Труд
20 апреля 2005, 10:40
Борт № 1
Судьба Воронежского авиазавода - это взлеты и падения, победы и поражения. Но не надо быть специалистом, чтобы понимать: от таких предприятий зависит и будущее нашей экономики
Немного истории
В начале 30-х годов прошлого века с полигона в Воронеже поднялся самолет-гигант "Максим Горький". Восемь двигателей, размах крыльев - 65 метров, грузоподъемность - 50 тонн. Можно лишь гадать, сколько рекордов установил бы этот богатырь, если бы не трагическая случайность - столкновение с другим самолетом. В 1936 году воронежские авиастроители дали путевку в жизнь самолету АНТ-25. Именно на нем Чкалов, Байдуков и Беляков удивили планету беспосадочным перелетом по маршруту Москва - Северный полюс - Ванкувер.
А перед самой войной со стапелей сходят тяжелые бомбардировщики дальнего действия. Чуть позже успешно прошел испытания и запущен в серию знаменитый Ил-2 - "летающий танк". Всего же за годы Великой Отечественной войны было изготовлено 18 тысяч "Илов", наводивших ужас на врага.
Четверть века назад торжественно открывали памятник штурмовику Ил-2. На митинге выступил дважды Герой Советского Союза Владимир Кокинаки - первый испытатель боевой машины. Он выразил уверенность, что воронежским самолетам суждено большое мирное будущее.
Кто бы мог тогда подумать, что наступит момент, когда многотысячному коллективу уникальных специалистов выжить и выстоять будет куда труднее, чем в войну.
А чайники не летают
Беда пришла под лозунгом "конверсия". В переводе на русский язык слово означает "превращение, изменение". Превращения начались в таком стремительном темпе и зашли так глубоко и далеко, что становилось жутковато. Работавшие на космос высокотехнологичные предприятия вроде "Химавтоматики" стали клепать чайники, утюги, а также мясорубки в широком ассортименте - от бытовых до промышленных монстров, способных перемолоть хоть тушу мамонта.
Попал в конверсионную ловушку и авиазавод. Директор ВАСО Вячеслав Саликов с горечью вспоминает: "Выпускали сенокосилки, стиральные машинки, рыбацкие лодки, спиннинги, термосы... Брались даже за отделку пассажирских железнодорожных вагонов с использованием авиационных технологий. А в основных цехах молчаливо и скорбно маячили фюзеляжи "Илов", не востребованных "Аэрофлотом".
Самое удивительное, что завод устоял: при наплевательстве со стороны "верхов", при откровенном понукании к самоуничтожению, при оскорбительной ориентировке "Аэрофлота" на подержанные "Боинги". Сохранился "золотой фонд" рабочих, техников, инженеров, в чем воочию убеждались постоянно наезжающие сюда премьеры. Сложилось нечто вроде ритуала. Стоило Черномырдину возглавить кабинет, как он сразу устремился на родину "Илов". Сел в кресло Кириенко - тоже поехал на "загнивающий флагман авиастроения". Аналогично поступил и Касьянов...
Премьеры приезжали и уезжали, наобещав с три короба. А элитный трудовой коллектив вновь возвращался к своим постылым сенокосилкам. "Аэрофлот" продолжал закупать рухлядь, которая на Западе давно уже свое отлетала. Во второй половине 90-х завод получил заказ - серьезный и почетный - сделать самолет для тогдашнего президента. Воронежцы с задачей справились. Правда, самолет для первого лица при всей своей комфортности был так напичкан разнообразным медицинским оборудованием, что заводские остряки окрестили его "летающей реанимацией".
А в 1999 году произошло знаковое событие: воронежский самолет Ил-96 Т получил сертификат Американского федерального управления гражданской авиации, что открыло возможность на равных конкурировать с зарубежными аналогами в международном воздушном пространстве. Но этот шанс не удалось использовать. Обещанная четырьмя премьерами "всемерная поддержка государства" обернулась мизерными финансовыми подачками.
Четыре повода, чтобы все изменить
В июне прошлого года ВАСО посетил Михаил Фрадков. Премьер ознакомился с пассажирским "Илом" последней модификации и прямо заявил: "Этот самолет отвечает требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня". Премьер озвучил также идею продажи лайнеров по лизинговой схеме, то есть фактически в кредит.
По мнению директора ВАСО Вячеслава Саликова, есть и другие поводы для осторожного оптимизма. При поддержке правительства впервые за последние десять лет объединение получило "пятилетний план" строительства лайнеров. Уже в 2005 году начнется сборка военно-транспортного самолета Ил-112 В для российских ВВС. Взят твердый и согласованный с некоторыми авиакомпаниями курс на увеличение выпуска Ил-96 в пассажирском и грузовом исполнении. По расчетам специалистов, есть шанс в ближайшей перспективе довести до ста число сошедших со стапелей самолетов.
Повод третий: распоряжением президента Владимира Путина губернатору Воронежской области Владимиру Кулакову дано задание возглавить рабочую группу Госсовета по вопросам развития российского авиационно-промышленного комплекса. Губернатору дотационного региона очень нужно нормально работающее предприятие, исправно и сполна платящее налоги в бюджет, который сегодня формируется по принципу небезызвестного тришкина кафтана.
- Государство тоже не останется в накладе,- убежден Владимир Кулаков.- Если в авиапром будет вложено 10 миллиардов, то очень скоро в казну вернется сумма в три-четыре раза большая.
Повод четвертый - не столько материальный, сколько эмоциональный: на ВАСО изготовлен и сдан новый "борт номер 1" для Владимира Путина. По словам заслуженного летчика-испытателя полковника Виктора Галкина, президентский лайнер "второго поколения" отличается от прежнего высокой функциональностью: "Рабочий кабинет с космической связью, комната отдыха, душ. Ничего лишнего, никакой роскоши..."
"Борт номер 1" в сегодняшнем варианте - это командный пункт. Это пункт управления государством, ибо президент отвечает за Россию, находясь не только на земле, но и в небе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции