самолета билет компаний-дискаунтеров обойдется немногим дешевле традиционных рейсов. Многие туристы, привыкшие к услугам "бюджетников", с нетерпением ждут масштабных распродаж: easyJet проводит их в конце лета, Ryanair и Air Berlin - постоянно. Билеты на рейсы с пятницы по понедельник раза в 2-3 дороже, чем со вторника по четверг - по выходным спрос выше.
Устоявшееся суждение, что клиенты "бюджетников" относятся к малообеспеченному классу, не совсем справедливы. И в Germania Express, и в Ryanair заявили, что их клиентов нельзя назвать людьми бедными, скорее это "те, кто ценит время и деньги, стремясь получить качественную услугу по наиболее оптимальной цене". Такое же мнение высказала Саманта Дей из компании easyJet: "Мы предлагаем массовые услуги, которые интересны различным категориям населения".
Время пришло?
У россиян "бюджетные" рейсы пока не вошли в привычку, но и экзотикой назвать их уже нельзя. Воспользоваться услугой можно, хоть без трудностей и не обойтись. Распространенный вариант - полеты на рейсах дискаунтеров из Прибалтики (Риги и Таллина) и Финляндии (Тампере) во Франкфурт, Лондон, Берлин и другие европейские города. Даже с учетом визы (25-35 евро) и трансфера до аэропорта (от 15 до 55 евро) поездка получится не самой дорогой, учитывая, что на рейсы российских авиакомпаний и во время специальных акций билетов дешевле $250 найти практически невозможно. О появлении реального спроса на услуги компаний-дискаунтеров со стороны россиян свидетельствует внедрение рядом питерских турфирм новой услуги: приобретение для клиентов билетов на "бюджетные" рейсы.
В России сегмент "бюджетных" авиаперевозок пока не развит. В 2003 году появилась "первая ласточка" - компания Germania Express, начавшая осуществлять полеты из Москвы в Мюнхен, Берлин и Дюссельдорф по цене 222 евро в оба конца. Ее "настоящим" дискаунтером назвать нельзя: и сервис неплохой, и тарифы постоянные, но вероятность появления в России крупнейших "бюджетников" в 2005-2006 году весьма высока.
В конце прошлого года о намерении выйти на российский рынок заявили представители AirBerlin, Niki и Germanwings. Судя по предварительным расчетам, их тарифы порадуют российских потребителей: билет на рейс из Москвы и Санкт-Петербурга в Штутгарт или Дюссельдорф (в оба конца) обойдется не дороже 140 евро, а в Вену еще дешевле - 110-120 евро. У российских компаний билеты на эти направления значительно дороже.
Кроме них о своем намерении продвигать свои услуги в России сообщили и представители Ryanair, а вот Саманта Дей из easyJet заявила: "Мы надеемся продвигать свои услуги по мере расширения ЕС. Российский же рынок, по нашим наблюдениям, весьма ограничен, и в ближайшей перспективе мы не планируем начинать свою деятельность здесь". Сегодня компания активно открывает новые рейсы в Восточную Европу (Варшаву, Краков, Будапешт, Братиславу) и Прибалтику (Таллин и Ригу). Европейский рынок заполняется, а конкуренция между компаниями возрастает. В этой ситуации приход в Россию "бюджетных" авиакомпаний - вопрос времени.
Без паники
Российские авиакомпании известия о потенциальных конкурентах воспринимают спокойно. В пресс-службе аэропорта "Домодедово" заявили, что ряд компаний-дискаунтеров активно изучает российский рынок, однако этот процесс длительный и трудоемкий. "Даже если они начнут осуществлять рейсы в Россию, их клиентская база будет пополняться не за счет перетекания потока от "традиционных" перевозчиков, а из числа новых потребителей", - заявил представитель пресс-службы аэропорта.
В авиакомпании "Сибирь" массового прихода компаний, работающих в низкотарифном сегменте, также не ждут. "Следует учитывать и тот факт, что если между странами ЕС действует соглашение "открытого неба", то между Россией и европейскими странами вопросы авиаперевозок основываются на двусторонних соглашениях, где четко прописано, какое количество рейсов осуществляется и какими компаниями", - объяснил пресс-секретарь компании "Сибирь" Илья Новохатский. Соответственно выход на рынок любого нового перевозчика потребует длительных и сложных переговоров: в этой ситуации лучшие перспективы для прихода на российский рынок у немецких, австрийских и польских дискаунтеров.
Не видит серьезной угрозы в приходе "бюджетников" и директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал: "Традиционные и бюджетные компании не будут соперничать на рынке: когда хотят есть, одни выбирают фаст-фуд, а другие предпочитают ресторан. Так и здесь: одни откажутся от сервиса, а другие предпочтут более дорогой, но комфортный перелет". По его мнению, клиенты традиционных перевозчиков вряд ли согласятся пожертвовать удобством ради более дешевой услуги.
Массового прихода бюджетных авиакомпаний в ближайшее время не предвидится, однако присутствие одного или двух новых игроков на российском рынке может привести к снижению тарифов на полеты в Европу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финанс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 12, 2024
Аэрофлот запускает модную коллаборацию с российским брендом MONOCHROME
Декабрь 11, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за ноябрь 2024 года
Декабрь 10, 2024
Дарим новогодние чудеса с Аэрофлотом
Декабрь 10, 2024
Самые востребованные новогодние направления Аэрофлота