О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пламенные моторы "Сатурна"

НПО "Сатурн" - одна из "точек роста" национальной экономики, того ее сектора, который связан с разработкой и производством наукоемкой и высокотехнологичной продукции

НПО "Сатурн" - это объединение проектно-конструкторских предприятий и серийных заводов, производящих двигатели для военной и гражданской авиации, боевых кораблей Военно-морского флота. В преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне следует особо подчеркнуть вклад рыбинских моторостроителей в разгром врага. Сегодня на двигателях НПО "Сатурн" летает, пожалуй, большая часть военных и гражданских самолетов, изготовленных в России. Основными потребителями его продукции являются более 120 авиакомпаний в России и за рубежом, а также Министерство обороны РФ, МЧС, МВД, РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России". В компании работают 18 тысяч человек. Ныне "Сатурн" - это одна из "точек роста" национальной экономики, того ее сектора, который связан с разработкой и производством наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

О днях войны и новых свершениях НПО "Сатурн" читайте в сегодняшнем выпуске "Авиация России".


Около 70 процентов самолетов Ил-76, составляющих основу авиационно-транспортного парка России, находятся в эксплуатации 10 - 15 лет. Помимо этого в отечественных ВВС есть "немолодые" самолеты-топливозаправщики Ил-78, российские аналоги АВАКСов - А-50. На всех этих лайнерах установлены двигатели Д-30КП. Так что стоящие на повестке дня вопросы об их модернизации и ремоторизации не из числа праздных. Добавьте к ним вступление в силу в ближайшем будущем требований ИКАО по эмиссии вредных веществ, уровню шума, и поймете, насколько злободневна эта тема для российских и зарубежных эксплуатантов, занимающихся грузоперевозками на Ил-76. Вот еще почему состоявшийся в Научно-производственном объединении (НПО) "Сатурн", ведущем двигателестроительном предприятии России, демонстрационный запуск авиадвигателя Д-30КП "Бурлак" вызвал повышенный интерес у представителей Министерства обороны, Федерального агентства по промышленности и других специалистов.

Среди присутствующих шли разговоры о замене трехступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый вентилятор, увеличении степени двухконтурности и о многом другом. Для обывателя более понятны другие преимущества, которые дает Д-30КП "Бурлак".

НПО "Сатурн" пошло по пути "малобюджетной" модернизации, которая позволяет при минимальных затратах получить максимальный положительный эффект. Предприятие в инициативном порядке на собственные средства выполнило все необходимые работы. Только за прошлый год в проект вложено около ста миллионов рублей. В марте 2005 года объединение успешно провело этап стендовых испытаний двигателя "Бурлак".

Специалисты шутят: летает двигатель, а самолет только тормозит его. При проектировании ставилась задача повысить тягу двигателя с 12.000 до 13.000 кг, конструкторы достигли параметра 14.000 кг. При дальнейшей доводке этот показатель решено сделать нормой. В таком случае можно увеличить взлетный вес самолета до 195 тонн, взлетать с более короткой ВПП, иметь запас мощности при более высокой температуре окружающей среды.

Температуру газов перед турбиной уменьшили на сорок градусов. Вроде бы небольшое значение, но в конструировании этот шаг дается непросто, он позволяет повысить срок службы двигателя и увеличить ресурсы и сроки его службы. При этом заметно снижен и удельный расход топлива - на 11 - 18 процентов.

Представители Генерального штаба ВС РФ и Военно-воздушных сил не скрывали своего интереса к демонстрационному запуску "Бурлака". Сложилось впечатление, что они волновались не меньше хозяев. Площадка у испытательного стенда не рассчитана на большое количество гостей, но военные специалисты были в первом ряду, заинтересованными взглядами считывали показания приборов.

Еще совсем недавно немногие верили в успех модернизации двигателя Д-30КП-2. Страна переживала не лучшие времена, за отправную точку работ по обновлению авиапарка ВВС бралось то, что было в наличии. Военным предложили установить на транспортные самолеты двигатель другого класса мощности - ПС-90. Его и включили в федеральную целевую программу, выделив достаточно серьезные средства. На тот момент программа НИОКР пермских двигателестроителей была подобно победному знамени. Однако за прошедшие годы качественного прорыва не произошло и дальше деклараций дело не продвинулось. Так бы и доживали свой век Ил-76 без модернизации, если бы не рыбинские моторостроители.

Предлагаемая НПО "Сатурн" ремоторизация в сравнении с ПС-90 с ориентировочной ценой 100 млн. рублей выглядит следующим образом: стоимость нового двигателя "Бурлак" около 36 млн. рублей, модернизация Д-30КП-2 при ремонте - 24 млн. рублей.

Сегодня в эксплуатации находится более 2.000 двигателей Д-30КП-2, как говорится, работы непочатый край. Унификация "Бурлака" с базовой моделью составляет 75 процентов. Новая силовая установка в отличие от пермского конкурента не требует внесения дополнительных изменений в конструкцию планера.

Есть и другая графа экономии, о которой не говорят. Однотипность "Бурлака" со своим предшественником позволяет провести переучивание инженерно-технического состава в короткие сроки без дополнительных денежных затрат, в том числе и на командировки. В войска будет поступать "знакомый" движок, особенности эксплуатации которого хорошо известны. Это значит, что можно будет избежать многих ошибок в обслуживании, которые, как известно, зачастую приводят к поломкам техники. Права на подобную "роскошь" у российских ВВС нынче нет.

Как бы не интересовала военных новая разработка, но с окончательными выводами они пока не спешат, ожидая проведения всех испытаний и сертификации двигателя. Пока же представители НПО "Сатурн" и Министерства обороны обсудили перспективы и возможности ремоторизации парка ВВС, в котором более 300 самолетов нуждаются в "Бурлаке". Его серийное производство планируется на середину 2007 года. Помимо военного ведомства реализация планов объединения будет под пристальным вниманием авиационных специалистов МВД, МЧС, ФСБ и 17 ведущих гражданских авиакомпаний-эксплуатантов Ил-76. Впрочем, "Бурлака" ждут не только в России. Потенциальные зарубежные заказчики - Индия и Китай. В ближайшее время они получат более подробные официальные предложения от фирмы. НПО "Сатурн" рассчитывает получить заказы на проведение работ на 600 двигателях.

Успешный демонстрационный запуск "Бурлака" стал своеобразной отправной точкой в обсуждении других разработок рыбинских моторостроителей. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) - наиболее значимый проект для российских ВВС. НПО "Сатурн" выиграло конкурс и стало головным разработчиком силовой установки самолета 5-го поколения. По словам генерального директора НПО "Сатурн" Юрия Ласточкина, у программы ПАК ФА имеются трудности только финансового характера, технических проблем нет. Все работы идут по графику, первые прототипы двигателя уже переданы в ОКБ "Сухой".

Заслуживает внимания и двигатель АЛ-55 для учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов. Работы вышли на уровень заключения контрактов с потенциальными заказчиками. Разработка объединения выиграла индийский тендер на самолет HJT-36. Подписание контракта ожидается в этом году. В кооперации с индийской фирмой HAL планируется выпустить по лицензии более 1.000 двигателей. Объявлено, что после этого будет выполнена модернизация двигателя для HJT-39 и заключен следующий договор. Немало интересных предложений у "Сатурна" и по гражданской тематике.

В настоящее время ежегодный рост рынка региональных самолетов составляет 20 процентов в год. Авиапарк как на внутреннем, так и на внешнем рынке требует постоянного обновления. АХК "Сухой", о чем писала "Красная звезда", плодотворно работает над проектом RRJ. Выставка в Ганновере - еще одно тому подтверждение. Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер посетили российскую экспозицию, ознакомившись с проектом нового российского регионального самолета RRJ с двигателями SaM-146. "Новый проект - это перспективная программа развития авиастроения и одно из самых перспективных направлений в развитии авиации вообще", - заявил Владимир Путин. НПО "Сатурн" участвует в создании двигателя для регионального самолета на паритетных началах с французской фирмой Snecma Moteurs, с которой сотрудничает уже более 6 лет. С 2003 года идут работы по программе SaM-146. Стороны поделили поровну связанные с ней объемы финансирования, конструирования и последующего производства.

Реализация проекта требует вложения 600 млн. долларов. Французы на сегодняшний день выделили на свою часть программы около 200 млн. долларов. В России по федеральной целевой программе развития гражданской авиации в разделе двигателестроения для проекта SaM-146 запланировано 2 млрд. рублей, которые пока только ожидаются. И все же основное бремя финансирования лежит на частном бизнесе. НПО "Сатурн" готово вкладывать и собственные средства. Так, выручка по итогам прошлого года составила около 7 млрд. рублей, чистая прибыль за 2004 год - 1 млрд. рублей, а по итогам этого года планируется получить выручку порядка 9,5 млрд. рублей, а чистую прибыль - около 1,2 млрд. рублей. Рыбинские моторостроители уже инвестировали в совместный проект около 50 млн. долларов. И результаты налицо. "Сатурн" получил сертификат BVQI на систему качества, разработки, изготовления, ремонта и технического обслуживания газотурбинных двигателей. Подтверждены уровень технологических возможностей и система качества авиационного производства на соответствие международным стандартам ISO 9001, ISO 9002 и американскому AS 9000. А эти стандарты весьма жесткие. Например, при попадании птицы в авиадвигатель допускается обрыв не более одной лопатки вентилятора.

НПО "Сатурн" и Snecma Moteurs для производства деталей и компонентов двигателя создали совместное предприятие "ВолгАэро". В реконструкцию производственного цеха, от которого прежними остались только несущие колонны, вложено 250 млн. рублей. В новом корпусе площадью 10 тысяч квадратных метров все продумано даже до таких мелочей, как цветовая гамма. Идет наладка закупленного за рубежом уникального оборудования стоимостью 50 млн. евро. Здесь будут действовать три производственные линии для изготовления деталей: корпусных, "мелких" и являющихся, как говорят специалисты, телами вращения. Помимо этого созданы и технологические линии. В стенах цеха планируется делать сто двигателей в год.

Выход на новый уровень производства, где для работы на станках необходимы высшее образование и компьютерные навыки, заставил руководство предприятия обратить особое внимание на подготовку молодых специалистов. Поиск кандидатов ведется не только в Рыбинске, но и в других городах. Разработаны и действуют специальные программы обучения и переподготовки. Студенты проходят производственную практику на предприятии. Ежегодно НПО "Сатурн" берет на работу около 180 рабочих с высшим образованием.

Трудоустройство на фирму привлекательно по престижности, перспективам получения жилья и хорошей заработной плате. Ее считают основным критерием в оценке благополучия производства. На предприятии существует система поощрений и служебного роста, опирающаяся на личный вклад в производство.

Все это убеждает в продуманной политике развития НПО "Сатурн". Вот еще почему программа производства турбовентиляторного двигателя SaM-146 выглядит убедительно. В этом году ожидается начало стендовых испытаний. В 2006-м - сертификация и начало летных испытаний. 2007 год - серийный выпуск двигателя. Итогового результата осталось ждать недолго.

С первых дней Великой Отечественной войны Рыбинский машиностроительный завод перестроился на выпуск продукции, необходимой для фронта. Коллектив жил одним стремлением: дать больше авиадвигателей, своим трудом приблизить разгром врага. С июля по сентябрь 1941 года вместо предусмотренных заданием 3.371 мотора М-105, М-105П, М-107 было выпущено 3.458. Ими оснащались самолеты Як-1, СБ, Пе-2, роль которых трудно переоценить в сдерживании фашистских полчищ. Чтобы быстрей возвращать в строй поврежденные в бою истребители и бомбардировщики, работники завода организовали ремонт авиадвигателей во фронтовых условиях.

К осени сорок первого года война подошла к стенам Рыбинска. Машиностроительный завод враг не бомбил, рассчитывая захватить его невредимым. В середине октября началась эвакуация предприятия. Станки на платформы грузили в основном вручную. Работа по отправке оборудования была проведена всего за десять(!) суток: в тыл отправили 3.000 железнодорожных вагонов и 25 речных барж.

В декабре 1941 года произошло слияние эвакуированных в Уфу моторостроителей разных заводов в один производственный коллектив — Уфимский моторостроительный завод. Директором этого объединения был назначен заместитель наркома авиапромышленности В. Баландин, главным инженером — П. Лаврентьев, а главным конструктором — В. Климов. Первоначально все работы выполнялись под открытым небом на сильном морозе. Имеющиеся заделы позволили без промедления приступить к сборке моторов.

Необходимость возобновления производства авиадвигателей в Рыбинске стала очевидной сразу же после разгрома немцев под Москвой. В феврале 1942 года на территории эвакуированного предприятия начались работы по восстановлению производства и ремонту авиационных моторов М-105. В апреле 1942 года в Рыбинск из Уфы прибыл первый эшелон с оборудованием и людьми, а с конца месяца из стен завода стали выходить первые отремонтированные моторы.

Возрождение завода проходило под огнем вражеских бомбардировщиков. Налеты продолжались до середины 1943 года. Достаточно сказать, что на завод обрушилось более тысячи бомб — это половина от сброшенного на всю Ярославскую область. Пострадало 87 процентов производственных площадей. Вот почему летом 1942 года Наркомат авиационной промышленности принял решение: производство новых моторов на Рыбинском заводе не организовывать, сосредоточить усилия коллектива на ремонте моторов.

На завод в большом количестве поступали двигатели конструкции В. Климова: М-100, М-103, М-105, поврежденные в воздушных боях. Многие из них приходили вместе с остатками фюзеляжей и кабин, забитые землей с места падения, имели сгоревшие блоки цилиндров, погнутые коленвалы, деформированные крышки картера. До войны при подобных повреждениях двигатели списывались, а теперь необходимо было научиться возвращать их в строй.

Под руководством главного инженера А. Иванова, начальника конструкторского отдела Н. Шубина, главного технолога Н. Задорина завод освоил виды ремонта, ранее нигде не применявшиеся. Так, например, научились устранять грубые деформации картера. Тяжелые, крупные детали разогревались до 200 градусов в масле и рихтовались вручную. Наряду с этим изготавливались новые детали и запчасти. К концу 1942 года их номенклатура составила 340 наименований.

Работники завода в годы войны совершили настоящий трудовой подвиг. В цехах трудились - без выходных, без отпусков, по 15 - 17 часов в день, а иногда и круглые сутки - подростки, женщины, пенсионеры, вернувшиеся с фронта раненые. В тяжелейших условиях люди выполняли колоссальный объем работ. Действительно, все делалось для фронта, для Победы.

С апреля по декабрь 1942 года завод отремонтировал 728 двигателей, а в течение 1943 года — в 1,5 раза больше. В конце 1944 года моторостроители ценой самоотверженного труда выполнили правительственное задание по освоению производства серийных авиадвигателей для самолета Ли-2 и этим подвели итог важному этапу становления завода.

В 1945 году предприятию предстояло в полтора раза увеличить выпуск моторов, развить производство до уровня крупносерийного. На Рыбинском моторостроительном началось внедрение поточных методов организации производства. Завод продолжал набирать темпы. За четыре первых месяца 1945 года он выпустил двигателей больше, чем за весь 1944 год.

Вклад рыбинских моторостроителей в достижение Победы был отмечен высокими государственными наградами. За образцовое выполнение заданий правительства директор завода Г. Григорьев был удостоен ордена Ленина, главный инженер К. Анисимов, токарь Н. Арсентьев, главный энергетик Ф. Левенштейн, заместитель главного механика С. Беспалов, главный диспетчер завода Н. Попов — орденов Трудового Красного Знамени. Боевым орденом Красной Звезды были награждены слесарь-сборщик А. Сдобное, начальники цехов Г. Александров, Г. Вилков, П. Дерунов, В. Мотовилов, Н. Смирнов, старший мастер М. Чесноков, заместитель директора В. Тихомиров. В знак особых заслуг коллектива сотням работников завода первым в Ярославской области были вручены медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".

Из тысяч рыбинских моторостроителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, 18 за свои ратные подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза. Большинство из них были летчиками, как, например, Н. Бобин, Л. Орлов, Н. Архипов, П. Круглов. Первым в оккупированный Севастополь ворвался танк Н. Водолазкина, стали Героями воевавшие в пехоте В. Черкасов и А. Торопов. Боевых наград удостоены и многие другие моторостроители.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка