Военно-промышленный курьер
14 апреля 2005, 10:31
Первый двигатель Михаила Кузменко
На рыбинском заводе НПО "Сатурн" начались стендовые испытания Д-30КП-3 "Бурлак". Мотор представляет собой глубокую модернизацию Д-30КП
Рыбинцы, конечно, запоздали с данным предложением. "Бурлак" - продолжение серии Д-30КП, базовый двигатель которой разработали в Перми под руководством Павла Соловьева еще в 1972 г. Глубина модернизации - 25%, остальное берется с серийного Д-30КП-2. Используется новый компрессор низкого давления, который включает вентилятор и одну подпорную ступень. Диаметр вентилятора увеличен до 1662 мм, степень двухконтурности двигателя - с 2,2 до 3,65. Установлена новая малоэмиссионная камера сгорания, ранее (2003 г.) сертифицированная в составе модернизированного Д-30КУ-154. В результате удельный расход топлива сокращается на 10-20% (цифра уточняется в ходе испытаний) и обеспечивается соответствие параметрах выхлопной струи перспективным требованиям ИКАО. Ремоторизированные самолеты Ил-76 и Ил-86 будут соответствовать требованиям по шуму, устанавливаемым Главой 4 ИКАО.
На "Сатурне" надеются отвоевать часть рынка путем низкого ценового предложения. Вновь изготовленный "Бурлак" предлагается за 36 млн. руб., а при использовании комплекта КП-2 заказчика - 24 млн. (конкурирующий двигатель ПС-90А76 "Пермского моторостроительного комплекса" продается за 4 млн. долл.). Но за счет более совершенного газогенератора и повышенной степени двухконтурности (более 5) он на 15-25% экономичнее. ПС-90А76 получил сертификат в прошлом году, а "Бурлак" еще только в начале пути. После стендовых испытаний ему предстоят летные. Во второй половине 2005 г. один мотор поставят на летающую лабораторию на базе самолета Ил-76, принадлежащую ЛИИ им. М.М. Громова. Летные испытания планируется завершить получением сертификата в начале 2007 г.
Михаил Кузменко сказал "ВПК": "На сегодняшний день на стендовых испытаниях мы наработали 10 часов. Двигатель работает устойчиво. Подтвердили возможность получения заявленной тяги в 13 т, как написано в техническом задании. Получена тяга, превышающая ту, на которую рассчитывали. Мы уже продемонстрировали на стенде 14 т и работаем дальше. Сейчас ведется работа по проверке влияния различных факторов на характеристики и напряженное состояние".
В советской практике обычно на первых моторах тяга оказывалась ниже расчетной, и постепенно доводилась до спецификации в ходе испытаний, а зачастую и в процессе эксплуатации. Специалисты конструкторского бюро "Сатурна" объясняют выпадающий из ряда случай с "Бурлаком" просто: Кузменко просто-напросто "заложился" на тонну при декларации характеристик своего первого мотора на этапе проектирования и изготовления демонстрационного экземпляра.
Если "Бурлак" сертифицируют на тягу 14 т, то мощности мотора хватит для Ил-86. В штатном варианте на этом 350-местном самолете, вошедшем в историю как первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский лайнер и построенном серией в сто единиц, используется силовая установка из четырех НК-86. Авиакомпании искали приемлемый вариант ремоторизации. В середине - конце 1990-х "Аэрофлот" рассматривал американо-французские CFM-56. Но стоимость проекта оказалась "неподъемной" для российских авиаперевозчиков, а от правительства помощи они не дождались. И вот, спустя почти десять лет, "Сатурн" нашел альтернативу: предложение по ремоторизации Ил-86 на днях направлено в АК "Ильюшин".
Основной рынок для "Бурлака" - новые и модернизированные Ил-76. В России насчитывается 491 самолет семейства Ил-76 и более 300 эксплуатируются за рубежом. Но тут у рыбинцев есть сильные конкуренты в лице пермяков. Два года назад ВВС России начали программу модернизации Ил-76МД на воронежском заводе, которая основана на замене Д-30КП на современные двигатели ПС-90А76. Первые машины поступили на ВАСО еще два года назад.
А авиакомпания "Волга-Днепр" заказала ташкентскому авиазаводу постройку двух новых самолетов с пермскими двигателями. В прошлом месяце на один из находящихся в постройке Ил-76ТД навесили моторы ПС-90А76. С установкой новой авионики и "стеклянной" кабины на многофункциональных жидкокристаллических дисплеях самолет превращается в Ил-76ТД90ВД - специальный вариант гражданского грузового самолета для "Волга-Днепр". Сегодня Ил-76 летают в Европе по специальным разрешениям местных авиационных властей. Но те намерены окончательно запретить "Илам" доступ в европейские аэропорты в момент появления на рынке самолетов Ил-76ТД90ВД.
"Бурлак" можно использовать и на Ту-154М. Правда, достаточно легко заменяются только два из трех штатных Д-30КУ-154. Замена третьего (центрального) требует серьезной переделки конструкции самолета. Авиакомпании скептично относятся к идее модернизации уже порядком устаревшей "тушки". Интерес к теме проявляют только силовые ведомства. Они рассматривают вариант оснащения сравнительно небольшого числа Ту-154 "Бурлаками" с целью доведения характеристик самолета до уровня требований ИКАО. Хотя Ту-154М удовлетворяет Главе 3 ИКАО с запасом в 1,6 дБ, у него начинают возникать проблемы в Европе, где директивой 2002/30/EC в отдельных аэропортах вводятся ужесточенные экологические требования. Они сказываются на "мобильности" руководства Министерства обороны, в частности, при полетах в Европу. И не только. Ту-154М также используется управлением авиации ФСБ.
Председатель совета директоров "Авиакора" Сергей Лихарев сказал "ВПК", что завод имеет заказ на поставку двух дополнительных машин. "Сначала, к середине сентября, мы закончим первый, для генерала Патрушева. Этот самолет имеет кабину повышенного комфорта. Второй будет в базовой конфигурации для перевозки сотрудников ФСБ". В год проходят капитальный ремонт порядка сорока Ту-154, и, по просьбе владельцев, их можно ремоторизировать в процессе ремонта.
Между тем в конструкторском бюро "Сатурна" завершается разработка нового двигателя АЛ-55 с тягой 1800-2200 кгс, в перспективе - до 5 тонн. Он создается в расчете на индийский легкий учебный самолет HJT-36 Intermediate Jet Trainer корпорации HAL и перспективный HTJ-39 Twin Engine Combat Attack Trainer (TECAT). На базе газогенератора АЛ-55 планируется создать гражданский мотор. Кузменко сказал "ВПК", что он будет в классе тяги до 5 т. Похоже, Михаил Леонидович и здесь "закладывается". Если, как и в случае с "Бурлаком", точность предварительной оценки составит минус одна тонна, то гражданский АЛ-55 реально выдаст шесть тонн. В таком случае он будет сравним по тяге с SaM146, который разрабатывается в рамках программы "Российского регионального самолета". И у заказчиков появится выбор между франко-русской и чисто российской силовой установкой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции