Военно-промышленный курьер
14 апреля 2005, 10:41
Готов второй Ан-148
На опытном производстве АНТК им. О.К. Антонова построен и передан на летную станцию второй Ан-148. В отличие от первого прототипа, второй экземпляр оснащен пассажирской кабиной
Седьмого апреля с машиной познакомились руководители авиакомпаний "КрасЭйр", "Пулково" и "Аэросвит", а также представители "Аэрофлота". Показывая самолет клиентам, генеральный конструктор "Антонова" Петр Балабуев отметил, что он создан совместными усилиями России и Украины.
Во время встречи с председателем правительства Украины Юлией Тимошенко 19 марта, президент России Владимир Путин сказал: "Вы, наверное, слышали о проекте среднемагистрального самолета Ан-148, причем очень хорошего, по экспертным оценкам. В феврале украинские и российские партнеры подписали соответствующее соглашение о развитии этого проекта. Это работа, которая имеет хорошие перспективы, объем рынка оценивается примерно в 480 машин. При этом около половины - для стран СНГ. Это действительно хорошая работа". Обсуждение темы Ан-148 будет продолжено во время предстоящего визита Тимошенко в Москву.
Руководитель красноярской авиакомпании "КрасЭйр" - первого получателя серийных Ан-148 с линии воронежского авиазавода - Борис Абрамович столь же высокого мнения о машине, как и президент страны: "Нам такой самолет нужен. Нет никаких сомнений, что мы приобретем Ан-148. Наконец-то у авиакомпаний России и Украины появилась реальная возможность приобретать конкурентоспособный продукт совместного производства наших двух стран. Большой и важный фактор - патриотизм, но определяющим для нас является, насколько продукт эффективен и конкурентоспособен на рынке, где мы работаем. Если бы был самолет западного производства такого класса с такой емкостью, топливной эффективностью и дальностью, то мы бы рассматривали и его. Есть самолет RRJ, и на бумаге он смотрится совсем неплохо, но "синица в руке" лучше. Бизнес надо делать сегодня, летать авиакомпаниям нужно сегодня. Мы точно убедились, что Ан-148 может реально прийти в нашу авиакомпанию уже в следующем году".
"КрасЭйр" уже рассматривает Ан-148 в расписании 2006 г. Авиакомпания приобретает 12 самолетов, шесть по твердому контракту в 2006 г. и еще шесть - по опциону, в другой модификации. Корреспонденту "ВПК" Б. Абрамович сказал, что первые машины будут в стандартной комплектации Ан-148-100В с моторами Д-436-148 разработки ЗМКБ "Прогресс" (генеральный конструктор Федор Муравченко) и комплексом авионики "Российского авиаприборостроительного альянса" (руководители Сергей Бодрунов и Сергей Крюков). В настоящее время "КрасЭйр" разрабатывает совместную спецификацию на самолеты вместе с украинской авиакомпанией "Аэросвит". Вместе они ищут возможность гармонизировать ее с требованиями авиакомпании "Пулково". Ранее "Аэросвит" подписала соглашение на 10 Ан-148, а "Пулково" - на 18.
Говоря о "другой модификации", Абрамович пояснил, что речь идет о варианте Ан-148-100Е c увеличенными взлетным весом и дальностью. На нем предполагается использовать более мощные двигатели CFM-56 американо-французского СП CFMI, созданного General Electric и Snecma. "Мы с "Аэросвитом" рассчитываем на опцион от производителя, чтобы в будущем получить самолеты с двигателями CFM-56. Такой вариант просчитан, под него делается проектная документация. В варианте "Е" машина будет иметь дополнительные топливные баки для увеличенной дальности полета. Если она будет готова в 2007 г., то мы "перебросим" опцион на такой вариант".
"В целом, у Ан-148 достаточно высокий технический уровень по всем системам. Хорошая топливная экономичность, она вполне нас устраивает. Как и емкость базового самолета (85 кресел), и мы пока не рассматриваем удлиненный вариант самолета (100 мест)", - сказал Абрамович. "КрасЭйр" и "Аэросвит" выдвигают повышенные требования к авионике, что потребует несколько пересмотреть состав комплекса. "По надежности там все нормально, но надо смотреть дальше, вперед, чтобы удовлетворить перспективные международные требования. Речь, конечно, не идет о переделке всей кабины, надо только посмотреть отдельные системы".
