О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлетная полоса ХАЗа

Не так давно харьковский авиазавод заключил три крупных контракта: общая сумма договоров с Египтом, Суданом и Ираном составляет около двухсот миллионов долларов

Не так давно харьковский авиазавод заключил три крупных контракта: общая сумма договоров с Египтом, Суданом и Ираном составляет около двухсот миллионов долларов. Сегодня туго набитый портфель заказов обязывает ХАЗ увеличить темпы производства в два раза. Об этом в пятницу на пресс-конференции заявил гендиректор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Павел Науменко.

Суданцы заплатят "хазовцам" 102 миллиона долларов за шесть транспортных самолетов. На переговорах с министром авиации Али Тамима Фертаком было оговорено, что первый самолет будет поставлен через 12 месяцев с начала оплаты контракта, а потом по одной машине каждые два месяца. В Египет три транспортных самолета начнут "улетать" с конца июля-начала августа в соответствии с условленным графиком. Финансовая сторона египетского контракта руководством завода пока не разглашается, но и невооруженным глазом видно, что сумма немаленькая.

Еще 56 миллионов долларов завод может заработать в ближайшие два года на иранском контракте. Сегодня директор авиастроительной компании HESA рассказал, что харьковчане поставляют на иранский завод комплекты для строительства пассажирских Ан-140. Иран с харьковским авиазаводом работает уже десять лет, за это время на заводе в Исфахане по украинским технологиям собрали три самолета, в планах — поставка комплектующих еще для 80 машин. Павел Науменко подчеркнул, что самолет на 70% состоит из покупных составляющих, которые производятся на сотнях предприятий Украины, России, Западной Европы и США. "В этой связи мы ведем скоординированную политику закупок и, естественно, продаж. На рынке должен быть один игрок и одна ценовая политика; таким образом, украинский и иранский самолет должен иметь одну цену, соответствовать одним техническим характеристикам, иметь одно лицо и высокое качество". Гендиректор отмечает: прецедентов подобных контрактов в мире фактически нет. Более того, позитивных итогов от подобного рода сотрудничества практически никто не добивался. Управляющий директор авиастроительной компании HESA Аббас Фаллах заявил, что после стольких лет работы может с радостью заявить, что в настоящий момент Иран стал страной, в которой есть авиационная промышленность. Правда, палкой в колесе иранского контракта может стать конструкторское бюро имени Антонова, партнер ХАЗа, с которым у харьковчан сегодня судебные тяжбы.

В разговоре с журналистами Павел Науменко сообщил, что изменение курса доллара привело к определенному напряжению в экспортных договорах, особенно тех, где уровень рентабельности очень низок. По его словам, авиапромышленность относится именно к таким отраслям, где прибыльность крайне мала. Чтобы продолжать обоюдовыгодное сотрудничество с Ираном, прибыльное для обеих сторон, предприятию необходимо было подвергнуть определенного рода ревизии механизмы расчетов, которые изначально закладывались в этот контракт. Руководство ХГАПП решило не повышать цены, а просто-напросто улучшить совместный менеджмент.

Третьим городом, после Харькова и Исфахана, в котором планируют собирать Ан-140, в ближайшем будущем должна стать Самара. Павел Науменко отметил, что уже в июне здесь сдадут первый самолет. Главные трудности с соседями заключаются в слабом финансировании российских коллег. Но несмотря ни на что, планируется, что в ближайшем будущем на трех заводах — украинском, иранском и российском — в год должны собирать до 25-27 Ан-140. Правда, помешать амбициям ХАЗа может все тот же конфликт с АНТК Антонова. Конструкторы требуют у харьковчан вернуть долги. Они уже добивались ареста имущества завода, но всего на неделю; теперь руководство ХГАПП выдвинуло ответный иск. Харьковчане мечтают "жить дружно" и рассчитывают на мировое соглашение. "Нельзя войти в конфликт между левой и правой рукой одного организма, разработчик и производитель обречены быть вместе навсегда, потому что если нет этого единства, то нет и конечного продукта", — говорит Павел Науменко. Он утверждает, что настоящая причина конфликта с КБ Антонова — не долги, а возможность объединения двух предприятий. ХАЗ хочет интеграции, а в перспективе — создания национального авиастроительного концерна. "Антоновцы", как отмечают руководители ХАЗа, не видят выгоды в объединении. Поставить точку в конфликте, уверен гендиректор, может только высшее руководство страны.

Справка

Руководство ХАЗа прорабатывает вопрос коммерческого предложения Министерству транспорта и связи Украины об обновлении старейшего парка воздушных судов в нашей стране. Они предлагают разместить заказ в количестве семи самолетов Ан-140-100 в соответствии с намерением Минтранса создать объединенную региональную авиакомпанию для обеспечения внутренних перевозок. Этот план пока обсуждается специалистами министерства и имеет большую перспективу быть реализованным уже в этом году. Кроме того, 6 июля 2004 года предприятие заключило в Баку договор с Azerbaijan Hava Yollari на поставку четырех самолетов Ан-140-100, первый из которых был передан заказчику 27 ноября. Также завод подписал контракт с таджикской авиакомпанией Toj-Airlines на поставку одного самолета Ан-140-100. Аналогичный контракт подписан с казахстанской авиакомпанией "Аэромост-Астана".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерний Харьков». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка