Business Class
11 апреля 2005, 18:33
"Дешевле" не значит "лучше"
Наиболее проработанным проектом ремоторизации Ил-76 является двигатель ПС-90А-76. Альтернативным предложением стал "Бурлак", продвигаемый сегодня на рынке НПО "Сатурн"
Крупнейшим потребителем Ил-76 в нашей стране являются военно-воздушные силы. Сегодня парк Ил-76 в ВВС составляет более 300 единиц, и задача обеспечения этих самолетов современным, недорогим в эксплуатации двигателем является очень важной. Наиболее проработанным российским проектом ремоторизации Ил-76 является пермский двигатель ПС-90А-76 (модифицированный вариант ПС-90А). Альтернативным предложением стал "Бурлак", продвигаемый сегодня на рынке НПО "Сатурн". Как известно, все познается в сравнении. Детальное сопоставление обоих проектов показывает очевидное преимущество ПС-90А-76.
Почему пермские?
Одно из ключевых конкурентных преимуществ ПС-90А-76 - отсутствие ограничения назначенного ресурса. Пермский двигатель имеет лучшие по сравнению с "Бурлаком" показатели по тяге (16 и 13 тонн, соответственно).
ПС-90А-76 обеспечивает лайнерам снятие ограничения по длине взлетно-посадочной полосы и высотности запуска, а также позволяет поднять показатели по топливной экономичнсти и дальности полета. Модернизация Ил-76 будет состоять из небольших доработок борта и установки нового двигателя.
Стоимость нового ПС-90А-76 - около 3 млн долларов (а не 4,3 млн, как заявляют представители "Сатурна"). Действительно, ПС-90А-76 дороже "Бурлака". Однако важно отметить даже не разницу в цене, а принципиально новый подход в финансовых взаимоотношениях пермских моторостроителей с авиакомпаниями. Имеется в виду система поддержки заказчика, объективно считающаяся одной из лучших в стране. "Пермские моторы" одни из первых в России внедрили программу бесперебойной эксплуатации своих двигателей. Авиакомпании платят только за то время, которое двигатель был в работе, а обслуживание и ремонт производитель берет полностью на себя.
И результат этой кропотливой работы не заставил себя долго ждать: сегодня практически нет простоев самолетов из-за неисправностей пермских двигателей. Примером может стать "Аэрофлот", где суточный налет Ил-96-300 составляет 12 и более часов. В прошлом году ПС-90А стал первым отечественным двигателем, перешагнувшим рубеж в 8000 часов без съема с крыла, что подтвердило высокий уровень пермской конструкторской школы.
Кроме того, "Пермские моторы" готовы выкупать двигатели ПС-90А-76 у авиакомпаний после выработки ресурса самолета. Это еще раз подтверждает высокую ликвидность ПС-90А-76, чего не скажешь о "Бурлаке".
Степень готовности пермского и рыбинского проектов несравнима. В отличие от "Бурлака" ПС-90А-76 был сертифицирован еще в 2003 году и уже стоит на крыле, а "Бурлак" находится пока только в стадии опытного образца.
Пермский моторостроительный комплекс в 2004 году уже поставил девять двигателей для Ил-76ТД-90ВД авиакомпании "Волга-Днепр" и четыре ПС-90А-76 для самолета Ил-76МД-90 Министерства обороны. Демонстрация обоих самолетов пройдет летом этого года на очередном авиасалоне "МАКС". До конца года предполагается оснастить пермскими двигателями еще один лайнер компании "Волга-Днепр" и поставить второй комплект двигателей Министерству обороны.
Этот новый старый двигатель
В качестве одного из основных доводов в пользу "Бурлака" сатурновцы приводят его относительную дешевизну по сравнению с пермским двигателем. Дешевым "Бурлак" предполагается сделать за счет использования до 75 процентов деталей и узлов серийных двигателей Д-30КП-2. По версии разработчиков, новый "Бурлак" будет стоить 1,3 млн долларов, а на основе "бывшего в употреблении" Д-30КП-2 - 860 тыс. долларов. Объявленная цена "Бурлака" вызывает у экспертов обоснованные сомнения. Как известно, новый двигатель Д-30КП-2 стоит порядка 2 млн, и логика подсказывает, что новый "Бурлак" с продвинутыми техническими "примочками" (как утверждают в "Сатурне") вряд ли может стоить почти в два раза дешевле прототипа.
Для специалистов очевидно, что рыбинцы занижают затраты на производство "Бурлака". Ведь сертификация двигателя требует обязательного проведения испытаний по подтверждению ресурса и соответствия требованиям летной годности. Эти испытания сопряжены с огромными временными и материальными затратами. В частности, по самым примерным подсчетам затраты только на керосин для стендовых испытаний достигают 1 млрд рублей. Столько же примерно будут стоить опытные образцы двигателя, которых может понадобиться не один и не два. К примеру, при сертификационных испытаниях ПС-90А пермякам пришлось "сломать" 12 двигателей.
Испытания "Бурлака" на стенде должны были начаться в марте, но так и не начались. О нереальности заявленных сроков сертификации "Бурлака" уже писалось. Сейчас она ожидается в середине 2007 г., хотя еще год назад рыбинцы заявляли о 2006 г. К слову, в условиях полной господдержки на сертификацию ПС-90А пермякам понадобилось без малого 8 лет. "Пермские моторы" готовы даже поделиться с рыбинскими коллегами своим опытом, потому что объем работ по сертификации, в действительности, предполагается гигантский.
По мнению экспертов, за такой короткий по меркам двигателестроения срок - два года - доработать и сертифицировать двигатель с заявленными характеристиками нереально. Никак не подтверждены на сегодняшний день и заявленные ресурсы двигателя. Сомнительным является тезис о том, что "Бурлак" будет дешевле и долговечнее, чем старый двигатель Д-30КП-2, на базе которого он создается. Информация о технических характеристиках "Бурлака" носит противоречивый характер. Остается единственное преимущество рыбинского мотора - его дешевизна. Однако дешевле не значит лучше....
Авторские права на данный материал принадлежат «Business Class». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции