О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЕADS рвется на рынок США

EADS развивает небывалую активность в США: открытие новых заводов, партнерство с крупными американскими военными подрядчиками, приглашение на работу заслуженных военных отставников

Это было весьма символично: 5 мая Европейский аэрокосмический оборонный концерн EADS объявил четыре американских штата, вышедших в заключительный тур объявленного им тендера на площадку для сборки самолетов-заправщиков для ВВС. И кто же был приглашен франко-немецким гигантом EADS в качестве консультанта по недвижимости? Не кто иной, как Роджер Штаубах (Roger Staubach), легендарный квотербэк (распасовщик в американском футболе. - "Профиль").

Это лишь один эпизод, иллюстрирующий небывалую активность, развитую EADS в последнее время. Тут и открытие новых заводов в США, и партнерство с крупными американскими военными подрядчиками, и приглашение на работу заслуженных военных отставников, у которых столько регалий, что под их тяжестью затонет и линкор. 10 мая EADS объявил о том, что совместно с Raytheon Co. будет участвовать в тендере на строительство транспортника для Военно-воздушных сил США - заказ на $3 млрд. Кроме того, EADS также планирует побороться за $2-миллиардный контракт на легкий многоцелевой вертолет для американских Сухопутных войск.

Заполучив приличный кусок американского военного бюджета, EADS подстрахуется на случай проблем со своим подразделением гражданских самолетов Airbus, обеспечивающим две трети годового оборота концерна в $41 млрд. Впрочем, пока непосредственной угрозы нет: 9 мая EADS сообщил, что благодаря поставкам Airbus в I квартале прибыль концерна выросла втрое, до $846 млн. Однако в последнее время львиная доля заказов на новые самолеты достается Boeing Co. И председатель правления, гендиректор EADS North America Ральф Кросбимл. (Ralph D. Crosby Jr.) стремится нарастить объемы военных заказов, чтобы за счет этого увеличить оборот EADS в США с $648 млн. в прошлом году до $1 млрд. к 2006-му.

Получится ли у EADS американизироваться? Вашингтон ведь не забыл, что Европа была против войны в Ираке. Нарастает напряжение и в связи с госдотациями Airbus. А компания Boeing, которая тоже весьма и весьма не прочь получить заказ на заправщики, пользуется значительной политической поддержкой. Но при всем при этом некоторые эксперты считают, что EADS может добиться успеха. "Мешает ли EADS сильный встречный ветер? Несомненно, - говорит Джон Хэмр (John J. Hamre), президент вашингтонского Center for Strategic & International Studies и бывший замминистра обороны США. - Но у них очень убедительная стратегия".

Стратегия, ориентированная на то, чтобы "присосаться" к бюджету Пентагона, разработана Кросби, выпускником училища Сухопутных войск США в Уэст-Пойнте и бывшим топменеджером Northrop Grumman Corp. Главное, чем она привлекает, - это созданием новых рабочих мест. "Наш девиз - инсорсинг (т.е. опора на внутренние резервы, в противовес аутсорсингу. - "Профиль")", - отмечает Кросби. За последние семь месяцев на свои предприятия в Коламбусе (штат Миссури) и Мобайле (штат Алабама) компания наняла более 100 работников.

Взаимная нейтрализация

Это вроде бы немного, но рабочих мест может стать гораздо больше, если EADS все-таки вырвет себе контракт на самолеты-заправщики. Концерн ведет переговоры с Northrop Grumman о совместном участии в тендере на заказ Военно-воздушных сил США, стоимость которого в течение 20 лет может, по оценкам, превысить $360 млрд., включая запчасти и техническое обеспечение. Работу получат более 1000 американцев. Кросби утверждает, что финалисты тендера EADS на площадку для сборки заправщиков отбирались "по четким деловым критериям", включая наличие глубоководного порта. Но при этом отмечает, что EADS также заинтересован в тех, кто смог бы "представить концерн знаково", иными словами, штаты, чьи власти имеют политический вес. В число финалистов вошли Флорида, где губернатором брат президента Джорджа Буша (George W. Bush) Джеб (Jeb), и Миссисипи, где губернаторствует Хейли Барбур (Haley Barbour), некогда возглавлявший национальный комитет Республиканской партии США. Остальные - Южная Каролина и Алабама - также совершенно республиканские.

Разумеется, своя группа поддержки есть и у Boeing, особенно в штате Вашингтон, где не одно десятилетие располагается штаб-квартира компании и где на нее работают более 57 000 человек. Но Boeing приходится много сил тратить на то, чтобы сгладить последствия череды недавних скандалов. Самый заметный из них - незаконное предложение должности в Boeing чиновнику из ВВС США, устраивавшему предыдущую неудачную сделку по заправщикам. Именно поэтому в том, что касается политических баллов, Boeing и EADS способны "нейтрализовать друг друга", считает Жак Гэнслер (Jacques S. Gansler), бывший помощник высокопоставленного чиновника из Пентагона. В результате ВВС могут разделить контракт, сохранив тем самым конкурентную среду и избежав слишком сильной зависимости только от одного поставщика. Резон в этом есть. Как в прошлом Роджер Штаубах, Кросби тоже ведет свою команду к победе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка