Профиль
23 мая 2005, 12:21
Подбили?
Россияне рискуют остаться без еще одного предмета своей гордости. Крупнейшие экспортные контракты производителя МиГ-29 РСК "МиГ" находятся под угрозой
Контракт стоимостью $1,5 млрд. на поставку ВВС Алжира 51 МиГ-29, возможно, так и не будет заключен. Об этом сообщил авторитетный американский журнал Air Forces Monthly. Как заявил источник издания, знакомый с деталями переговоров, "правительство (Алжира. - "Профиль") не впечатлили малая дальность полета, плохой послепродажный сервис и вооружение МиГ-29".
По словам источника, Алжир планирует закупить от 60 до 80 новых истребителей в течение ближайших десяти лет. Скорее всего, теперь потребность в них будет удовлетворена за счет закупок тяжелых многоцелевых истребителей Су-30, а также американских истребителей F-16 либо французских истребителей Rafale.
В РСК появление подобных утечек информации объясняют исключительно происками конкурентов. "Информация о срыве переговоров к нам не поступала,- заявила "Профилю" пресс-секретарь РСК "МиГ" Елена Федорова. - Поскольку в этом сообщении упоминаются конкретные характеристики нашего самолета, можно предположить, что за всем этим стоят конкуренты. К тому же опыт показывает, что, когда обсуждение того или иного контракта действительно вступает в завершающую стадию, все утечки прекращаются".
Даже если сообщение о срыве переговоров не соответствует действительности, они как минимум затягиваются. Так, на момент увольнения осенью 2003 года Николая Никитина, который был основным вдохновителем алжирского проекта, в корпорации намекали, что все детали контракта будут согласованы не позднее января 2004 года. Затем анонимные источники сообщили о предстоящем подписании документа в апреле прошлого года. Тогда же эту информацию подтвердили и в Минпромэнерго России. Наконец, в июне испанское агентство EFE со ссылкой на алжирские диписточники объявило о скором окончании переговоров. С тех пор минул год.
"Бесконечный перенос сроков должен настораживать, - продолжает собеседник "Профиля". - В таких тендерах не принято говорить "нет". Обычно начинают "кормить завтраками", просят отсрочку, чтобы еще раз оценить технический облик, посмотреть цену, сравнить с предложениями конкурентов и т.д.".
Настораживать должны и многочисленные кадровые перестановки в руководстве алжирских вооруженных сил. Так, например, в конце апреля был отправлен в отставку главнокомандующий генерал-майор Бенслемани, который, говорят, имел непосредственное отношение к тендеру. Соответственно, можно предполагать, что за этим последует или уже последовало изменение групп влияния в правительстве этой страны, что обычно не проясняет судьбу подобных переговоров. Ведь в странах третьего мира личные связи зачастую оказываются более значимыми, нежели те или иные конкурентные преимущества самолета.
Эффект домино
Неудача в Алжире станет по-настоящему плохой новостью для РСК "МиГ". Корпорация может похвастаться только заказом ВВС Индии на поставку 16 палубных истребителей МиГ-29К/УБК для комплектования авиагруппы авианесущего крейсера "Горшков" - этот контракт был заключен в январе 2004 года. Стоимость авиационной части составляет $740 млн.
Впрочем, эти деньги еще только предстоит заработать. Контракт предполагает проведение большого объема НИОКР в условиях минимального финансирования и в сжатые сроки (поставки по контракту должны начаться уже в 2007 году, а полностью реализован он должен быть к 2009 году).
Представители РСК отрицают, что возможные проблемы с алжирским контрактом могут как-то отразиться на выполнении ее обязательств перед Индией. "Эти два контракта никак не связаны между собой, - заверила "Профиль" Елена Федорова. - Алжирский контракт будет финансироваться на алжирские деньги, индийский - на индийские".
По словам директора Центра анализа стратегии и технологии (АСТ) Руслана Пухова, средства на проведение НИОКР (их полная стоимость не разглашается) действительно заложены в стоимость индийского контракта (приблизительно по $10 млн. на каждый истребитель). Тем не менее, по мнению эксперта, реализовывать его придется в весьма жестких финансовых условиях, поскольку первый транш в $120 млн., который и должен был покрыть затраты на окончание НИОКР и постановку МиГ-29К в серию, был направлен на погашение печально знаменитого займа 1995 года в $230 млн. Исполнительный лист на взыскание с РСК $290 млн. (с учетом неустойки) был получен Минфином РФ в мае 2003 года.
В принципе, Алексей Федоров имеет опыт реализации аналогичного по сложности с технической и финансовой точки зрения контракта по Су-30МКИ. Причем тогда значительная часть работ пришлась на период после кризиса 1998 года. Однако за это корпорация "Иркут" поплатилась увеличением долгового бремени. Кроме того, сроки по выполнению этого контракта были все равно сорваны.
РСК "МиГ" уже имеет большой долг (по словам представителей корпорации, около $500 млн.), так что возможности корпорации для привлечения заемных средств крайне ограничены. Поэтому, по мнению Пухова, существует высокая вероятность того, что РСК МиГ не удастся выдержать график работ по реализации "корабельного" контракта. И уж тем более не стоит ожидать, что деньги, полученные за поставку МиГ-29К, приведут к быстрому финансовому оздоровлению корпорации.
Момент истины
Недостаток средств может косвенно повлиять на судьбу еще одного индийского контракта РСК "МиГ", от которого, без преувеличения, зависит будущее этой корпорации. Речь идет о тендере индийских ВВС на закупку и лицензионное производство 126 многофункциональных истребителей, за которые Индия готова заплатить рекордные $9 млрд.
Хотя официально о начале тендера не объявлялось, фактически он уже идет. Пока несомненными фаворитами считаются французы с их действительно сильным предложением Mirage 2000-5Mk2. Любые задержки поставок по "корабельному" контракту сделают отставание "МиГа" от основного конкурента безнадежным.
Тем не менее у РСК еще сохранились шансы на благоприятный исход. Во-первых, французский истребитель в следующем году снимут с серийного производства, а все производственные линии будут законсервированы. В случае победы в тендере французам придется вновь ставить самолет в серию, что, по мнению экспертов, приведет к его удорожанию почти на 40%.
Во-вторых, "МиГ" может рассчитывать на значительный лоббистский ресурс - но только в том случае, если тендер из частного предприятия отдельно взятой корпорации станет составляющей политики государства. Тем более что у России достаточно возможностей повлиять на итоги тендера. Например, мы вполне можем использовать интерес Индии к российским энергетическим ресурсам, а также ядерным, ракетным и космическим технологиям. Или предположим смелый дипломатический ход - разменять на "МиГи" поддержку кандидатуры Индии в постоянные члены СБ ООН и лоббирование в ее интересах реформы этой организации.
Кроме того, и наш президент мог бы замолвить словечко своему индийскому коллеге (он тут, кстати, приезжал в Москву на празднование 60-летия Победы) - ведь лучшего подтверждения традиционной российско-индийской дружбы, чем покупка российских истребителей, и не придумаешь. Цена вопроса такова, что Владимиру Путину совсем не зазорно выступить в роли лоббиста.
Наконец, даже ограниченный гособоронзаказ на МиГ-29 или хотя бы государственная поддержка НИОКР по МиГ-29К и МиГ-29М/М2 могли бы развязать корпорации руки в борьбе за крупные экспортные контракты (в прошлом году 89% выручки РСК "МиГ" получила за счет экспорта). Индийские $9 млрд. - возможно, последний шанс для РСК выбраться из затяжного кризиса. Если он будет упущен, история этой корпорации может оказаться сказкой про Золушку с несчастливым концом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 3, 2024
В Копенгагене задержали несколько человек из-за дрона над аэропортом
Декабрь 3, 2024
Минтранс разрабатывает поправки для защиты прав граждан при овербукинге
Декабрь 3, 2024
Московский аэропорт Домодедово модернизировал систему централизованной заправки самолетов
Декабрь 3, 2024
Авиасообщение с островом Кунашир наладят и в темное время суток