О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Без рулевого винта

Удивить вертолетчиков новыми конструктивными решениями трудно: классические схемы сложились полувека назад. Тем не менее, время от времени в мире вертолетов появляются уникальные проекты

Удивить сегодня вертолетчиков новыми конструктивными решениями достаточно трудно: классические схемы сложились полувека назад. И, тем не менее, время от времени в мире вертолетов нет, нет, да и появляются уникальные проекты, причем не только на бумаге или в единственном экземпляре, но и в серийном производстве. Одной из таких новинок, которая сумела не только вырваться на свет, но и закрепиться на мировом вертолетном рынке, стала технология, получившая название звучное NOTAR (No Tail Rotor - без рулевого винта).

История NOTAR

А началось все с поиска решения проблемы недостаточной энерговооруженности боевого вертолета Apache. Через 16 лет эти попытки увенчались появлением системы, совершившей революцию в гражданском вертолетостроении. В начале века вертолетостроение отметило 20 годовщину первого полета вертолета с системой NOTAR, который состоялся 17 декабря 1981 года, ровно 78 лет спустя другого революционного для авиации события - первого в истории полета братьев Райт.

Сегодня владельцем технологий системы NOTAR является компания Boeing, у которой MDHI приобрела лицензию на использование системы на трех их пяти своих вертолетов, в их числе: двухдвигательный MD Explorer и однодвигательные MD 600N и MD 520N.

Идея системы компенсации реактивного момента без рулевого винта родилась в 1975 году. Тогда небольшая группа конструкторов компании Hughes Helicopters, Inc. приступила к поиску путей повышения эффективности системы компенсации реактивного момента вертолета Apache. Уже первые испытания системы на вертолете ОН-6А вселили надежды, но в конце 1970-х программа была закрыта после того, как армия США одобрила новые двигатели для Apache и проблема в недостатке мощности разрешилась сама собой.

Однако конструкторы Hughes не отступились. Уверенные в том, что их идея имеет реальные перспективы, они нашли средства и продолжили работы. Первый вертолет, оснащенный системой NOTAR, приступил к полетам в 1981 году, но, к сожалению, разочаровал своими низкими летными свойствами. Однако Алан Неугебауэр (Alan Neugebauer - живой символом программы с момента ее зарождения до современного состояния - зрелой, проверенной временем технологии, сегодня он менеджер программы маркетинга компании MDHI) продолжал настаивать, что ключ к разгадке вероятнее всего лежит в лучшем понимании обтекания воздушным потоком хвостовой балки, которое на практике осуществлялось не так, как нужно.

Неугебауэр вспоминал, что было много противников идеи NOTAR, программа неоднократно останавливалась и несколько раз была на грани закрытия.

В 1984 году корпорация McDonnell Douglas купила Hughes, дав разработчикам шанс добиться успеха, пустив их в… бассейн(!). Для всестороннего изучения процессов обтекания разработчики поместили модель вертолета в бассейн и для моделирования формы потоков воды, повторяющих воздушные потоки в полете, использовали рыбную чешую, подкрашенную флюорисцентной краской. В конечном итоге конструкция системы была доработана. Одно из ключевых изменений - добавление второй щели на хвостовой балке позволило разрешить последнюю "загадку" NOTAR.

В 1987 году на модернизированном вертолете ОН-6, оснащенном системой NOTAR, Неугебауэр совершил турне по США. В ходе турне на вертолете смогли полетать около 700 пилотов, и у них было достаточно времени, чтобы испытать систему в деле. И почти все из них "в один голос" отмечали огромные преимущества новой системы.

С тех пор вертолеты, оснащенные системой NOTAR, налетали более полумиллиона часов. Сегодня во всем мире около 250 вертолетов с NOTAR выполняют самые различные полетные задачи: от правоохраны и воздушной медицинской службы до корпоративных и транспортных перевозок по обслуживанию морской нефтедобычи.

Как же работает система NOTAR?

Одно из самых главных достоинств системы компенсации реактивного момента NOTAR - это ее простота. Воздух в районе несущего винта вентилятором всасывается внутрь фюзеляжа, проходит внутрь хвостовой балки и выходит через две длинные щели, расположенные вдоль правой стенки. Вытекающий воздух изменяет направление и скорость нисходящего воздушного потока от несущего винта с правой стороны балки. В результате, появляется область пониженного давления или боковая подъемная сила, которая и парирует крутящий момент несущего винта.

Для управления по направлению часть воздуха низкого давления может направляться либо влево, либо вправо через специальные жалюзи, расположенные на конце балки.

Почему идея NOTAR не погибла?

Потому что простоя идея принесла целый ряд очевидных преимуществ:
  1. она безопасна (нет рулевого винта);
  2. она совершенно бесшумна;
  3. она экономит время и деньги (у NOTAR меньше подвижных элементов, чем у обычных рулевых винтов);
  4. с ней легко летать (меньше рабочая нагрузка пилота, она менее чувствительна к боковому ветру).


Летопись важнейших событий программы NOTAR

1975 г. - Начало работ по разработке NOTAR.
1981 г. - Первый полет демонстрационного вертолета ОН-6А
1987 г. - Присуждение американским вертолетным обществом награды Ховарда Р. Хьюза за достижения в разработке вертолетных технологий.
1988 г. - Начало разработки двух двигательного вертолета MD Explorer.
1989 г. - Первое появление MD 520N перед общественностью на выставке международного вертолетного общества (HAI).
1990 г. - Первый полет MD 520N. Начало сертификационных летных испытаний.
1991 г. - Получение сертификата FAA на MD 520N и поставка первого MD 520N в полицейский департамент г. Феникс (шт. Аризона).
1992 г. - Первый полет MD Explorer.
1994 г. - Начало эксплуатации MD Explorer.
1996 г.- Поставка первого однодвигательного вертолета MD 600N.
1997 г. - Боинг покупает McDD. Начало эксплуатации первого MD 600N.
1997 г. - MDHI купает гражданскую линию вертолетов у Боинг.
2002 г. - Поставка 100-го MD 520N.
2004 г. - Первый MD600N появляется в России....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка