О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тариф "Космический"

Россия может лишиться монополии на космический туризм и части доходов от него. Американская корпорация Aera начала продажу билетов для частных полетов в космос

Россия уже в будущем году может лишиться монополии на космический туризм и существенной части доходов от него. В четверг американская корпорация Aera начала продажу билетов для частных полетов в космос на ракете Altairis. За возможность провести несколько минут в невесомости, придется заплатить 150 тыс. долларов.

Многолетние усилия в частном освоении космоса начинают приносить доход. Корпорация Aera, пообещавшая начать регулярные частные полеты в космос с 2007 года, в четверг начала продажу билетов будущим космическим туристам. Для полетов Aera Corp. разработала ракету Altairis, которую планирует испытать в августе будущего года, и в декабре 2006 года собирается провести первый коммерческий запуск с туристами на борту. Шестиместная ракета поднимется на высоту 128 километров, где космические туристы смогут испытать несколько минут невесомости, а затем Altairis начнет спускаться на парашюте на Землю. Путешествие в космос будет стоить 150 тыс. долларов. В 2007 году планирует совершить уже около 30 запусков Altairis.

Доходный бизнес

Космический туризм в будущем обещает стать весьма доходным бизнесом, поэтому борьба за деньги будущих космических путешественников набирает обороты уже сейчас. Проектами строительства собственных космических кораблей занимались более 20 частных компаний из 7 стран мира. Однако кроме Aera Corp. дальше всех пока продвинулась только частная компания Mojave Aerospace Ventures (см. справку), финансируемая одним из основателей корпорации Microsoft Полом Алленом. Эта компания в прошлом году провела несколько испытательных полетов своего космического корабля SpaceShipOne, который достиг высоты 116 км. Британский миллиардер Ричард Брэнсон, владелец компании Virgin Group, выкупил лицензию на технологию производства SpaceShipOne и обещает в 2007 году отправить в космос первую партию туристов. Коммерческий образец корабля SpaceShipOne будет называться VSS Enterprise, а полет на нем обойдется в 200 тыс. долларов.

Россия может потерять

Сейчас на космическом туризме зарабатывает только Россия, которая с появлением частных конкурентов рискует лишиться части доходов. И Деннис Тито, побывавший на МКС в апреле 2001 года, и миллионер Марк Шаттлворт из ЮАР, проведший неделю на станции в 2002 году, заплатили за свой полет по 20 млн. долларов. Учитывая, что пилотируемые полеты с туристами на МКС можно выполнять дважды в год, доход России от космического туризма мог бы составить 40 млн. долларов.

Впрочем, в России к заявлениям американцев о массовой продаже билетов относятся скептически. "Пока ни у одной американской компании ракет, приспособленных для космического туризма, нет", - говорит эксперт в области космонавтики Игорь Афанасьев. Единственным аппаратом такого типа остается SpaceShipOne, который построен для установления рекорда. "Построить несколько таких ракетопланов, конечно, можно, технических проблем для этого уже нет, но продавать на них билеты загодя, причем по цене 150 тысяч долларов - явная авантюра", - говорит Афанасьев. Кроме того, полеты на МКС серьезно отличаются от суборбитальных, поэтому говорить о конкуренции между ними вряд ли корректно.

Космический туризм небезопасен

Что касается России, то у нас похожую ракету пыталась строить компания "Космополис-21". Но, сделав лишь деревянный макет ракетоплана, компания не смогла привлечь необходимого финансирования. Разработка же такого аппарата, по оценкам экспертов, стоит около 30 млн. долларов. "Мы могли бы догнать американцев. Технический потенциал в космической области у нас до сих пор выше, да и трудозатраты меньше, чем на Западе", - считает Афанасьев. "Но нормально зарабатывать на таком виде туризма можно будет не скоро. Несколько лет космический туризм будет небезопасен, - говорит Афанасьев. - Его можно сравнить с первыми полетами человека на самолетах. Прошло около 50 лет со времени первого полета, прежде чем люди перестали бояться летать на самолетах".

Как частные компании пришли в космос

Мотивацией для создания первого суборбитального космического корабля SpaceShipOne стала премия X-Prize в размере 10 млн. долларов, объявленная в 1996 году группой инвесторов из Сент-Луиса (штат Миссури). Получить премию должен был тот, кто до 1 января 2005 года дважды в течение двух недель отправит в космос частный корабль с человеком на борту. Помимо Mojave Aerospace Ventures, которая после успешных запусков выиграла этот конкурс, построить свои корабли пытались еще 24 частные компании из 7 стран мира. Выигравший конкурс SpaceShipOne пилотировал 64-летний испытатель Брайан Бинни. С помощью специально разработанного самолета многоразового использования White Knight Бинни вывел SpaceShipOne на суборбиту и, проведя несколько минут в невесомости, благополучно посадил корабль на Землю....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка