АвиаПорт.Ru
20 апреля 2005, 20:54
Минтранс проявляет аварийную жесткость
Минтранс РФ намерен жестко контролировать исполнение своего приказа об оснащении ВС, выполняющих полеты над территорией России, автоматическими радиомаяками, работающими в системе КОСПАС-САРСАТ
Требование об оснащении воздушных судов аварийными радиомаяками было принято Минтрансом РФ еще в августе 2004 года. Однако, по данным директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации, картографии и геодезии Минтранса Карла Руппеля, до сих пор из примерно 2500 эксплуатируемых в стране самолетов и вертолетов только около 400 оснащены необходимым оборудованием. Видя причину столь нерасторопного выполнения приказа в отсутствии документации, которую должны подготовить разработчики авиационной техники, Министр транспорта Игорь Левитин 19 апреля направил в Министерство промышленности и энергетики письмо с просьбой о принятии срочных мер по завершению работ, связанных с оснащением гражданских судов аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ.
Степень оснащенности наиболее массовых ВС отечественного производства аварийными радиомаяками:
Тип ВС | Эксплуатируется в РФ | Оснащено АРМ, шт | Оснащено АРМ, % |
---|---|---|---|
Ту-154 | 252 | 154 | 61 |
Ту-204 | 9 | 2 | 22 |
Ту-214 | 6 | 3 | 50 |
Ан-124 | 21 | 15 | 71 |
Ан-24 | 114 | 23 | 20 |
Як-42 | 66 | 19 | 29 |
Ил-86 | 47 | 14 | 30 |
Ил-76 | 88 | 12 | 14 |
Ил-96 | 14 | 11 | 79 |
Ил-62 | 43 | 4 | 9 |
Ми-8 | 641 | 34 | 5 |
Ми-26 | 26 | 4 | 15 |
Вопрос оснащения ВС радиомаяками стоит на повестке дня не первый год. Международная организация гражданской авиации ИКАО неоднократно рекомендовала устанавливать радиомаяки на воздушные суда, выполняющие полеты над малонаселенной местностью и водными пространствами. В России же после нескольких тяжелых происшествий, когда потерпевшее катастрофу воздушное судно удавалось обнаружить только спустя несколько суток, на этой проблеме было сконцентрировано внимание властей. Министр транспорта Игорь Левитин издал указ, согласно которому воздушные суда должны быть оснащены аварийными радиомаяками, один из которых должен быть автоматическим.
Серийное производство таких маяков освоено ФГУП "НИИ космического приборостроения", и сами приборы АРМ-406АС1 и АРМ-406П получили сертификат Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета еще в 2001 и 2003 гг соответственно. Однако их установка на воздушные суда требует подготовки комплекта конструкторской и эксплуатационной документации для каждого типа самолета или вертолета. До настоящего времени из 30 типов эксплуатируемых в России отечественных ВС в полном объеме документация оформлена только на 17, причем эксплуатационная документация, к примеру, не выпущена на наиболее массовый вертолет семейства Ми-8 / Ми-17.
Учитывая, что к заявленному в августе сроку (1 января 2005 года) процент оснащенности ВС радиомаяками был недопустимо мал, Минтранс принял решение об отсрочке введения этого требования. Так для воздушных судов, документация на которые была разработана к 1 декабря 2004 года, срок ввода в действие приказа перенесен на 1 июля 2005 года, а если таковой документации не имелось, срок отодвигался на 1 января 2006 года. Получив отсрочку, авиапромышленники установили для себя довольно мягкие сроки: по сведениям "АвиаПорт.Ru", вся необходимая документация на любые типы ВС должна быть подготовлена не позднее сентября 2005 года. В то же время каждый разработчик вправе выполнить эту работу досрочно.
Как сообщили в пресс-службе ОАО "Камов-Холдинг", документации по эксплуатации маяков на вертолетах Ка-32 и Ка-226 пока нет, однако на головных машинах они уже установлены и испытания ведутся, также подготовлен бюллетень по установке приборов. Основная проблема видится в том, что для выполнения серии полетов необходимо получить заключения ряда НИИ, и "Камов" гораздо больше времени тратит на согласования, чем на полеты. Однако к маю проблема должны быть решена.
Если принять сентябрь за точку отсчета, когда появится вся документация, у авиакомпаний останется крайне мало времени на то, чтобы оснастить ВС необходимым оборудованием. Дело в том, что НИИ КП, единственный производитель маяков АРМ-406АС1 и АРМ-406П, имеет ограниченные возможности по серийному выпуску. На предприятии корреспонденту "АвиаПорт.Ru" сообщили, что производственный цикл (срок изготовления) маяка составляет 3 месяца. И если сейчас существует некоторый задел на складе, позволяющий поставлять продукцию приблизительно спустя 2-3 недели после оплаты, то в случае возникновения дефицита придется ждать минимум пару месяцев. Правда, в НИИ КП утверждают, что производственные возможности позволяют в случае необходимости существенно увеличить выпуск приборов и изготовить комплекты на 2000 ВС к установленной дате. При этом сотрудник НИИ не преминул заметить, что в настоящее время спрос на маяки упал - пик приходился на ноябрь-декабрь 2004 года.
Еще один потенциальный барьер - установка радиомаяков на воздушных судах. Дело в том, что право на выполнение этой операции в России имеет не более 10 компаний, среди них "ВНИИРА-Навигатор-Сервис", "Аэро Импекс", "Взлет", "Ил-сервис", "Як-сервис", "РосАэро" и ряд других. С учетом того, что вал заказов появится ближе к критической дате, есть все основания полагать, что возникнет очередь, "хвост" которой будет располагаться уже в 2006 году.
Складывается традиционная ситуация, когда Минтранс кивает на авиапромышленников, а те, в свою очередь, утверждают, что авиакомпании сами не торопятся решать проблему, надеясь на авось. Отчасти правы обе стороны. Так например национальный перевозчик "Аэрофлот - российские авиалинии" еще в прошлом году полностью оснастил радиомаяками весь парк Ту-154 и все иностранные ВС. Однако, по словам пресс-секретаря компании Ирины Данненберг, ставить радиомаяки на Ту-134 неоправданно дорого. С учетом того, что "Аэрофлот" планирует заменять эти "тушки" на региональные самолеты нового поколения, авиакомпания считает нецелесообразным вкладывать средства в самолеты, с которыми скоро расстанется. Поэтому пока вопрос "висит в воздухе".
А цена вопроса действительно не мала. Один радиомаяк стоит около $4500, комплект - вдвое дороже. Стоимость же установки оборудования на самолет зависит от того, во сколько обошлась разработка конструкторской документации. По словам директора компании "ВНИИРА-Навигатор-Сервис" Александра Моисеева, оснащение самолетов разработки АНТК им. О.К. Антонова обойдется авиакомпаниям в наименьшую сумму - около $17000 за каждый борт. Эксплуатантам "Яков" придется выложить около $21000, "Илов" - $20000, "Ту" - $19000. Впрочем, эти суммы могут отличаться у разных сервисных компаний.
С учетом того, что выдержать установленные сроки вряд ли удастся, а Минтранс намерен жестко отстаивать названные даты, можно прогнозировать, что будет предложен промежуточный вариант, согласно которому отсрочку все же получат компании, которые уже заключили договоры на оборудование своих воздушных судов. Пока же Минтранс заявил о том, что вслед за письмом в Минпромэнерго может последовать и обращение в Правительство с просьбой принять более строгие меры в отношении авиапромышленности. Тем временем с авиакомпаниями министерство намерено продолжать проводить разъяснительные работы. "Принимать какие-то меры к компаниям, которые физически не могут этого выполнить, будет тяжело", - заключил К. Руппель....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 6, 2024
Аэрофлот открывает полеты в Улан-Удэ
Декабрь 6, 2024
тест
Декабрь 6, 2024
Почему споттинг в Узбекистане превращается в настоящий "подзаборинг"?
Декабрь 6, 2024
Россельхознадзор пресек попытки ввоза небезопасной растительной продукции в ручной клади и багаже пассажиров аэропортов Московского авиаузла