Континент Сибирь
4 апреля 2005, 17:15
Сибирский деловой союз
Кемерово и Новокузнецк вступили в борьбу за право развивать у себя зарубежные авиаперевозки. На днях стало известно о том, что новокузнецкий аэропорт Спиченково подал заявку в Минтранс РФ о получении статуса международного
Конкуренция за пассажиров и авиакомпании между аэропортами Кемеровской области длится уже давно. По информации Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта (ОМТУ ВТ) Минтранса РФ, в зависимости от количества рейсов на Кемеровском или Новокузнецком направлениях происходит и переток пассажиров. Например, в 2002 году, когда в Кемерове работала авиакомпания "КрасЭйр", рост пассажиропотока в аэропорту составил 30% (в среднем по Западной Сибири рост составляет 10-12%). А в 2003 году, когда "КрасЭйр" прекратила летать из Кемерова, основной объем авиаперевозок в Кемеровской области стала выполнять авиакомпания "Сибирь" из аэропорта Новокузнецка (рост 30%). В прошлом году, когда из кемеровского аэропорта в Москву стало возможно улететь рейсами и "Сибири", и "Аэрофлота", МАК продемонстрировал максимальные в Западной Сибири темпы роста пассажиропотока - 38,5%.
Но в 2005 году конкуренция между двумя главными городами Кузбасса обещает быть особенно жесткой. Прежде всего кемеровский аэропорт (входит в структуру ЗАО "Холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС) способен еще больше увеличить свое влияние. О планах летать летом из МАК в Москву заявили две авиакомпании - московская "Вим-Авиа" и "Уральские авиалинии". А в связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы в красноярском аэропорту Емельяново авиакомпания "КрасЭйр" уже включила в свое расписание полеты из МАК с 10 мая по 30 сентября.
По словам заместителя гендиректора "КрасЭйр" Александра Зосимова, "сегодня аэропорт Кемерово занимает доминирующее положение в области. В ближайшее время мы намерены привести и внедрить в этом аэропорту современное программное обеспечение и новые технологии обеспечения полетов".
Однако Новокузнецк решил не сдавать позиции конкуренту и подал заявку в Минтранс РФ на получение статуса международного аэропорта. Как рассказал "КС" гендиректор ООО "Аэрокузбасс" (компания является собственником Спиченково) Виктор Белозеров, у Спиченково есть все основания претендовать на прием международных рейсов: "Аэропорт находится в крупном промышленном регионе, где работает множество угольных и металлургических компаний. Недалеко от Новокузнецка располагаются такие города, как Киселевск, Осинники, Белово и другие. Развитие международных перевозок из Новокузнецка поможет в привлечении большего количества туристов на курорты Горной Шории. Так что важность развития пассажирских и грузовых авиаперевозок в местном аэропорту очевидна. Взлетная полоса Спиченково способна принимать не только российские воздушные суда, но и самолеты Boeing, Airbus". Главным козырем для привлечения авиакомпаний руководство ООО "Аэрокузбасс" называет структуру компании, которая объединяет аэропорт, авиакомпанию "Аэрокузбасс" и всю остальную инфраструктуру (авиационно-техническую базу, топливозаправочный комплекс, агентство по продаже авиаперевозок, цех бортового питания, гостиницу и проч.). По словам Виктора Белозерова, сегодня в Новокузнецком аэропорту работает 15 авиакомпаний. Международный статус позволит привлечь большее количество авиаперевозчиков и даст возможность работать на зарубежных рейсах "Аэрокузбассу".
Впрочем, чтобы Спиченково могло получить статус международного аэропорта, одного желания мало. Необходимо серьезное лобби в Минтрансе РФ. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина во время недавнего визита в Сибирь, "вряд ли в Кузбассе имеет смысл создавать два международных аэропорта. Между Кемеровым и Новокузнецком менее 500 км - необходимое расстояние между международными аэропортами. Нужно сосредоточить силы и средства на одном авиапредприятии, чтобы максимально повысить эффективность".
Кемеровский аэропорт уже заручился поддержкой в Минтрансе РФ. СДС подготовил программу реконструкции (строительство новой рулежной полосы, реконструкцию посадочного перрона), а инвестиции в проект могут превысить 542 млн руб. Председатель совета директоров СДС Михаил Федяев предложил министру транспорта создать партнерство с равным распределением инвестиций в реконструкцию аэропорта. Министр одобрил идею и пообещал ее рассмотреть и предложить соответствующее финансирование в проекте федерального бюджета на 2006 год.
Власти Кемеровской области занимают нейтральную позицию. Первый заместитель губернатора Кемеровской области Валентин Мазикин сказал: "Мое личное мнение, что в области нужен один международный аэропорт. Ресурсов Кемеровского аэропорта пока вполне достаточно, а доехать до Кемерова из Новокузнецка можно и на автобусе. Однако мы намерены поддерживать руководство Спиченково в их начинаниях. Не исключено, что собственники этого аэропорта добьются больших успехов, чем СДС".
Впрочем, некоторые специалисты скептически относятся к самой идее развития международных авиаперевозок в Кузбассе. По оценкам специалистов пресс-службы авиакомпании "Сибирь", говорить о перспективах развития международных рейсов в Кузбассе сложно. Например, из Кемеровского аэропорта в прошлом году "Сибирью" были открыты первые международные рейсы в Германию и Турцию (выполнялись только летом). В 2005 году этих рейсов не будет, что связано с ростом цен на авиатопливо, - это в свою очередь привело к росту тарифов на авиаперевозки и снижению платежеспособного спроса.
Сомневается в экономической выгоде создания международных аэропортов в Кемеровской области и первый заместитель гендиректора Новосибирского аэропорта Толмачево (имеющего статус международного) Алексей Чертенков: "В Кемерове и в Новокузнецке объемы отправок пассажиров и грузов невелики, так что выгоднее развивать один мощный авиационный узел, чем вкладывать средства в два сложных проекта. Получение международного статуса требует создания соответствующей инфраструктуры: терминала, службы контроля и др. Все это требует серьезных инвестиций. Часто претензии на статус международного аэропорта основаны не на экономических соображениях, а на поддержке местных бизнес-элит".
Итоги работы аэропортов за 2004 год
Пассажиры | Почта | Грузы | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
тыс. чел. | % к 2003 году | тонн | % к 2003 году | тонн | % к 2003 году | |
Кемерово | 83,7 | 138% | 40 | 105% | 305 | 130% |
Новокузнецк | 70,4 | 119% | 22 | 116% | 112 | 79% |
Новосибирск (Толмачево) | 716,4 | 112% | 237 | 128% | 7100 | 102% |
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 20, 2025
Группа "Аэрофлот" подвела итоги перевозок через хаб в Красноярске за 2024 год
Январь 21, 2025
Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев провел рабочую встречу с представителем ИКАО Александром Баталовым
Январь 21, 2025
Билеты по программе "Аэрофлот Шаттл" теперь можно переоформить онлайн
Январь 21, 2025
Пассажиропоток авиакомпаний РФ в 2024 году увеличился на 5,85%