Объясняя позицию "Аэросвита", генеральный директор Аркадий Гуртовой сказал корреспонденту "ВПК": "Есть выработанное ТЗ, которое наши специалисты уже выдали АНТК им. О.К. Антонова. Мы начинаем совместную работу с техническими специалистами "КрасЭйр", чтобы нам, разработчикам и заводам было заранее понятно, в какой комплектации будут наши самолеты. В своих требованиях мы исходим из того, что нужно для эксплуатации. Для нас важна итоговая стоимость проекта, что, в конечном итоге, определит стоимость билетов для пассажиров".
"КрасЭйр" и "Аэросвит" хотят унифицировать Ан-148 с более крупными по пассажировместимости авиалайнерами Boeing, которые находятся в их парке. Обе авиакомпании ранее декларировали, что при планировании парка будут ориентироваться на изделия американской фирмы. В частности, на модели Boeing 737 используются моторы CFM-56. Ранее, объясняя отказ от RRJ, специалисты "КрасЭйр" в качестве одной из причин называли следующую. По совету Air France, на RRJ, по аналогии с самолетами Airbus, устанавливается боковая ручка управления и авионика Thales. А это не нравится тем авиаперевозчикам, которые используют самолеты с классическим штурвальным управлением. К ним относятся Ил-96, Ту-204 и все самолеты Boeing. Ан-148, на котором используется "мини-штурвал", ближе к американским машинам. Кроме того, на "антоновском" аппарате есть электронная аппаратура фирмы Collins, присутствующая и на Boeing.
До конца текущего года двум прототипам Ан-148 предстоит выполнить не менее 500 зачетных полетов так, чтобы сертификат летной годности АРМАК был получен в первом квартале 2006 г. Генеральный конструктор доволен ходом испытаний. "Машина работает очень успешно. Первый блок программы летных испытаний по определению характеристик устойчивости и управляемости мы уже выполнили с положительными результатами. Самолет не имеет тенденции к сваливанию на крыло или резкому опусканию носа. При скорости 225 км/ч и выше он чувствует себя как рыба в воде. При торможении до 220 км/ч и менее самолет покачивает крыльями, но не сваливается. На скорости, близкой к сваливанию, он просто парашютирует". Это - результат кропотливой работы аэродинамиков "Антонова" и ЦАГИ. Генеральный конструктор делает вывод, что как летательный аппарат самолет удался и никаких серьезных изменений в его конструкции не требуется.
Еще до того как второй самолет начнет полеты в конце апреля, первая машина отправится на север России в район Архангельска, чтобы пройти испытания в условиях интенсивного обледенения. Затем ей предстоят тесты на жару и морозоустойчивость.
Петр Балабуев пояснил "ВПК", что испытания Ан-148 ведутся по консолидированным требованиям авиационных властей СНГ и объединенной Европы. "Европейские авиационные власти принимают наши доказательные материалы. В первом квартале 2006 г. рассчитываем получить сертификат АРМАК. Мы решили сначала завершить этот этап, а затем продолжить сертификационную программу в Европе".
В международной сертификации Ан-148 заинтересована лизинговая компания "Ильюшин Финанс", которая занимается реализацией самолетов на российском и международном рынках. "Мы сегодня объединены под знаменами "Ильюшин Финанс", которая вкладывает деньги в проект и координирует маркетинговые усилия", - говорит Балабуев. Генеральный директор "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов доволен ходом работ по сертификации Ан-148: "Для нас важно, что программа испытаний идет по графику и самолет показывает хорошие летные характеристики". В настоящее время завершается работа по первому экспортному контракту: две машины берут правительственные авиалинии Казахстана. Казахская делегация побывала в Киеве в первую неделю апреля. Ведется предконтрактная работа с ближневосточными странами. Международное признание Ан-148 крайне важно, чтобы показать скептикам, что "славянский" самолет столь же привлекателен для покупателей, что и западный, если он соответствует международным нормам летной годности и конкурентоспособен по отпускной цене и затратам в эксплуатации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться