О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летайте паровозами!

В Казахстане - скандал вокруг Air Astana: увольнения казахстанского персонала, предпочтение иностранной рабочей силе и не очень понятные финансовые схемы приобретения в лизинг и ремонта самолетов

Для нынешнего положения казахстанской гражданской авиации на летном жаргоне, наверное, не найдешь более подходящего термина, чем "глубокий штопор".

Уже несколько месяцев в нашей республике широко обсуждаются скандалы вокруг казахстанско-британской авиакомпании Air Astana: массовые увольнения казахстанского персонала, явное предпочтение иностранной рабочей силе и не очень понятные финансовые схемы приобретения в лизинг и ремонта самолетов.

А на днях из Арабских Эмиратов вернулся уже пятый с начала месяца казахстанский экипаж, проходивший стажировку на электронном тренажере - имитаторе самолета в учебно-тренировочном центре в Дубае. Вернулся, как и все предыдущие, ни с чем: стажировку так и не прошел, а следовательно, допуска к полетам не получил. На сегодня среди забракованных казахстанских пилотов - Олег Нещеткин, Марат Жилисбаев, Михаил Батаев, Аркадий Арефьев, Игорь Сегедин, Геннадий Стульбо, Владимир Мишин. К слову, все перечисленные пилоты - с многолетним опытом работы на самолетах Boeing. Обучались в США. Но тренажер в Дубае показал, что никто из них самолетом управлять толком не умеет - имея постоянную летную практику, они вдруг поголовно (всего за какой-то месяц! ) разучились летать...

Отстраненный от полетов Нещеткин, за плечами которого 25 лет непрерывного летного стажа, пробовал судиться. И тут выяснилось: в личном деле появился выговор, о котором он даже не слышал... Короче, суд он проиграл и уволился по собственному желанию. Так и написал в заявлении - ухожу из-за дискриминации по зарплате.

- А вы зайдите на официальный сайт Air Astana в Интернете, - пояснил причину своего увольнения пилот. - Там висит объявление, что на работу принимаются иностранные летчики на зарплату выше среднемировой. А теперь сравните это с теми деньгами, что получаем мы. Те же турецкие экипажи, работающие у нас, получают несравнимо больше. А ведь они, находясь у нас в командировке, имеют еще и суточные, им оплачивается проживание в самых дорогих отелях Казахстана. От такого отношения в собственной стране я порядком устал...

Кстати, по нашим сведениям, зарплата пилота-турка составляет 8-9 тыс. долларов, наш пилот за ту же работу получает $1200...

Олег Нещеткин и его товарищи (их фамилии названы выше) попытались протестовать, даже организовали что-то вроде профсоюза и... у них тут же начались проблемы, пошли нарекания по работе. А в довершение всего они не смогли пройти тест в Эмиратах...

Кстати, на тренажере их экзаменовал пилот из... Индии - страны, где только в этом году берутся осваивать новые самолеты Boeing 737-800. А наши освоили эту модель еще три года назад. Самое интересное: после того как наши пилоты получили в Дубае "недопуск к полетам", двое из них тут же были приглашены работать в Индию - в качестве инструкторов для пилотов-индусов (на сегодняшний день они уже в Дели)...

А вот документ, датированный еще 2004 годом, - ответ Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций одному из авиаинженеров, задавшему по поводу ситуации в Air Astana вопрос в прямом эфире Нурсултану Назарбаеву. Выполняя поручение администрации президента, глава Комитета гражданской авиации Алматбек Мамбетов сообщает: иностранные специалисты привлекаются в целях обеспечения безопасности полетов и высокого уровня обслуживания пассажиров на основе передовых международных стандартов. Далее цитирую господина Мамбетова дословно: "Количество иностранных специалистов незначительно (не более 4 человек), и по мере обучения и приобретения практического опыта казахстанским персоналом авиакомпании будет заменено на граждан Республики Казахстан".

Между тем, по нашим данным, только за последний год в Air Astana успели поработать пилотами, стюардессами, инженерами около сотни турецких граждан (поименный список в редакции имеется)...

А примерно с полгода назад во все авиакомпании Казахстана поступила еще одна бумага из Комитета гражданской авиации - об отмене действия так называемого НТЭРАТ (единого наставления по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту авиатехники).

Посвященные знают: документ этот был утвержден чуть ли не в советские времена, и без неукоснительного соблюдения заложенных в него инструкций, правил и требований ни один авиатехник ни гайку затянуть, ни шуруп закрутить, ни шплинт поставить не имеет права.

Так вот, с легкой руки господина Мамбетова без этого самого основополагающего наставления казахстанская авиация летала в течение нескольких месяцев, вплоть до марта этого года. Я (как и большинство пассажиров), регулярно летая казахстанскими авиарейсами, даже не догадывался, что одним росчерком пера под угрозу была поставлена моя безопасность, а по большому счету - моя жизнь. Но это, как говорится, еще цветочки. Известно, что у нас в республике для всех компаний действуют жесткие квоты на использование иностранной рабочей силы. На каждого работающего иностранца надо получать разрешение в Министерстве труда и соцзащиты и в местных акиматах. Компаниям-нарушителям грозит наказание, вплоть до лишения лицензии.

Но авиация почему-то стала исключением. Не так давно выяснилось, что у авиакомпании Air Astana имеется квота то ли на шесть, то ли на восемь человек. А все остальные попали в Казахстан на основе установленного с Турцией безвизового режима и не имеют права работать в нашей стране. Стало быть, наши с вами жизни - в руках нелегальных гастарбайтеров? !

И тут уж ничего не остается, кроме как вспомнить горькую шутку прежних времен: "Летайте паровозами "Аэрофлота!"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка