О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лидер российского двигателестроения переходит на режим экономии

В связи с временным сокращением заказов на изготовление основной продукции, ФГУП "ММПП "Салют" и его филиалы с 1 апреля 2005 года перешли на четырехдневную рабочую неделю

На международном форуме "Высокие технологии XXI века" ФГУП "ММПП "Салют" традиционно занимает центральное место: огромная экспозиция с многочисленными экспонатами, красочная реклама и разноцветные буклеты - полная благодать! А что скрывается за внешним благополучием?

По официальной информации, в связи с временным сокращением заказов на изготовление основной продукции, один из лидеров российского авиационного двигателестроения - ФГУП "ММПП "Салют" и его филиалы с 1 апреля 2005 года перешли на четырехдневную рабочую неделю. Правда, сделана оговорка, что мера эта временная и продлится она до 30 сентября 2005 года. Необходимо заметить, что аналогичные меры уже предпринимались на "Салюте" в прошедшем 2004 году.

Переход лидера российского авиадвигателестроения на режим экономии - знаковое событие. "Салют" - не простое предприятие, это лакмусовая бумажка состояния "здоровья" всего российского двигателестроения, да и не только двигателестроения. Если одно из наиболее успешных столичных предприятий, мощный научно-производственный центр мирового значения с богатейшей, почти вековой историей двигателестроения, объединяющий ряд крупных предприятий, обладающий всеми необходимыми сертификатами и лицензиями на разработку, производство, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию авиационных и наземных газотурбинных двигателей, продукция которого хорошо известная за рубежом и т.д. и т.п., испытывает серьезные трудности, то, что же тогда говорить о других?

За прошедшие пять лет "Салют" сумел провести глубокую техническую и структурную перестройку, сделать мощный научно-технологический задел, позволившие создавать уникальные проекты, чего стоит парогазовая установка мощностью 60МВт для Мосэнерго или действующий газификатор. Правда, нужно признать, что в последнее время "салютовские" проекты "забуксовали", но это лишь еще одно подтверждение сложности экономического положения.

Вряд ли в России сегодня найдется предприятие, которое сравнится с "Салютом" по технической оснащенности (более 500 единиц самого современного оборудования лучших зарубежных фирм). Завод обладает мощным кадровым потенциалом высококвалифицированных специалистов (один из немногих, "Салют" имеет свой собственный институт целевой подготовки специалистов) и активно осваивает новые информационные технологии проектирования и производства сложнейших деталей и узлов.

И несмотря на все это, несмотря на агрессивную рекламную компанию, несмотря на всестороннюю поддержку московского правительства и активные действия, предпринимаемые заводским менеджментом, финансовая ситуация остается настолько сложной, что руководство вынуждено было переходить на режим жесткой финансовой экономии.

Объективные причины ухудшения положения российских двигателестроителей общеизвестны:
  • резкое повышение конкуренции на мировом рынке (старые ниши теряем, а новые не приобретаем);
  • общее снижение качества продукции (стали хуже работать);
  • нарастание кризисных явлений в научно-технической базе и воспроизводстве профессиональных кадров;
  • снижение внимания и заботы со стороны государства (снижение даже мягко сказано).
Однако, кажется что "приводные ремни" трудного положения, в которое попал "Салют", лежат несколько в иной плоскости. Московские предприятия подкашивает "земельный вопрос". "Заоблачная" стоимость земли превратила крупные заводы из недавних хозяев Москвы в заложников надвигающегося земельного передела. И "Салют" со своим лакомым прямоугольным кусочком столичной земли с размерами: 0,5 км на 1,5 км рядом с метро "Семеновская" с отличными подъездными путями (шоссе "Энтузиастов" и железная дорога) один из первых на очереди. Добавьте сюда объекты социальной сферы (жилье, стадион "Крылья Советов", дома культуры и отдыха, детские лагеря, санаторий, сеть общественного питания и магазинов), и становится понятно, что игра пойдет по-крупному. Поэтому идея переноса завода за пределы МКАД, не кажется столь уж абсурдной, имея под собой реальный, осязаемый финансовый интерес.

Пример "Салюта" показателен. Вопрос ведь ставится значительно шире, чем "выберется или не выберется" - способны ли мы формировать собственную самостоятельную политику в области авиационного двигателестроения и эффективно управлять такой сложной отраслью? Ответ не заставит себя долго ждать.

Вместо заключения. Упор, который в последнее время на разных уровнях делается на государственную поддержку, уводит в сторону от проблемы, искусство стратегического управления заключается не в том, как получить или "урвать", а как "грамотно" распорядиться!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка