О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Что новенького, МАКС?

Что новенького нам готовит МАКС-2005? Попробуем разобраться, где же ростки нового, а где "пустышки"

Несмотря на то, что речь пойдет исключительно о вертолетах, основные моменты присущи всей нашей авиационной технике.

Что новенького нам готовит МАКС-2005? Этим вопросом, по мере приближения нашего главного авиационного события, все чаще и чаще задаются любители и профи от авиации. Ответ пессимистов известен - "ничего нового, старые разработки, доставшие в наследство с советских времен", у рекламодателей и рекламобрателей, напротив, сплошная эйфория, они будут хвалить все и вся, бросаясь огромными массивами цифр с полной потерей реального пространственного положения. На деле же, больших перемен ожидать не приходится, да мы уже и не надеемся, тем более что бесчисленных пустых обещаний и сказок про заманчивые тендеры и огромные заказы мы уже наслушались досыта, да и красивых рекламных картинок насмотрелись в прошлые МАКСы. Это как разноцветные дымы во время показательных полетов, расселялись… и ничего не осталось до следующего МАКСа. Попробуем самостоятельно разобраться, где же ростки нового, а где "пустышки".

Итак, на Салоне 2005 года нас ожидают ставшие уже привычными "линейки" двух наших ведущих фирм, которые традиционно начинаются боевыми Ми-24/28/8/17 и Ка-50/52/60/27/29 и заканчивается полувоенной техникой Ми-26, Ми-2А и Ка-32А1/А2, сюда можно отнести и беспилотные Ка-37/137.

Сертифицированы и начались первые поставки Ка-226А и "Ансат", затихли Ми-60МАИ и Ка-115. Что касается гражданских машин, здесь разговор особый, мы все никак не привыкнем, что вертолет в первую очередь не средство нанесения огневых ударов и наведения ужаса на противника и не игрушка в руках капризных хозяев, а средство, которое должно работать на общество, приносить пользу и спасение. Так вот, среди наших гражданских больших Ми-171/172, Ми-26, Ка-32 и "малышки" "Актай" - мы вновь увидим уже прижившиеся в России и СНГ зарубежные легкие машины: R44, AS350/355 "Экюрей", ЕС120В "Колибри", BO105, ВK117, старушку Gazelle. Быть может, увидим необычные MD520N и MD600N с системой NOTAR. И точно не увидим Enstrom 480, который недавно "разложили" в Подмосковье (поражает беспечность, с которой наши новые хозяева относятся к винтокрылам: есть вертолет, нет вертолета).

Однако все это уже было… Современная авиационная выставка это не очередная "линейка ЛА - былых заслуг", это смотр новых организационных решений и технических новаций. Хотелось бы за привычной линейкой увидеть перспективы. Что же нового, МАКС? Единственное серьезное отличие - летная программа нового многофункционального вертолета Ми-38. Правда, мы с нетерпением ждали ее еще на прошлом Салоне. Возможно появление еврокоптеровских новинок типа ЕС135 или ЕС145. Оба действительно хороши, ну что тут поделаешь. Внедрение перспективных вертолетных технологий неизбежно. Однако сам факт появления этих машин будет означать продолжение наступления мирового лидера вертолетостроения на российский рынок. Отсутствие американской любимицы Bell лишь подтверждает, что американцы проиграли в ближайшей и, наверно, в среднесрочной перспективе не только в России, но во всей Восточной Европе. По поводу другой американской вертолетостроительной компании Sikorsky, пытавшейся прорваться на наш рынок с более тяжелыми машинами, тоже все ясно: в этой нише мы и "сами с усами".

Здесь позвольте сделать небольшое замечание, чтобы у Вас не сложилось однобокого представления. Когда речь заходит о вертолете, подразумевается вся программа разработки, производства, ввода и сопровождения эксплуатации, ремонта, утилизации...

МАКС - это не столько линейка вертолетов, сколько смотр программ в целом, насколько они продвинулись вперед. Сегодня на первый план выходит эффективность управления процессами интеграции изделия, систем, оборудования, средств обслуживания и обучения, одним словом способность программы к интеграции. Ведь многие наши вертолетные программы откровенно буксуют, по одной простой причине - нет комплектующих (вертолет есть, а втулки нет!). Это в очередной раз подтверждает отсутствие системного подхода. Интеграция - дело тонкое.

И здесь за дело должно взяться новое вертолетное объединение. На МАКСе свой первый экзамен в жизни предстоит сдавать вертолетному холдингу. Программы разработки и модернизации существовали задолго до образования холдинга, поэтому на экзамен выносится один вопрос, в каком направлении будет двигаться российское вертолетостроение. Это как тест на профпригодность, как лакмусовая бумажка верности стратегической линии. По существу, это первая оценка интеграционным процессам, затеянным в отрасли.

МАКС - серьезная проверка перемен, насколько они закономерны, подготовлены, но главное перспективны, смотр на готовность новых решений, готовность новых организационных структур и объединений взять на себя тяжелую ношу, наконец, готовность руководства и команды менеджеров предложить программу действий и расставить акценты.

Вместо бесконечных рассказов о непревзойденной живучести на фоне боевых машин и просьб, дайте нам денег, и мы сделаем не хуже, чем… хотелось бы слышать реальные оценки, разобраться в сути и реальности намерений. Пусть не стратегия, пусть не программа, но хотя бы, основные принципы и приоритеты деятельности, ближайшие цели, способы и средства их достижения. Времена хотеть прошли, пришло время делать.

Сегодня нужен новый уровень управленческой мысли, способной понять ситуацию, найти неординарное решение, взять на себя смелость принять и реализовать это новое решение. МАКС - это оценка уровня управляющей мысли отрасли и, конечно, наличия носителей этой мысли, лидеров отрасли. МАКС - это проверка на наличие реальных лидеров. Вы не задумывались, откуда на нашем "вертолетном поле" появляются новые игроки, откуда они пришли, каков их профессиональный и человеческих багаж, и почему до сих пор о них не было ничего слышно… Поэтому хотелось бы увидеть настоящих, а не виртуальных лидеров, понимающих суть происходящих процессов и способных преломить ситуацию.

А добиться успеха можно, лишь закладывая предпосылки для будущего успеха, открывая новые возможности для развития отрасли. Не нужно пытаться разглядывать новое "в конце тоннеля", новое нужно приближать. Не пуская "пыль в глаза", а внедряя новые технологии производства и сопровождения эксплуатации, создавая единое информационное пространство всего жизненного цикла программ.

МАКС - это ответ на вопрос, какие мы закладываем предпосылки для будущих успехов. Любые изменения нужно тщательно готовить, чтобы добиваться успеха на рынке, необходима планомерная работа по внедрению инноваций и мобилизации ресурсов.

Еще одно замечание. Домашний Салон - это двойная ответственность, это хорошая домашняя работа или заготовка, как хотите, праздник, который складывается из тяжелых, трудовых будней. Очень хочется надеяться, что осенью будет, что занести в актив. Времени осталось мало, нужно готовиться.

И последнее, МАКС - не место для разбирательств, кто в нашем "вертолетном доме" хозяин, а каков этот хозяин, насколько он рачителен, умен и есть ли у него стратегическое мышление....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка