Красная звезда
14 апреля 2005, 10:25
ПВО Содружества бьет в десятку
5 апреля в рамках Объединенной системы ПВО СНГ состоялась командно-штабная тренировка, в ходе которой подразделения ВВС и ПВО стран Содружества отработали вопросы взаимодействия
Анализ военных конфликтов в различных регионах мира, сделанный к тому времени и неоднократно подтвержденный впоследствии, ясно показывал, что средства воздушного нападения превратились в основной инструмент непосредственного силового давления. Высокий уровень мобильности, способность действовать на большую глубину и эффективно поражать практически любые типы объектов обеспечили им возможность решать не только тактические, но и оперативные и даже стратегические задачи. Благодаря превосходству в данной сфере достигается внезапность нападения, поражение ключевых объектов страны, срыв мобилизационного развертывания вооруженных сил, а также деморализация гражданского населения.
В этой связи значительно повысилась роль противовоздушной обороны. Именно она должна защитить воздушные рубежи от потенциального противника, не допустить совершения террористических вылазок с использованием воздушных судов. Однако далеко не всегда какому-либо государству под силу в одиночку создать эффективную противовоздушную оборону.
С распадом Советского Союза на суверенные государства автоматически перестала существовать некогда мощная и отлаженная единая система ПВО. Создание же национальных систем противовоздушной обороны происходило в условиях непрерывного сокращения военных бюджетов, численности вооруженных сил, в том числе сил и средств ПВО. Будучи сферой наукоемких и высокоточных технологий, система противовоздушной (а тем более воздушно-космической) обороны оказалась слишком дорогостоящей для самостоятельного поддержания требуемого уровня ее боеспособности каждым из государств СНГ. Вместе с тем в государствах Содружества сохранились единые образцы вооружения и военной техники, общность взглядов на организацию противовоздушной обороны и боевое применение войск (сил) ПВО.
Все это привело страны СНГ к выводу о необходимости создания на постсоветском пространстве единой системы ПВО. И в 1995 году такое решение было принято. В соответствии с подписанным соглашением, срок действия которого не ограничен, в объединенную систему ПВО вошла часть сил и средств противовоздушной обороны десяти из двенадцати государств Содружества: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. А это несколько десятков зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении зенитные ракетные комплексы "Оса", "Бук", С-75 и С-125, а также зенитные ракетные системы С-200 и С-300 различных модификаций. Кроме того, в состав ОС ПВО СНГ входят части истребительной авиации с самолетами МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, а также подразделения радиотехнических войск и радиоэлектронной борьбы. Всего к решению задач в рамках ОС ПВО СНГ привлечены 19 истребительных авиаполков (из них ВВС РФ - 11), 29 зенитных ракетных полков (11 - ВВС РФ), 22 радиотехнические части (9 - ВВС РФ), две части радиоэлектронной борьбы (обе - ВВС РФ), четыре бригады ПВО (все из состава сил воздушной обороны Казахстана).
Созданный общий воздушный щит Содружества призван решать совместные задачи по обеспечению охраны границ в воздушном пространстве, контролю за порядком использования воздушного пространства, оповещению о воздушно-космической обстановке, предупреждению о ракетном и воздушном нападении, а также по ведению согласованных действий сил ПВО по отражению воздушного нападения. За годы его существования сделано довольно много. Например, восстановлена система обмена радиолокационной информацией между органами управления ПВО государств - участников СНГ, организовано совместное боевое дежурство, а Центральный командный пункт ВВС РФ на практике выполняет функции ЦКП ОС ПВО, обеспечивая координацию действий войск (сил) ПВО. Проводятся совместные мероприятия по оперативной (боевой) подготовке войск (сил) и органов управления, продолжается сотрудничество по вопросам безопасности использования воздушного пространства стран Содружества. Предприняты также практические меры по улучшению системы контроля за воздушным движением на Балтийском, Черноморском и Каспийском направлениях. Большое внимание уделяется восстановлению и поддержанию боеготовности боевых средств, а также систем управления и связи. Удалось фактически возродить противовоздушную оборону в Армении, Таджикистане и Киргизии.
Вместе с тем государства СНГ уделяют внимание развитию своих национальных систем ПВО, в том числе входящих в объединенную систему. Так, в Белоруссии сумели не только сохранить, но и успешно развивать систему противовоздушной обороны, являющуюся одной из самых мощных в Европе. Казахстан в настоящее время приступает к комплексной модернизации национальной системы ПВО, что явится одним из важнейших факторов стратегической стабильности в Центральной Азии.
Для координации совместных действий, а также согласования усилий по созданию и совершенствованию ОС ПВО решением глав государств Содружества был образован Координационный комитет по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств - участников СНГ. Его председателем ныне является главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов.
С целью отработки взаимодействия при решении задач совместного боевого дежурства в рамках объединенной системы ежегодно проводятся командно-штабные тренировки, в ходе которых отрабатываются вопросы координации действий органов управления и дежурных по ПВО сил. Итоговым же экзаменом на прочность являются ставшие уже традиционными совместные учения "Боевое содружество", которые проводятся раз в два года. На них отрабатываются практические вопросы приведения соединений и воинских частей в высшие степени боевой готовности, перегруппировки сил и средств ПВО с целью усиления прикрытия обороняемых объектов, действия органов управления и войск при совместном выполнении поставленных задач, организация взаимодействия зенитных ракетных войск с истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиацией, а также многое другое.
Еще одна ключевая задача - организация совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне, которое осуществляется на основе как многосторонних, так и двусторонних соглашений. Подобный подход позволил разрешить некоторые проблемы, возникающие из-за различий в законодательствах суверенных государств.
Первыми к совместному боевому дежурству по противовоздушной обороне с 1996 года приступили войска ПВО России и Белоруссии. А уже с середины того же года было организовано дежурство России и Казахстана. С 2000 года в соответствии с трехсторонним соглашением к совместной охране воздушных рубежей приступили Россия, Казахстан и Киргизия. В том же году на совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне с ВВС России заступили войска ПВО и ВВС Узбекистана. С 1999 года организовано совместное боевое дежурство между Россией и Арменией. В том же году организовано также взаимодействие дежурных по противовоздушной обороне сил и средств России и Украины.
Одним из основных направлений совершенствования ОС ПВО является создание региональных систем противовоздушной обороны, а в перспективе - единых региональных систем ПВО в Восточно-Европейском, Центрально-Азиатском и Кавказском регионах. В настоящее время подготовлен пакет документов по созданию единой региональной системы ПВО Белоруссии и России в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности, которая одновременно будет являться неотъемлемой составной частью существующей ОС ПВО СНГ. В дальнейшем планируется перейти к созданию соответствующих систем в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах.
Вместе с тем становление, а также развитие ОС ПВО СНГ происходит далеко не без трудностей как объективного, так и субъективного характера. У ряда государств-участников отсутствует должное стремление к расширению сотрудничества в военной области на коллективной основе. Недостаточно развита правовая база. В частности, не решены вопросы о таможенных и налоговых льготах при перемещении через границы государств-участников грузов для ОС ПВО. В отдельных государствах - участниках Содружества национальные системы противовоздушной обороны не являются функционально завершенными. Проблемным вопросом в развитии объединенной системы остается осуществление полноценного военно-технического сотрудничества. Из-за внутриполитических изменений в некоторых странах СНГ возникают и иного рода трудности. Например, в ходе последней КШТ ОС ПВО Грузия запретила пролет над своей территорией российского самолета, который, заметим, отрабатывал учебно-боевую задачу в интересах всех стран Содружества.
И все же, несмотря на возникающие трудности, Объединенная система ПВО СНГ на деле доказала, что является одним из важнейших реально действующих компонентов системы коллективной безопасности Содружества в военной сфере. Она не только играет значительную роль в укреплении военно-политического, военного и военно-технического сотрудничества государств СНГ, но и способствует успешному развитию интеграционных процессов в целом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции