О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Динамизм - ключ трансформации Домодедово

Оператором Домодедово является Группа ИСТ ЛАЙН. Ее Председатель совета директоров Д. Каменщик рассказал, как программа модернизации позволила преодолеть технологическую отсталость в 30-лет

Московский Международный аэропорт Домодедово, единственный частный аэропорт в России, в прошлом году обошел в аэропорт Шереметьево, став крупнейшим аэропортом в РФ по пропускной способности на международном направлении. Оператором Домодедово (ДМЕ) является Группа ИСТ ЛАЙН, а ее Председатель совета директоров Дмитрий Каменщик, который был недавно приглашен в члены Совета директоров ACI EUROPE, рассказал, как программа модернизации стоимостью более 400 миллионов евро позволила преодолеть технологическую отсталость в 30-лет и привлечь крупнейших авиаперевозчиков таких, как British Airways, Emirates и Swiss. Материал Джона Франк-Киза.

Название "Домодедово" переводится как "место, где живет дедушка", но старость не имеет никакого отношения к аэропорту, который переживает активный рост пассажиропотока последние четыре года. Наоборот, он больше напоминает активно растущего тинейджера: 40-процентный рост в 2001, 70% рост в 2002, снова 40% в 2003, а на 2004 прогнозируется увеличение пассажиропотока на 50%. Количество пассажиров возросло за это время с 2.8 миллиона в 2000 до 3.9 миллиона в 2001, 6.7 миллионов в 2002, 9.4 миллионов в 2003 и во время написания статьи прогноз по пассажиропотоку на 2004 был 12.7 миллионов.

На сегодняшний день Группа объединяет 12 компаний, а возникла она в 1992 году, когда Каменщик, после защиты диплома по экономике в МГУ, организовал в Домодедово компанию ИСТ ЛАЙН, которая была грузовым форвардером и карго агентом, в основном первоначально специализируясь на китайском направлении. "Тогда были дикие времена, и Аэрофлот не имел понятия об услуге доставки "от двери до двери", говорит Каменщик. "Мы очень быстро росли. Через год мы выполняли около 12-15 рейсов в день, перевозя, в среднем, 50 тонн, не только из Китая. Наша маршрутная сеть расширилась и стала включать Индию, ОАЭ, Турцию, Пакистан, Южную Корею", добавил он.

Начав с грузоперевозок, ИСТ ЛАЙН перешла на предоставление более широкого спектра услуг по обработке грузов и предоставление услуг по их таможенному оформлению. Следующим логическим шагом, который был сделан в 1995 году, было строительство собственного грузового терминала. На сегодняшний день грузовой комплекс функционирует круглосуточно, имеет штат сотрудников 1000 человек и в прошлом году обработал 200.000 тонн грузов, что составляет 56% общего грузопотока МАУ. Среди многочисленных клиентов ДТК - DHL, FedEx, Panalpina, Kuenhe & Nagel и TNT.

"Существовавшая на тот момент ситуация была неприемлема. Не было ни современного оснащения, ни автопогрузчиков, ни даже стеллажей. Были только клети, закрывавшиеся на висячие замки, ничем не закрытые сверху", рассказывает Каменщик.

"Уровень преступность также поражал. Грузчики контролировали, что загружалось и когда. В общем, "посменно" работали 4 криминальные группы…

"Поэтому мы построили наше собственное здание, а затем выяснилось, что в Московском регионе не хватает грузовых самолетов. Мы ввели еще 50 воздушных судов, по 3-4 экипажа для каждого, поэтому эти самолеты постоянно находились в рейсе."

Экипажам необходимо было где-то отдыхать, и единственной возможностью была местная "гостиница" - в реальности, не более, чем общежитие. "Условия были ужасающие", - говорит Каменщик, показывая фотографию, на которой ряды кроватей в большой общей спальне. "Поэтому мы построили новую, в соответствии с нормальными стандартами". Теперь это 4-звездочная гостиница "Аэротель", находящаяся в 400 метрах от терминала.

Наработанный за первые годы деятельности опыт по организации грузоперевозок вылился в создание в 1996 году авиакомпании ИСТ ЛАЙН. В течение всего периода деятельности компания занимала лидирующие позиции на рынке, предлагая клиентам широкий спектр услуг по выполнению грузовых и пассажирских перевозок на российских и международных авиалиниях. Имея статус назначенного перевозчика по 38 маршрутам, выполняла грузовые и пассажирские рейсы в Китай, Южную Корею, Германию, Грецию, ОАЭ и Индию.

Решение продать авиакомпанию пришлось принять, так как "рано или поздно", должен был появиться конфликт интересов между аэропортом и авиакомпанией, рассказывает Каменщик, а развитие аэропорта сулило намного лучшие долгосрочные перспективы.

В то время услуги по предоставлению бортового питания заказывались в аэропорту Шереметьево. Здесь основная проблема в том, что Домодедово находится в 35 км к югу от Москвы, а Шереметьево - в 30 км на северо-западе от города. Неизбежно эта растянутая цепь поставок стала неэффективна. Каменщик, который всегда рассматривает любой вызов как реальную возможность, просто решил построить собственную фабрику бортового питания в Домодедово. На сегодняшний день, это самый крупный и современный поставщик борт.питания, с производительностью до 30000 рационов в день. Затем он построил собственное топливозаправочное предприятие… затем предприятие по техническому обслуживанию самолетов, которое имеет сертификат JAR-145 на обслуживание B737s, 757s, 767s и A320/319/321s.

Группа компаний также включает агентство по продаже билетов, логистическую компанию, компанию по работе с недвижимостью и сдаче площадей внаем, а также предприятие по обеспечению авиационной безопасности. Безопасность не сработала в августе 2004, когда двое террористок - считается, что чеченских смертниц - прошли в два самолета, выполнявших рейсы на внутренних линиях и взорвали их.

Оправданная государственными органами, ИСТ ЛАЙН все равно инвестировала дополнительно 20 млн. долларов на закупку дополнительного оборудования, включая сканер последнего поколения Smiths Detection. Компания также активно сотрудничает со специалистами из Израиля и США, организуя тренинги.

Само-финансирование

Все компании Группы связаны через общего агента EAST LINE Handling, который продает пакеты услуг российским и международным авиакомпаниям, летающим в аэропорт. Наверху пирамиды - управляющая компания.

Но как все это финансируется? ИСТ ЛАЙН является частной фирмой и поэтому не публикует отчеты о деятельности, но, по словам Каменщика, компания всегда была "очень прибыльной", начиная со своего первого бизнеса - грузоперевозок.

"Мы не исключаем возможность листинга, но это не является целью руководства на данный момент. У нас нет планов по выпуску IPO или любого другого листинга в ближайшем будущем. Финансирование обычно осуществляется из наших собственных источников, так как мы имеем достаточный доход, чтобы покрыть наши инвестиционные расходы. Долг ИСТ ЛАЙН составляет всего 30 миллионов долларов, что меньше, чем наша выручка за одну неделю".

В пересчете за год, это составляет более 1.5 млрд. долларов, как говорит Каменщик, "это означает, что мы можем занять в любое время".

По его словам, получить разрешение на реконструкцию здания аэропорта было нетрудно, так как это считалось очень рискованным делом, а стоимость работ по реконструкции была бы значительной. "Потенциалом было то, что не было конкуренции. Никто больше не хотел рисковать. К тому же, в то время Шереметьево был абсолютным лидером, в то время как перспективы Домодедово были сомнительны. В 1997-98 мы попросили разрешение Московских властей на реконструкцию и развитие пассажирского терминала. Они выдали разрешение от имени правительства".

Две последних составляющих этого аэропортового комплекса - отдельная аэропортовая трасса до города и совместный с МЖД проект Аэроэкспресс - железнодорожное сообщение с Павелецким вокзалом в центре Москвы, где пассажиры могут зарегистрироваться и сдать багаж за 24 часа до вылета. Домодедово - единственный российский аэропорт, имеющий такое сообщение. Со времени своего открытия в 2002 году Аэроэкспресс перевез более двух миллионов пассажиров.

Простор для развития

ИСТ ЛАЙН имеет возможность воспользоваться тем, чем редко могут похвастаться другие аэропорты. Он владеет от 10000 до 12000 Га земли вокруг аэропорта, а аэродром отдан в аренду сроком на 75 лет, начиная с 1998 года. "Конечно, мы также являемся собственниками строений и инфраструктуры, которую мы создали", - говорит он.

Более того, распоряжением Губернатора Московской области, для развития аэропорта зарезервировано 64,000 Га земли. На этой обширной территории, около 40 км с севера на юг и около 30 с востока на запад, никто не может изменять рельеф без согласования с ИСТ ЛАЙН.

"У нас нет планов по строительству новых ВПП в данный момент. Существующие две независимые ВПП дают возможность обслужить до 30-35 миллионов пассажиров. Но у нас есть площади для строительства еще семи ВПП… Ключевым фактором является контроль земли"

Корпоративная стратегия

Если охарактеризовать бизнес-подход Каменщика одним словом, этим словом будет "динамика". Цель компании, по его собственному выражению, "миссия", - "быть более чем просто эффективным предприятием, быть динамичной современной аэропортовой компанией".

Это, добавляет он, основывается на трех принципах: фокус и концентрация на основном виде бизнеса, мотивация на социальную полезность и позитивизм, использование современных технологий. "Все реально, если есть соответствующая технология", - считает Каменщик.

Покупка других аэропортов не является частью стратегии. "Посмотрите на наш банк зарезервированных земель. В этом просто нет необходимости…", говорит он, снова обращаясь к карте. "Мы уверены в шансе развиваться и дальше, четко фокусируясь на Домодедово."

Расширение терминала

На сегодняшний день ИСТ ЛАЙН прогнозирует в 2005 году пассажиропоток 13,3 миллионов пассажиров и 22 млн к 2011. Будущее развитие терминала будет осуществляться в соответствии с концепцией "под одной крышей", как аэропорт Schiphol в Амстердаме. Терминалы 2, 3 и 4 будут строиться не как отдельные здания, а будут представлять собой продолжение существующего терминала. Это должно обеспечить обоснованное - но не исключительное - минимальное время стыковок: международный рейс-внутренний рейс - 100 мин., внутренний рейс-внутренний рейс - 60 мин, внутренний-международный - 80 минут, международный-международный - 60 минут.

Первая фаза строительства терминала T2 для международных рейсов должна завершиться к концу 2006 года, это расширение увеличит пропускную способность на 7000 чел. Второй этап строительства Т2 и строительство Т3 для внутренних линий должны завершиться к 2012, увеличивая общую пропускную способность до 28 миллионов пассажиров. Т4 - еще один международный терминал - увеличит количество обслуживаемых пассажиров до 35 миллионов.

Как уже отмечалось, Домодедово переживает в последние годы бурный рост пассажиропотока, и по словам Каменщика, "Я вообще-то надеюсь, что в 2005 году рост будет несколько меньше, так как очень сложно поддерживать сервис на должном уровне при таком быстром росте. Наша цель - рост около 15 % в год."

Новые авиакомпании

За последние годы масса зарубежных авиакомпаний начали выполнять регулярные рейсы в Москву. Среди этих авиакомпаний - Qatar Airways, El Al, SN Brussels, Pakistan Airlines и Vietnam Airlines, а также, кончено же, Emirates, British Airways и Swiss, которые перешли из в Домодедово из Шереметьево.

Кто еще в списке ключевых интересов ИСТ ЛАЙН? "Авиакомпании очень консервативны, и процесс убеждения их перейти может занять много лет", - говорит Каменщик перед тем, как сообщить, что ведутся переговоры с авиакомпаниями Thai и Continental, а авиакомпания China Southern рассматривает возможность организации ежедневного рейса на 747.

Бюджетные авиакомпании

Единственный тип авиаперевозчиков, который практически отсутствует в Домодедово - это авиакомпании-дискаунтеры. Во время подготовки статьи только Германия Экспресс выполняла рейсы в ДМЕ (строго говоря, Air Berlin тоже, но через рейсы, выполнявшиеся Германией). Еще два дискаунтера -NIKI (24% которой принадлежат авиакомпании Air Berlin) и Germanwings объявили, что они начнут летать сюда в январе 2005 года, но в действительности рейсов не открыли.

По мнению Каменщика, российский рынок "созрел" для лоу-кост перевозчиков, так как на сегодняшний день на рынке очень мало настоящих дискаунтеров. "Но многие авиакомпании очень близки по сути к перевозчикам-дискаунтерам с точки зрения отношения. Они не гонятся за большой выручкой… поэтому они готовы переключится. Несколько классических бюджетных авиакомпаний вели с нами переговоры, но пока реальных намерений нет. По моему ощущению, - и это только субъективное мнение - они были довольны и тем, что видели, и стоимостью услуг. Но у нас нет планов строительства отдельного терминала для бюджетных авиакомпаний".

Невероятно, но в конце прошлого года руководитель Федерального Агентства Воздушного Транспорта Николай Шипиль заявил, что европейских дискаунтеров нельзя пускать на российский рынок. Каменщик возражает: "Это очень странная мысль. Здесь мы говорим о модели бизнеса, это не вопрос разрешения или запрета. Бизнес-модель не должна быть чем-то, на что дается разрешение. Представьте, что классическая бюджетная авиакомпания рассматривает возможность начало прихода на российский рынок. Население в 140 миллионов - привлекательный фактор. Таким образом, что требуется? Всего лишь создать соответствующее юридическое лицо в соответствии с российским законодательством и получить лицензию. Очень просто."

Почти там…

Каменщика интересует сравнение с международными примерами, и в прошлом году он совершил тур по трем ведущим аэропортам - Мюнхен, Осло и Амстердам. Эти три аэропорта были выбраны, так как относительно недавно они были реконструированы. Что он искал? "Хорошие новые идеи организации грузоперевозок, бортового питания, терминала" И каков вердикт? "На основе того, что я там увидел, я более или менее доволен тем, что мы делаем здесь. Более или менее, но не совсем…".

Черный пояс и пилотирование

Дмитрий Каменщик, 36 лет, родился в Екатеринбурге (тогда еще Свердловск) в 1400 км от Москвы. Зимние температуры опускаются до минус 30. "Каждую зиму на две или три недели температура опускалась так низко, что нам не разрешали идти в школу. Было здорово", - вспоминает он.

Приехал в Москву, чтобы изучать экономику в МГУ, защитился в 1992, и остался здесь навсегда. Женат, имеет 5-летнего сына, сейчас живет к югу от Москвы, недалеко от Домодедово.

В свое свободное время увлекается бирманским карате, которое называется choi kwang-do - этим видом спорта он занимается уже 9 лет, имеет черный пояс. Также имеет лицензию пилота и увлекается пилотированием.

Каменщик также является советником Спикера Государственной Думы РФ, советником Губернатора Московской области и членом Российского Союза промышленников и предпринимателей, Российской Торгово-промышленной палаты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Airport Business Communique». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка