Ведомости
28 апреля 2005, 07:39
Бомбят аэродром
Претензии за 2001 г. почти на $10 млн предъявлены международному аэропорту "Шереметьево". Аэропорту удается защищаться: "Шереметьево" добилось запрета на арест своих счетов
100% акций международного аэропорта "Шереметьево" принадлежат государству. В 2004 г. аэропорт обслужил 12,7 млн пассажиров. Выручка за 2004 г. - 4,3 млрд руб., чистая прибыль - около 700 млн руб. В 2001 г. выручка аэропорта составила 3,2 млрд руб., чистая прибыль - 619 млн руб.
Отчетность "Шереметьево" за 2001 г. налоговики проверили еще в конце прошлого года, а в начале этого года выставили претензии, обвинив аэропорт в занижении налогооблагаемой базы, НДС и др. Но сумма претензий, по словам двух знакомых с итогами проверки источников, менялась трижды. На начало года она составляла около $20 млн, но после возражений "Шереметьево" сократилась до $18,5 млн. А последняя цифра оказалась почти вдвое ниже первоначальной, рассказывают собеседники "Ведомостей".
Претензии налоговиков вызвало то, что "Шереметьево" учло в своих затратах расходы на содержание аэродрома, объекты которого принадлежат государству. С 1994 г. в России приватизация таких активов (например, взлетно-посадочные полосы) запрещена. Но аэродромы нуждались в инвестициях. Поэтому с конца 1990-х гг. ими пользовались операторы аэропортов и они же тратились на содержание аэродромного хозяйства. У "Шереметьево" до сих пор нет документов на использование инфраструктуры аэропорта, о чем недавно напомнила Счетная палата. Но, как указали налоговики, в 2001 г. "Шереметьево" оформило на себя затраты на содержание взлетно-посадочных полос, неправомерно снизив налогооблагаемую базу.
В "Шереметьево" и Федеральной налоговой службе от комментариев отказались. В Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №6, которая проверяла аэропорт, подтвердили только суть выявленных нарушений и факт переписки с Минфином.
Понимая, что это нарушение можно зеркально переносить и на 2002-2004 гг., в феврале налоговики обратились за разъяснениями в Минтранс и Минфин, рассказывают чиновники этих ведомств. Вмешательство этих министерств, а также администрации президента и привело к сокращению претензий к "Шереметьево". "Мы вступились [за них], потому что фактически аэропорт мог пострадать за систему, - объясняет чиновник Минтранса. - У "Шереметьево" не было выхода, оно должно было вкладываться в полосы".
Эта проблема касается всех крупных аэропортов России, отмечают в пресс-службе Минтранса. Об этом, по словам представителей Минфина, написал налоговикам в марте и профильный департамент министерства.
В итоге эта часть претензий была снята и сейчас общая сумма налоговых претензий к "Шереметьево" составляет 263 млн руб.: 159,1 млн руб. доначисленных налогов и 103,9 млн руб. пени. Эти цифры "Шереметьево" указало в иске к налоговикам, сообщили "Ведомостям" в пресс-службе московского арбитражного суда. Иск был подан 19 апреля. А уже на следующий день в качестве обеспечительной меры налоговикам запретили в бесспорном порядке арестовывать счета аэропорта и списывать с них сумму претензий, рассказывают в суде. Предварительное слушание дела пройдет 6 мая.
Эксперты высоко оценивают шансы "Шереметьево". Госкомпаниям значительно проще отбиваться от налоговиков, чем остальным, констатирует Альберт Еганян из Vegas Lex. А чиновник администрации президента добавляет, что власти "сейчас снимают еще часть претензий".
Впрочем, Еганян допускает, что аэропорт все-таки попросят доплатить, приведя в пример 3 млрд руб. претензий к "Транснефти" за 2001 г. и доначисленные за 2000-2001 гг. $80 млн налогов "дочкам" "Роснефти". "История с "Шереметьево" вписывается в общую тенденцию ужесточения налогового контроля независимо от форм собственности и структуры акционеров", - соглашается аналитик ОФГ Елена Сахнова. Пока, по ее словам, ситуация для "Шереметьево" не критична. Сумма претензий - треть прошлогодней прибыли, поэтому выплаты не сильно скажутся на деятельности аэропорта, полагает Сахнова. "Но в целом за 2001-2004 гг. налоговые претензии будут стоить аэропорту годовой прибыли и даже больше. К банкротству это, конечно, не приведет, но все равно малоприятно", - резюмирует аналитик....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции