RBC Daily
23 марта 2005, 09:59
НПО "Сатурн" выдержало удар ICAO
НПО "Сатурн" в ушедшем году немного улучшило часть финансовых показателей. По предварительным данным, консолидированная выручка предприятий, входящих в НПО, увеличилась на 1,2% - до 6,72 млрд руб
"Возможно, что по итогам 2004 г. компания выйдет на уровень 1,62 млрд руб. чистой прибыли, - сказал RBC daily представитель предприятия Владимир Орлов, - что значительно выше 755 млн за 2003 г., но я бы подчеркнул здесь слово "возможно", поскольку все эти расчеты носят сугубо предварительный характер".
"Сатурн" был образованный в 2001 г. и является одним из крупнейших российских производителей двигателей различных типов (включая военное и гражданское авиа- и кораблестроение), турбин и газоперекачивающих установок. В состав НПО входят НТЦ им. А. Люльки, производственный центр (включающий в свою очередь ряд предприятий, в том числе производителей газотурбинных установок), Лыткаринский МЗ, сервисные, маркетинговые и прочие подразделения. Кроме того, НПО владеет крупными долями в некоторых инжиниринговых предприятиях, производителях автомобильных компонентов, снегоходов и т.д. 37% "Сатурна" напрямую принадлежит государству, остальные распределены среди юрлиц (также с участием государства) и физлиц, в том числе топ-менеджеров предприятия. "Сатурн", напомним, числится в стратегическом списке предприятий, значительное присутствие в которых государство намерено сохранять и впредь.
"Контрольный пакет "Сатурна" через схему перекрестного владения все равно принадлежит государству, - говорит аналитик ИК "ЦентрИнвест" Геннадий Суханов, - и последнее заинтересовано в сохранении такого контроля. Слишком значительные проекты - как в гражданской, так и военной области связаны с этим НПО. Поэтому, хотя "Сатурн" нуждается в привлечении дополнительных инвестиций, вряд ли их будут искать с помощью таких модных вещей, как IPO. Скорее, государство сначала консолидирует активы в авиадвигателестроении (также, как оно планирует консолидировать их в авиастроении), а затем станет привлекать инвесторов через публичный рынок акций. До тех пор "Сатурн", скорее, будет активно работать на долговом рынке, включая рынок облигаций".
Напомним: через несколько дней на ММВБ должно состояться размещение трехлетнего облигационного займа "Сатурна" объемом 1,5 млрд руб. Аналитики считают, что он пройдет для компании более успешно, чем предыдущий (в 2003 г. облигации объемом 0,5 млрд руб. в интересах головной компании размещала "дочка" НПО - ООО "САТУРН Инвест", по мнению специалистов, заимствование получилось дороговатым для компании).
Специалисты считают, что заем далеко не последний, так как при дефиците подобных бумаг на рынке и перспективах компании, связанных с модернизацией оборудования как в газовой, так и в электроэнергетической отрасли рынку долговые бумаги "Сатурна" будут интересны. Правда, один из наиболее амбициозных проектов должен заработать не раньше чем через два года - имеется в виду двигатель SaM-146, который разрабатывается НПО вместе с французской компанией Snecma (двигатель должен стать базовым для российского регионального самолета RRJ). Основная доля государственных субсидий НИОКР в авиаотрасли направляется именно на этот проект. Пока, правда, еще ни один RRJ не поднимался в воздух, и о перспективах проекта трудно говорить совсем определенно. Однако аналитики отмечают, что "профильный" бизнес "Сатурна" в любом случае не должен испытать каких-либо серьезных потрясений.
"Несмотря на общие усугубляющиеся проблемы авиастроения, у "Сатурна" есть плюс в виде львиной доли рынка ремонта, а также модернизации самолетов, тех же Ту-154, - говорит Геннадий Суханов, - даже если какие-то из этих самолетов не будут пускать в небо ЕС, над СНГ и прочей частью зарубежья они еще полетают. Так что заказы компании обеспечены".
"2004 г. был не самым легким и для наших сервисных подразделений, - говорит Владимир Орлов, - заказы на модернизацию двигателей в отрасли в целом уменьшались в связи с вступлением в действие в ЕС очередной жесткой нормы ICAO (международный союз гражданской авиации - RBC daily). Модернизировать же двигатель популярного Ил-62 для рейсов в Европу пока не представляется возможным (хотя они прекрасно работают на других направлениях, где к ним меньше придираются)".
Эксперт компании "Развитие бизнес-систем" Мурат Кияльбеков полагает, что "локомотивом роста "Сатурна" уже в этом году должно стать не авиадвигателестроение, а поставки газотурбинных и энергоустановок, в том числе за рубеж - в Турцию, Болгарию (компания выиграла соответствующие тендеры). Все-таки это огромные деньги. А что касается авиадвигателей, это вопрос перспективы, связанной с амбициями государства. Последнее, безусловно, заинтересовано в создании новой линейки двигателей, так как без нее авиастроению не выжить. Но интерес надо еще и подкрепить реальными деньгами".
По словам представителей "Сатурна", уже в 2004 г. доля в выручке "профильного" бизнеса, когда-то существенно превышавшая 50%, сократилась до 40%, зато действительно росла "наземная энергетика". Что касается перспектив заимствований на долговом рынке и рынке акций, то Владимир Орлов считает, что "мы внимательно рассматриваем возможность проведения IPO, выхода на международный рынок акций. Однако для реализации такой возможности нам предстоит еще немало сделать: и перейти на отчетность по МСФО и - в качестве первого этапа - сформировать публичную кредитную историю"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 17, 2025
Аэрофлот подвел итоги дальневосточной программы полетов за 2024 год
Январь 17, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году на 23% нарастила пассажиропоток через Калининград
Январь 16, 2025
Аэрофлот назвал самые быстрорастущие направления за 2024 год
Январь 17, 2025
Арбитраж обязал барнаульский аэропорт выплатить задолженность в размере почти 3 млн