Газета
24 марта 2005, 08:27
Swiss возьмут "под крыло"
Lufthansa укрепляет свои позиции в Европе. Правительство Швейцарии одобрило продажу убыточного национального перевозчика Swiss немецкой авиакомпании
Избавиться от убыточного бизнеса
Купить национального швейцарского перевозчика Swiss International Airlines (до реорганизации в 2002 году авиакомпания называлась Swissair) немецкая Lufthansa пыталась еще в 2003 году. После терактов 11 сентября 2001 года владельцы Swiss стали нести серьезные потери. В прошлом году убытки достигли 112 млн. долларов.
За три последних года чистые убытки компании составили почти 1,7 млрд. долларов. Несмотря на это, окончательно уговорить акционеров Swiss избавиться от убыточного бизнеса представителям Lufthansa удалось только сейчас. Вчера сделку одобрило правительство Швейцарии, владеющее 20% акций перевозчика. Поддерживают это решение и частные акционеры Swiss - банк DBS и Credit Suisse Group, владеющие в общей сложности 20,4% акций авиакомпании. Объединение Lufthansa и Swiss станет второй крупной сделкой за последние два года на международном рынке авиаперевозок. Ровно год назад пойти по похожему пути из-за высоких цен на авиакеросин и конкуренции со стороны "дешевых" компаний пришлось французской Air France и голландской KLM. В итоге альянс двух компаний по объемам перевозок и величине своего авиапарка стал первым в Европе. Сейчас на маршрутах Air France - KLM летает 540 самолетов. В 2004 году альянс перевез 64,8 млн. пассажиров.
Догнать конкурентов
Для Swiss слияние станет шансом на выживание. Уверены в практической пользе от слияния и немцы. Как считают в Lufthansa, поглощение Swiss позволит авиакомпании проникнуть на небольшой, но довольно прибыльный швейцарский рынок и заодно избавиться от конкурента. Укрупненная таким образом Lufthansa по объему пассажирских перевозок (в 2004 году Lufthansa перевезла 50,9 млн. пассажиров, а Swiss - 9,2) по плану уже к началу 2006 года должна занять твердое второе место на европейском рынке после альянса Air France - KLM. При этом британская авиакомпания British Airways вряд ли сможет нагнать конкурентов и останется третьей. Не смущают немцев и возможные риски, связанные с убыточностью швейцарского перевозчика. Несмотря на то что Lufthansa примет на себя долг компании, она не понесет никаких дополнительных финансовых затрат. Доли основных акционеров достанутся немцам, по сути, по символической цене - примерно 300 млн. долларов. Такова цена обещания Lufthansa поддерживать воздушное сообщение в Швейцарии, регулярно использовать аэропорты Цюриха, Женевы и Базеля и какое-то время сохранять бренд Swiss. Иного мнения придерживаются аналитики. Серьезного эффекта от поглощения Swiss ждать не стоит, считают они. Lufthansa уже обладает хорошей сетью маршрутов, которые частично совпадают с предложениями Swiss. Кроме того, чтобы сделать из убыточного швейцарского перевозчика доходное подразделение, Lufthansa придется пойти на радикальные меры. Уже сейчас компания настаивает на сокращении около 1 тыс. сотрудников Swiss. Такая мера позволит экономить около 260 млн. долларов. Профсоюзы Swiss уже выразили недовольство и обещают в ответ начать забастовки.
Как "сливаются" в России
Активная консолидация российских перевозчиков началась в прошлом году. Весной 2004 года состоялась одна из крупнейших сделок - покупка "Сибирью" (второй по величине авиакомпанией России) 54% пакета ОАО "Челябинское авиапредприятие" , перевозившего ежегодно около 500 тыс. человек. По оценкам экспертов, сделка обошлась принадлежащей Владиславу Филеву и подконтрольным ему структурам "Сибири" в 10 млн. долларов. Еще один участник первой пятерки российских авиаперевозчиков - "КрасЭйр" - пошел другим путем. Компания образовала альянс с "Домодедовскими авиалиниями" (ДАЛ), занимающими восьмое место. А через месяц "КрасЭйр", чтобы закрепить дружеские отношения с новым партнером, выкупила у бывших акционеров ДАЛ 49,6% акций авиакомпании. Не остался без покупок в прошлом году и "Аэрофлот". Национальный перевозчик приобрел с торгов всего за 3 млн. долларов "Архангельские воздушные линии" (объем перевозок - 250 тыс. пассажиров, финансовый оборот - 30 млн. долларов). Главным мотивом покупки стало получение авиапарка: десяти ближнемагистральных Ту-134, четырех Ту-154Б, четырех Ан-24, трех Ан-26 и одного Як-40. В конце 2004 года была завершена сделка по покупке "ЮТэйр" (пятое место в России по объемам авиаперевозок) компании "Комиинтеравиа", занимающей по объемам перевозок на внутренних воздушных линиях 25-е место. Сумма сделки оценивается примерно в 10 млн. долларов. За эти деньги "ЮТэйр" получила авиакомпанию с разветвленной маршрутной сетью и неплохим парком региональных самолетов Ту-134. Затронул объединительный процесс и третьего по величине авиаперевозчика страны - питерскую компанию "Пулково". Старт объединению двух государственных авиакомпаний - "Пулково" и ГТК "Россия" - дал указ, подписанный Владимиром Путиным. Завершить объединение планируется в этом году, и, если оно состоится, в России появится авиаперевозчик, который вполне сможет составить конкуренцию "Аэрофлоту".
Lufthansa теряет рейтинг
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor"s понизило со "стабильного" до "негативного" прогноз Lufthansa в связи с объявлением о слиянии с авиакомпанией Swiss. Долгосрочный кредитный рейтинг Lufthansa сохранен на отметке ВВВ, а краткосрочный снижен с А-3 до А-2. Прогноз понижен в связи с возможными рисками, которые грозят Lufthansa в случае объединения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 11, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за ноябрь 2024 года
Декабрь 10, 2024
Дарим новогодние чудеса с Аэрофлотом
Декабрь 10, 2024
Самые востребованные новогодние направления Аэрофлота
Декабрь 10, 2024
Аэрофлот стал победителем национальной премии Russian Traveler Awards 2024